Форум » Рыбалка и охота » Последний рейс в Беринговом море » Ответить

Последний рейс в Беринговом море

Litops: Виктор Ушаков Сахалинский Последний рейс. Памяти погибших рыбаков (сокращенно) Рыбаки уходили в дальний рейс, длящийся порой до 9 месяцев, на небольших траулерах. Нельзя забывать, что в те годы на добывающем флоте была большая доля физического труда, без многих (какие существуют сейчас) механизмов и приборов, облегчающих работу. Многое делалось вручную. Не было и современных средств навигации, и импортных спасательных гидрокостюмов, защищающих от низких температур. Не зря говорят: рыбак – вдвойне моряк. Рыбаки работали на износ, чтоб прокормить семьи. К физической нагрузке добавлялось моральное и психологическое напряжение, Сказывалась усталость от пребывания в длительном рейсе вдали от родных берегов, подолгу не видя родных и близких. Погребенным ледяной пучиной Тот январский день помнят многие невельчане (жители города Невельск - прим. Lit). Тогда в город пришла страшная весть о том, что в результате обледенения во время сильного циклона в Беринговоморской экспедиции погибли экипажи средних рыболовных траулеров «Севск», «Себеж», «Нахичевань» Невельского управления тралового флота и СРТ «Бокситогорск» из Приморья. Борьба со стихией Каждую зиму и весну, начиная с 1959 года, в район островов Прибылова (США) выходят суда Беринговоморской экспедиции. Это одна из крупнейших в мире операций рыбодобывающего флота, в которой принимают участие до двухсот судов. Нынешняя зима была здесь на редкость суровой. Обычно циклон толкает перед собой теплые массы воздуха, как бы заранее оповещая о своем приходе. Этот же двигался безмолвно – у него не было теплого фронта. Всего сутки ему оставалось идти от Алеутских островов до флотилии. Синоптическая группа, находящаяся на плавбазе «Чукотка», 18 января 1965 г. в 19 часов предупредила все суда об урагане и о резком понижении температуры. Ночью 19 января начался сильный шторм, быстро перешедший в ураган. Что такое шторм в этих широтах? Нестерпимо колючие снежные заряды, волны, которые, перекатываясь через палубу, оставляют после себя ледяную корку, нарастающую тем быстрее, чем круче мороз, - за час четыре - пять тонн льда. Подчас море стреляет ледяной шрапнелью, куски льда способны пробить корпус судна, выбить иллюминаторы. Находиться на палубе опасно. Отец моего знакомого рассказывал ему после рейса невероятный случай. Он тоже был в той экспедиции и вернулся домой. На его глазах огромная волна смыла моряка с палубы в бушующее море, а затем другая волна вернула человека, закинула обратно на судно, на то же место. Это было чудо, в которое невозможно не поверить - моряк остался жив, искупавшись в ледяной пучине, но за одну минуту стал седым. А что такое ураган? Это когда совсем нет неба, а только вода, снег, лёд, перемешанные ветром дикой силы. Это когда лёд нарастает со скоростью до 10-15 тонн в час. Можно уйти в лёд, найти узкие каналы трещин и спрятаться в них – меньше качает. Но ледяные поля, сломанные волной, дробятся, могут пробить корпус.… Идти некуда. И остается одно – бороться. Как долго? Этого не знал никто. Капитану «Бокситогорска» Павлу Козлову приходилось бывать в жестоких переделках. В Арктике – ледокол «Красин», В Антарктике – китобоец.… Избороздил много морей и океанов, был опытным капитаном… Жизнь на траулере шла обычным морским порядком. В положенное время радист Леонид Андреюк вышел на связь и сообщил, что всё нормально… Геннадию Панфилову, капитану СРТ «Уруп» посчастливилось спасти из ледяной купели единственного человека – мастера добычи с «Бокситогорска» Анатолия Охрименко. Это был едва ли не первый в истории мореплавания случай, когда кто-то уцелел после оверкиля – опрокидывание судна вверх днищем из-за обледенения. - Сдав накануне улов на плавбазы, - глотая слезы, говорил старый капитан Панфилов, - мы не успели заполнить бункеры водой и были, как пустые барабаны. Спаслись только те суда, что с начала шторма ушли в ледяные поля… Большинство капитанов считали, что роковую роль сыграли пустые трюмы судов. Рыбу они только что сдали, горючего имели в обрез (танкер вот-вот должен был подойти). При переходе к новому месту лова полагалось взять балласт, но такого у нас не практиковали. Балласт, забортную воду легко закачать, да трудно выкачать! Какая-то доля воды остаётся, потом смешивается с топливом, и