Форум » Новости наших соседей » "Дрисса или Верхнедвинск" » Ответить

"Дрисса или Верхнедвинск"

НЕМО: До 1962 года Верхнедвинск именовался Дрисса. Город входил в Псковскую губернию (1772-1776), Полоцкое наместничество (до 1796), затем в Белорусскую (1796-1802) и наконец в Витебскую губернию. Ныне - райцентр Витебской области. 21 сентября 1781 года уездный город Верхнедвинск получил герб (вместе с другими гербами городов Полоцкого наместничества): "Имеет Полоцкий герб, только в нижней части щита поле золотое" Есть анекдот, почему город называется Дрисса. Говорят, объезжала эти места императрица Екатерина II. Когда собирались переехать реку, закрутило у нее в животе. Она велела остановить карету… В общем, прихватил ее понос. Екатерина II, которой в этот момент весь свет был не мил, глянула на красивую речку и сказала: «Не река, а какая-то дрисса». С тех пор речка стала называться именно так, а вслед за этим и местечко получило аналогичное название. Если и есть в анекдоте доля правды, то только та, что отражает нравы: как прикажет императрица или другой правитель, так и будет. Объяснение названию Дрисса надо искать в балтско-финских языковых пластах. «Дры» означает «вода», «са» или «сы» — «озеро». Так что расшифровка названия Дрисса звучит красиво, даже поэтично: озерная вода. Вольный перевод укорененного в веках названия города Дриссы таков: «Город на реке, которая вытекает из озера». Кстати, местные жители старшего поколения до сих пор называют свой родной уголок – Дрисса. И всё же кое-кому из фольклористов удалось отыскать объяснение сути Ставровских дзядов. Заключается оно в легенде о князе по имени Бой, [more]который ещё в языческие времена правил землями вдоль правого притока Западной Двины – Дриссы. Центр его владений располагался где-то поблизости от нынешней деревни Краснополье Россонского района. Князь этот слыл могучим богатырём, а любимым его занятием была охота, на которой его всегда сопровождали две собаки, звавшиеся Ставры и Гавры. Псы эти были необычайно сильны и умны, могли справиться даже с медведем, они не раз спасали хозяина от разбойников и выводили его к дому, если он терял дорогу в лесу. Бой приказал своим подданным почитать этих собак наравне со своими самыми знатными приближёнными, а когда псы от старости пали, то им за их заслуги были назначены ежегодные поминальные дни, когда народ собирался на их могиле, приносил яства и напитки и веселился до поздней ночи. Расходясь, люди часть пищи и кости бросали в огонь,призывая тени собак с того света: «Стаўры! Гаўры!». Записав эту легенду, Барщевский в подтверждение её связи с обрядом Ставровских дзядов добавляет, что иногда в ответ на призыв крестьянам, согласно их рассказам, являлись две огромные тени собак и тут же исчезали. Очень схож с этой записью (местами дословно) вариант Дмитриева, но князь здесь носит имя Бай или Буй, а его владения привязываются не к реке, а к городу Дриссе (ныне – Верхнедвинск), стоящему у места впадения Дриссы в Западную Двину. Вариант Маркса также имеет много общего с записью Барщевского. Но князь здесь зовётся Бай, центром его владений хотя и указано Краснополье, но добавляется, что это место находится неподалёку от г. Дрисса. Самого города во времена князя ещё не существовало, но с тех пор сохранились названия концов – Ставры и Гавры, происходящие от имён княжеских псов. Разница в географической привязке этих трёх вариантов легенды не вызовет удивления, если учесть, что Барщевский записал её непосредственно в том месте, где она бытовала, Смурый же рассказал её Марксу в Витебске, а Дмитриев вообще готовил свою публикацию для «Памятной книжки Гродненской губернии». На такой дистанции, по-видимому, расстояние между г. Дриссой и Краснопольем действительно казалось незначительным. Вариант легенды, зафиксированный Рыком, имеет сходные черты и с вариантом Барщевского, и с вариантом Маркса, но наличие космогонического сюжета придаёт ему глобальный характер. Легенда начинается с описания сотворения мира, а Бай предстаёт в ней не как местный князь, а ни много, нимало как первый на земле человек. Далее рассказывается, что Бай, когда ему пришло время помирать, собрал своих сыновей и поделил между ними наследство, а отсутствовавшему сыну Белополю завещал своих любимых собак Ставры и Гавры да добавил, что тому достанется вся земля, которую эти псы обегут за день. Белополь же взял двух птиц, одну с Чёрного моря, другую с Балтийского, выпустил их, а вдогонку послал своих псов. И там, где они бежали, протянулись реки –Днепр и Западная Двина. В этих пределах и стали селиться потомки Белополя –белорусы. [/more] http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?t=3840&postdays=0&postorder=asc&start=15&sid=41d53caefde5cf613e22fce8fa057e61 Карта http://starye-karty.litera-ru.ru/pic/vit/vitebskaya-1821.jpg

Ответов - 9

НЕМО: Освея На рисунке Наполеона Орды этот дворец Освейский выглядит вот так 19.06.2011 13:06 Что касается названия, то здесь ученые написали целые книги, а к единому выводу так и не пришли. Одни считают, что это балтское название, другие, что финно-угорское, третьи, что славянское. И говорят, что «освея» - то ли озеро, то ли ручей, то ли речной песок, то ли сильный ветер. С финского «ас» переводится как берег, а «ви» - святое место или храм. Кстати, местный люд называет свой городок «Восвей». Городской поселок Освея стоит на берегу чудесного Освейского озера. Ученые утверждают, что первые жители здесь появились сразу после того, как сошел ледник. Как начали из-под земли вылазить первые подснежники, так и начали здесь люди селиться. И вот на озере есть остров, а на острове найдены городища, а в городищах - очень много орудий труда. До нашей эры жизнь здесь цвела и бурлила. А в исторические трактаты Освея попала только в 1503 году, когда наш князь Александр подписал договор с Московским царем Иваном III. На то время Освея была собственностью польского князя Александра Глебовича. Тогда Освея была центром Полоцкой земли. В то время здесь стоял замок, но где он стоял, не известно. Возможно, вот здесь, на этой горе. И считается, что замок был здесь еще в 13 веке. Но, сами знаете, до наших дней он не сохранился. Когда полоцкий воевода Станислав Глебович умер, то Освея перешла к Витебскому воеводе Станиславу Кишке. А в 1600 году Освею приобретает знаменитый канцлер ВКЛ Лев Сапега. Но это время для Освеи было тяжелым, так как начались набеги Московского княжества на нашу землю. Московская армия не один раз Освею грабила и жгла. Особенно жесткое нападение было в 1633 году. На Освею тогда напали псковитяне. Летописец говорит, что псковитяне всех людей в Освее поубивали, а само местечко сожгли. Освея несколько раз горела, но Сапеги делали все возможное, чтобы отстроить деревеньку заново. И управляли Освеей Сапеги на протяжении 150 лет. А в 1749 Иосиф Сапега решает Освею продать за миллион злотых Минскому воеводе Яну Гильзену. Ян Гильзен, кстати, происходил из древнего немецкого рыцарского рода. Ян Гильзен Представитель лифляндского дворянского рода Гильзенов герба «Гильзен». Сын старосты мариегаузенского Ежи Гильзена. (Юношеские годы провёл в доме воеводы инфянтского Яна Людвика Плятера и женился на одной из его четырёх дочерей — Констанции. Получил хорошее образование, был знаком с литературой и ораторским талантом, часто цитировал Цицерона.), был очень образованный человек. Он составил «Хронику Инфлянт Польских», составил «Гербовник Инфлянтской шляхты». При нем в Освее начался самый настоящий расцвет. Ян Гильзен был человек духовно богатый. Как писали его соотечественники, он мечтал сделать хоть что-то для своего народа. Он был искренний католик и друг иезуитов. Он отдавал много денег и вот здесь, в Освее, на деньги Яна Гильзена был основан монастырь миссионеров. И при монастыре миссионеров иезуиты открыли коллегиум, где учили детей-сирот из крестьянских семей на ксендзов. На сегодняшний день от всего монастыря сохранилось только одно здание. Это здание больницы. Кстати, в этом госпитале и находилась школа ксендзов. Этот госпиталь был построен в 1759 году.