можно угробить двигатель. Утро 19 января, этот день и эти минуты Анатолий Охрименко сохранит в своей памяти на всю жизнь. Вот что он рассказал потом по радио после спасения: - Еще 18 января мы ловили рыбу. Окалывались, выходили на палубу повахтенно. Машина работала на малых оборотах, держались носом на волну. Вечером пошли в лёд. К утру 19-го ветер усилился, лёд разметало, а потом нас вынесло на чистую воду. Порывы урагана были настолько сильные, что нас клонило на борт не столько волной, сколько ветром. Но судно держалось против зыби, хорошо слушалось руля. На вахте стоял второй помощник Александр Огарь, очень опытный, хороший штурман. Без пятнадцати восемь утра мы впятером забежали в кают-компанию попить чаю. Только я налил стакан, как почувствовал: судно резко легло на левый борт. Не успело выровняться – вторая волна положила его ещё круче. Больше «Бокситогорск» не поднялся. Мы бросились из кают-компании. В коридоре я увидел боцмана Александра Новикова. Из-за сильного крена он лежал на переборке, я крикнул ему: «Прыгай!», ухватился за поручни, подтянулся и вылез на борт. Пришёл в себя, когда траулер опрокинулся, но был ещё на плаву. Я лежал на днище, ухватившись за киль. Рядом увидел матроса Николая Козела. Через минуту из воды где-то около фок-мачты вынырнули ещё двое. Кок (повар) Хусанов и матрос Булычев. Они не могли подплыть к судну, потому что работал винт. Два раза волна накрывала меня, на третий смыла с киля. Когда осмотрелся немного, вокруг никого не было. Только слышал, как кто-то кричал. Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. Случайно натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало. Кое-как уцепился за неё, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя… Рассказывает Анатолий Журба, старший мастер добычи траулера «Уруп»: - Утром девятнадцатого, в тот самый момент, когда команда завтракала, был замечен какой-то плавающий предмет. С трудом разобрали – днище перевернутого судна, а на нём человек. Объявили тревогу: «Человек за бортом!». Увеличили обороты двигателя до предела. Добрались почти вплотную до опрокинутого судна и здесь уже заметили людей в воде. Волнение одиннадцать баллов, ветер ураганный. Еле-еле смогли подойти к тому, кто был ближе. Подняли его на борт. Нас отнесло от «Бокситогорска». Порой машины не справлялись ни с ветром, ни с волной. Но за бортом люди… Мы сделали всё, что могли, и даже больше, чем всё. Мы трижды подходили вплотную к корпусу опрокинутого судна. В любое мгновение волна могла нас бросить на него, и тогда…. Тогда бы я не рассказывал всего этого. Спасти удалось только одного. В это время «Севск» вызывал «Себеж»: «Прошу не уходить со связи». Радио передаёт кричащие слова: «Крен… Крен… Крен…». И это – всё. Так замолк «Севск». За ним «Себеж». Известны точное время и координаты гибели только траулера «Бокситогорск». Он затонул в 12 часов 39 минут в точке 58 градусов 32 минуты северной широты, 172 градуса 48 минут западной долготы. Это случилось в юго-восточной части Берингова моря, в ста милях от острова Святого Матвея и в шестидесяти милях от острова Святого Павла. …И с небом смешалась волна В ночь на 19 января синоптики экспедиции зафиксировали выход на восточную часть Берингова моря глубокого циклона. Усиливалась скорость северного ветра, его порывы достигали 30 метров и более в секунду. Температура опустилась до минус 20 градусов. С рёвом налетавшие заряды пурги сократили видимость до нуля, а высота многотонных водяных валов доходила до десяти метров. Сто пять промысловых судов, два десятка плавбаз и перегрузчиков, три спасателя оказались в тылу мощного циклона, разворачивающего свой фронт с бешеной скоростью. Руководство экспедиции по рации отдало распоряжение по флоту: взять курс на север и уйти в ледяной массив, гасящий волнение моря. Но суда, которые шторм настиг на значительном удалении от спасательного укрытия, оказались в крайне тяжелой ситуации, поскольку им пришлось идти навстречу ветру, гнавшему огромные волны. К тому же, сдав накануне уловы на перегрузчики и плавбазы, многие не успели заполнить бункера забортной водой, что придало бы траулерам дополнительную устойчивость. Легкие суденышки разбушевавшееся море швыряло, подобно скорлупкам. Вскоре началось интенсивное обледенение. В такой гидрометеорологической обстановке скорость нарастания льда составляет 2-3 сантиметра в минуту. А