Это здание - памятник архитектуры 18 века. И вот в советское время в нем сделали больницу. А когда построили новую, то некоторые люди (есть такие, которые считают, что будут жить вечно) пришли и вырвали окна и пол, разобрали все печи на кирпич. И слава богу, что одно крыло забрали себе католики местные. Вот они здесь на территории посадили цветы, сейчас ведут здесь ремонт. Сюда приезжает ксендз, и здесь, в этом крыле, идут богослужения. И католики теперь мечтают о том, чтобы вернуть себе этот монастырь, чтобы восстановить здесь жизнь духовную. Ян Гильзен не один занимался добрыми делами в Освее. Ему здесь помогал его старший брат Ежи Гильзен, который работал здесь в Освее, а позже стал епископом Смоленским. Ежи Гильзен вместе с братом Яном основали в Освее при монастыре костел миссионеров. Костел был очень-очень красивый: кирпичный, высокий, обнесенный огромной кирпичной оградой, внутри было очень много лепнины, висели старинные иконы на стенах, ну а сверху был огромный рисунок - на голубом небе облако, на котором стоит Иисус Христос с ангелами. Этот костел братья Гильзены построили для того, чтобы донести до потомков больше доброты, мудрости, красоты, чистоты и духовного богатства. Но в 1917 году сюда пришли большевики, и надолго тут установилась Советская власть. И это все, вся духовность, абсолютно их не интересовало. Большевики сразу сказали, что дети боятся ходить возле костела - их пугает этот храм. Поэтому в 1937 году они заложили взрывчатку и храм взорвали, а после начали тракторами, тросами стены храма растягивать. Местные жители рассказывают, что в стенах были могилы, так как оттуда выпадали мумии, которые сразу же в воздухе и рассыпались. Еще рассказывают, что все ценности из костела большевики разнесли по своим кабинетам, а все старинные иконы, бросали в огонь, который развели пром перед костелом. После начали они прыгать через разложенный костер, и, как говорят местные жители, когда они прыгали через огонь, у них были видны рога, из-под кожанок торчали хвосты, а вместо рук и ног были видны копыта. Люди крестились и бежали от этого места, так как те черти тут бесновались. Вот какие времена тогда были. А стоял тот костел вот тут, как раз на этом месте. Это все, что осталось от костела. Здесь был похоронен знаменитый писатель и проповедник Ежи Гильзен. Недалеко от костела сохранились древние католическое кладбище, где хоронили монахов и католиков Освеи. Братья Ян и Ежи заложили в Освее и шикарный дворец. Дворец в Освее был один из красивейших дворцов во всей Речи Посполитой. Ну а достраивал дворец родной сын Яна Юзеф Гильзен. Строительство дворца Юзеф Гильзен завершил в 1782. Дворец был очень красивый. Построен он был в стиле классицизма. И строительство дворца было символически связано с календарем. Во дворце было окон ровно столько, сколько дней в году, а залов было ровно столько, сколько недель в году, а входов во дворец - сколько и месяцев. 4 входа были главные. Они шли с четырех разных концов мира. А какой дворец был внутри - здесь просто слов не хватает. Вот представьте, заходишь во дворец и видишь, что две мраморные лестницы ведут в бальный зал, который был высотой в два этажа. Стены зала были зеркальные, под потолком висели люстры. И здесь, в этом дворце, была еще шикарная, огромная библиотека. У них были тысячи томов книг с 16 по 19 век. А в одном из крыльев дворца находился зимний сад в два этажа, в котором росли магнолии, рододендроны, пальмы, лимоны, апельсины. Много чего интересного было в этом Освейском дворце. Но когда в 1917 году сюда вошли большевики, то все сразу стало народным и народ бросился разбирать свое. Рвали, ломали все, что только можно было. Если не могли вынести в дверь огромное зеркало, то они разбивали его и просто вытаскивали по кускам. Но сам дворец остался стоять. Во время Второй мировой войны здесь были партизаны, и у них был видимо лишний динамит. Они взяли и заложили его во дворец, но взорвали только часть дворца. После Второй мировой войны здесь находился клуб, снизу был сельсовет. Здесь еще жил председатель сельсовета, но пришел такой приказ, чтобы от «господ-кровососов» в Освее не осталось никакой памяти. Дворец решили взорвать, но рядом уже была построена школа, и подрывники побоялись, что повредят школу. Поэтому дворец не взорвали, а сделали такое объявление: кому нужен кирпич - приходите и разбирайте, все бесплатно. Люди пришли и начали разбирать, а поскольку людьми они были хорошими, то часть они еще оставили потомкам. Кстати на рисунке Наполеона Орды этот дворец Освейский выглядит вот так. Создатель всей этой красоты Юзеф Гильзен мало пожил во дворце. Он умер в 1876 году в Риме, но он очень любил своих крестьян и перед смертью оставил такое завещание, что всех его крестьян освободить из-под крепостничества и дать им поехать в любое место, куда они хотят вместе со своим имуществом. А тот, кто после него будет управлять всеми его имениями, должен ровно половину отдавать на искусство, образование, на содержание нищих, больниц, на помощь бедной знати, на помощь крестьянам в случае стихийных бедствий. Вот такие были наши "господа-кровопийцы". Когда у восточной нашей соседки крепостное право было в самом разгуле, то наши дворяне старались сделать все для того, чтобы наш народ чувствовал себя свободным и умным, а не глупым и забитым. Юзеф Гильзен завещал Освею своему племяннику, сыну сестры, Яну Шаурскому. И Ян Шаурский продолжал здесь украшать Освею. Говорят, он очень долго занимался здесь парком. Парк здесь был в стиле романтизма: пруды вокруг, каналы, протоки. Через эти протоки лежали мостики. Между прудами был перекидной мост. Эти пруды с протоками полностью окружали дворец, и дворец был будто бы на острове. И здесь стояли парусники, на которых господа объезжали озеро, окружавшее дворец, и выезжали в другое, а затем в Двину, а там прямо на Ригу, в Балтийское море. Ну а когда сюда съезжались многочисленные гости, то здесь, вокруг пруда они устраивали скачки. И этот парк, и дворец в Освее были одними из красивейших мест в Речи Посполитой. Вокруг дворца был разбит парк в стиле романтизма. Парк тогда занимал 40 гектаров. Пруды, каналы, протоки создавали рисунок острова. Между главными прудами был подъемный мост и насыпные горки, на которых стояли беседки. А цветник в парке был размером с футбольное поле. Каждое дерево представляло собой композицию. На одной из полянок были организованы солнечные часы. Они представляли собой 12 лиственниц, высаженных кругом. А еще там были вольеры, в которых держали волков, медведей, диких кабанов. От дворца в разные стороны вели подземные ходы. Их засыпали, чтобы никто туда не лазил. И вот с этими подземными ходами здесь есть легенда местная, что панство поехало на охоту в лес, и собаки погнали зайца. А заяц тот где-то в лесу провалился в подземный ход, а собака за ним погналась дальше. Покричали там "Тузик-Тузик" и приехали обратно во дворец, а во дворце после охоты сели и выпили по рюмке, по второй. Спустились вниз в подвал за винной добавкой. Смотрят, а в винном подвале сидит собака с зайцем. Пригнал аж сюда, к дворцу. Вот какие далекие идут здесь ходы. На окраине парка находится яма. Ее называют чертовой ямой. Местные люди говорят, что те, кто здесь ночью шли, видели как черти тут грешников гоняют по кругу ямы. Гоняют вплоть до первых петухов. Одни говорят, что здесь когда-то хоронили самоубийц, а другие говорят, что в этой яме те, кто разрушал церкви и костел, кто уничтожал эти церкви и дворцы. Ранее в Освее было три храма: костел и две православные церкви, но ни один храм до наших дней не сохранился. А вот это православная церковь когда-то стояла в Верхнедвинске на кладбище. И вот когда прошел весь атеистический разгул, то эту церковь перевезли в Освею и поставили рядом с горой, на которой раньше стоял православный храм. И церковь эту освятили в честь Георгия Победоносца. Кстати, в Беларуси много святых мест, и потому Бог посылает нам много различных испытаний, чтобы мы прошли через них все и заняли свое почетное место среди народов.