когда бьёт ветер с пургой, и волны перехлестывают сразу оба борта, лёд нарастает значительно быстрее, чем его окалывают. - Мы работали без перерыва 36 часов, - вспоминает Иван Бирюк, бывший в той экспедиции третьим помощником капитана СРТ «Повенец». – Лед нарастал на глазах. Управление нашим судном обеспечивали четыре человека, остальные двадцать два члена экипажа окалывали лед. У многих были сильно обморожены руки, лица, но люди с палубы не уходили… Поиск Штаб экспедиции объявил поиск в районе примерного местонахождения не вышедших на связь трех невельских траулеров. Учитывали, что могла сломаться рация, что судно отнесло штормом. Ещё надеялись, ещё верили в чудо. Была осмотрена акватория площадью в 140 тысяч квадратных миль. Днём 20 января в воде были обнаружены спасательный круг с «Севска», доски, которые применяются в трюмах СРТ, бочки с надписью «Себеж», ящик лампочек с надписью «Напор» («Себеж» вез для передачи «Напору»), ящик для продуктов, который стоял на верхнем мостике «Себежа». «Нахичевань» же исчезла без следа. В последующие дни флот не только обследовал районы, где по последним сообщениям находились суда, но и входил в лёд до возможного прохождения. Был обнаружен ящик, обитый брезентом, два бревна рыбного лотка, два щита спасательных ботов, весло… К тому времени в поиске «Нахичевани» участвовало 17 судов. По договоренности и просьбе Советского правительства была установлена связь с американской радиостанцией Адак. Ей сообщили районы поиска. И самолеты регулярно летали над Беринговым морем, Тихим океаном, островами Прибылова и Алеутскими. Даже за многие сотни миль вдоль Курильской гряды, прекратив промысел, двадцать БМРТ искали сахалинцев. Более двух недель продолжались поиски. Руководство на берегу уже знало, что море поглотило более ста рыбаков. А родные и близкие, особенно на материке, всё ещё надеялись, что произошла какая-то фатальная ошибка, что подобного просто не может быть. В архиве г. Невельска хранится письмо Ирины Санжаревской из Харькова. Ее муж работал на СРТ «Нахичевань». Молодая женщина с мольбой просит продолжать поиски, не веря, что навсегда лишилась мужа. А в конце горького послания приписка: «12 июля у нас родилась дочь Оленька, а Женя её так и не увидел». Поиск потерпевших бедствие судов продолжался до 12 февраля, после чего начальник Невельского УТФ сообщил, что суда официально считаются погибшими. Надежда на чудо угасла. Но семьи погибших не остались без внимания: управлением им были сразу выделены квартиры, в основном, в доме № 121 по ул. Рыбацкой. А по государственной линии – предложен выезд на материк в любую точку страны (кроме городов-героев). Однако пенсию по потери кормильца молодым вдовам пришлось добиваться через суд почти два года. Сказание о семи солдатах Тайна семерых солдат На борт плавбазы «Кавказ» Невельского УТФ, работающей в той экспедиции, прибыли семь солдат, пожелавших после службы в Армии стать моряками. Не без колебаний и сомнений в душе они отказались от встречи с родными после окончания службы и подались в Невельск, чтобы работать в УТФ. На переходе в район промысла ещё на плавбазе солдаты привыкали к морю, проверяли свои морские качества. В те годы не надо было проходить специального обучения, чтобы стать матросом. Профессию моряка осваивали на судне в процессе работы. Потом судовая комиссия прошедшему проверку новичку присваивала соответствующую квалификацию. Тогда они были доставлены в район промысла и зачислены на СРТ «Себеж», на который их пересадили буквально 18 января(!). Не знаем мы и фамилий погибших солдат. Они ещё не успели стать членами экипажа(!). Имена их должны сохраниться в архиве НБТФ (ранее УТФ) за январь 1965 г. В ту ночь за плавбазой «Кавказ» по инициативе капитана Виктора Скорупского, в лёд ушли, выстроившись в кильватерную колонну, восемь судов. За что он получил угрозы от руководства о наказании за самовольство и предупреждение, что ремонт повреждённых судов в ледовом окружении отнесут за его счёт. Расследование причин гибели судов проводилось на самом высоком уровне, но выводы его как-то замяли и громко не афишировали. По мнению В. Скорупского немалую долю в причину трагедии внесла слабая ориентация в обстановке тогдашнего руководства УТФ. До этого случая начальник экспедиции Василий Кудра был наказан за увод судов в лёд при их обледенении.

Ответов - 0



полная версия страницы