НЕМО: Центр «Мое местечко» Обелиск жителям Освеи – жертвам фашизма. http://shtetle.co.il/Shtetls/osvea/osvea.html

НЕМО: Освейские тайны В Освее есть несколько тайн, о которых уже не вспоминают; но которые «говорят» исследователю старины сами за себя. Одной из них является дорога, насыпанная в озере вдоль всей береговой линии усадьбы. Она представляет собой длинную и узкую (шириной в две повозки) косу. Еще сравнительно недавно она имела ухоженный вид и была соединена в местах разрывов (оставленных для того, чтобы могли пройти лодки) мостами. Версий о том, для чего нужна была эта насыпь, достаточно. Однако настоящего ответа нет. Возможно, ее соорудили для того, чтобы не гонять на пастбище скот перед зданием дворца. Теперь эту земельную полоску в озере трудно назвать «дорогой»: в отдельных местах она размыта, а кое-где сплошь затянута кустарником. Забывать замыслы предка — все равно, что не прислушиваться к мнению старших. Сие есть признак деградации культуры. Сегодня вопрос о необходимости окружной дороги в Освее просто наболел. Коров в городе гоняют по асфальтированным улицам, через центр. Животных, ясное дело, не особенно расстраивает такое обстоятельство, — напротив, они даже рады потереться об угол клуба или подкинуть блинок-другой под окно горсовета. Ну а как же люди? Меня сильно удивило, когда здешний широкий, заросший камышом канал, рассекавший город на две части, назвали «ручьем». По дну его действительно протекал ручеек. Тем не менее, очевидно было искажение между сиим названием и тем. что на самом деле представляло собой это вытянутое углубление. Без подсказок историческую суть города «прочесть» сложно. Я бы скоро свыкся с необычным ручьем, если бы не подсказка повидавшего виды археолога Савицкого. Ученый, убежден, что канал в древние времена, когда вода в озере стояла выше, был заполнен водой, и по нему ходили суда — большие торговые лодки — с товарами из городов по берегам Западной Двины и Балтийского моря. Суда могли заходить в центр города. В широкой части канала была устроена пристань; на этом участке его русло представляло собой треугольник: оно как бы врезалось длинным клином в береговой мыс, клин суживался ближе к тому месту в центре города, где был мост. Малые лодки проходили под мостом и могли уйти за город вверх по каналу. Древняя Освея располагалась по обе стороны этого рукотворного сооружения. Рядом с пристанью на озерном мысу в старой части города просматриваются контуры рва, который некогда был заполнен водой и полностью отделял мыс от суши. Здесь могло быть расположено мощное замковое укрепление. А такие свидетельства имеются. Долгое время упоминание об Освее были связаны с договором между польским королем Александром и великим князем московским Иваном III. Но вот в исторических материалах находим следующие сведения: «По иллюстрации 1599 года Режицкий замок имел смежные границы с замками: Люцинским, Освейс-ким, Динабургским, Крейцербургским, Мариенгаузским». Упоминаются только рыцарские замки Ливонского ордена. Из этого следует, что в конце XIII века в Освее был замок. Более неясным является вопрос: где он стоял, в каком конкретно месте? На мой взгляд, самая примечательная улица в этой версии — Себежская. Она проходит через вершину обширного холма, расположенного на приозерном лесу. Сей холм с одной стороны окружен озером и бывшим каналом, а с противоположной — низиной, где нынче центральная площадь. Замок находился на вершине мыса и стоял как бы в стороне от вытянутой вдоль длинного канала деревни. Карта http://www.grumlinas.lt/kartografija/1589_Strubycz_Magni_Ducatus_Lithuaniae_Livoniae_et_Moscoviae.jpg Непонятно, как называлась крепость, чуть восточнее Себежа, и с каким населенным пунктом она может АССОЦИИРОВАТЬСЯ?


НЕМО: Как не странно, Финны так же празднуют день "Ивана Купалы", только он носит название "Юханнус". На границе с Себежским районом, в Беларуси, расположена деревня Юхавичи. На мой взгляд, в древние времена, могла существовать связь между этими названиями. Летний праздник "Юханнус". Юханнус летний праздник, который Финляндия отмечает в субботу, попадающую между 20 и 26 июня, во время летнего солнцестояния. В 2013 году Юханнус отмечается 22 июня. Праздник имеет языческие корни, издавна он отмечался в самый длинный день в году, или в день летнего солнцестояния 21 или 22 июня. Но после принятия христианства был связан церковью с днем рождения Иоанна Крестителя и во многих европейских странах празднуется 24 июня, за пол года до Рождества. В России аналог праздника Юханнус – Иванов день. http://finnish.ru/finland/holiday/juhannus/

НЕМО: В 1386г. полоцкий князь Андрей Ольгердович пришел в Дриссу и сжег там замок, являвшийся основной крепостью этого города и располагавшийся в углу между реками Западная Двина и Дрисса... АНДРЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ: БИОГРАФИЯ http://900igr.net/datas/istorija/Russkie-knjazhestva/0003-003-Knjaz-Andrej-Olgerdovich.jpg http://www.people.su/6246

НЕМО: Путешествие по Западной Двине: Дисна и Верхнедвинск На Западной Двине, что протекает по северу Беларуси, построено немало городов. Самые известные – Витебск и Полоцк. Но и дальше по течению у нее бессчетно сюрпризов. Например, Дисна и Верхнедвинск. Красивые реки, много дореволюционных зданий, действующий паром, старые мосты, дельтапланеристы и мощная история: рассказываем, чем примечательны эти города и как на их историю повлияла Западная Двина. https://34travel.me/gotobelarus/post/dvina Кто жил на Западной Двине 10 веков назад?| Сергей Стефутин « …По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть суть славяне». https://youtu.be/DArV11cq7mY

НЕМО: Государства кривичей - Полоцк, Псков, Смоленск, Тверь Крепость Полоцк, как форпост кривичей на пограничной территории латгалов и литов, была возведена на правом берегу Западной Двины в месте впадения в нее реки Полоты[1], по тому времени самым выгодным месте для обороны от внезапных нападений. Но уже вскоре Полоцк стал центром самостоятельного государственного образования, упоминания о котором содержатся в древних Скандинавских сагах задолго до упоминания Рюрика.[2] https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/5253-gosudarstva-krivichej-polotsk-pskov-smolensk-tver

НЕМО: Как было устроено Древнерусское государство в X-XIII вв. — сравнительный взгляд https://youtu.be/uLFRD5Tce88

НЕМО: Древняя Русь и Западная Европа, IX-XII века https://youtu.be/G_SwWCcOuP0



полная версия страницы