Форум » Новости наших соседей » Белорусский ренессанс сегодня » Ответить

Белорусский ренессанс сегодня

НЕМО: Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая в Европе более трех столетий (XIV — первая половина XVII в.), характеризуется становлением гуманистического мировоззрения, расцветом науки и искусства, развитием национальных культур, языка и литературы, формированием национальных государств. Идеи Ренессанса охватили Беларусь несколько позднее, с XVI в. Их развитию содействовали географическое положение ВКЛ, общественно-политический строй княжества, культурно-экономические связи. Все замки Беларуси Беларусь по праву называют страной замков. Чтобы объехать все «цветы средневековья», понадобится не один выходной день. http://youtu.be/BOVowKm7i90

Ответов - 42, стр: 1 2 All

НЕМО: Несвижский замок http://youtu.be/QwXAAT1wFM4 С 1547 года Биржи стали центром отдельной ординации, а с 1564-го, когда князь Николай Радзивилл Рыжий принял кальвинизм - основной резиденцией протестантской ветви этого крупнейшего магнатского рода, ординатов на Биржах и Дубинках. Своеобразное соперничество с князьями на Несвиже и Олыке продолжалось чуть более 100 лет, до 1669 года. Со смертью в этом году Богуслава Радзивилла, предпоследнего из Радзивиллов-кальвинистов, огромная биржанская ординация, куда помимо Бирж и Дубинок (совр. Дубингяй) входили Слуцк, Копыль, Невель, Себеж, Кейданы (Кедайняй) перешла к его единственной дочери Людвике Каролине, а через нее и ее второго мужа Карла Филиппа Виттельсбаха к князям Пфальц-Нейбургским. Впрочем, в 1731 году Героним Флориан Радзивилл вернул т.н. "добро нейбургское" в семью, правда уже в ее несвижскую ветвь.

НЕМО: Наследие Радзивиллов http://youtu.be/ZVN7TigDJws

440Гц: НЕМО пишет: Все замки Беларуси Несвижский замок Наследие Радзивиллов Спасибо, интересные ролики... Богатство. А вот в этом http://youtu.be/BOVowKm7i90 сюжете первый кадр, мне показалось, или это была Белая Вежа из Каменца?... НЕМО, взгляните, пожалуйста, самые первые несколько секунд...


НЕМО: 440Гц пишет: это была Белая Вежа из Каменца?. К сожалению, я в этом направлении никогда не ездил. В Белоруссии был три раза. Естественно в Полоцке, в Витебске и Гомеле, ну и немного в сторону Браславских озер. Самое смешное, что меня поразило в первый раз, так это то, что в Витебске почти все говорили на Себежском диалекте. До этого я полагал, что это просто особенности деревенского языка. А здесь, довольно крупный город. Что касается истории, то если Себежский край убрать из истории Беларуси, то и истории то не какой нет. А так в истории Себежа, есть упоминание об Витовте, Радзивилах, Сигизмунде III Вазе. Идрица может похвастаться, что в ее окрестностях находилось имение Огинских, чей род идет от князя Михаила Черниговского. И это историческое прошлое может стать частью самосознания населения. А это самосознание и делает из населения народ, в противном случаи, это всего лишь единицы населения. Вероятно, что в Беларуси сейчас происходит второй этап эпохи возрождения, осознания собственной истории и места среди народов. Может быть и Себежский край коснется эпоха ренессанса?

440Гц: НЕМО пишет: К сожалению, я в этом направлении никогда не ездил. Взгляните на фото из присланных раннее про Каменец... Мы тогда обсуждали типы укреплений и какие построения могли быть на Замковой горе, где-то пол года назад ( август-сентябрь..., в электронке)... НЕМО пишет: Что касается истории, ...если Себежский край убрать из истории Беларуси, то и истории то никакой нет. ... в истории Себежа есть упоминание об Витовте, Радзивилах, Сигизмунде III Вазе. ....обалдеть... НЕМО пишет: Вероятно, что в Беларуси сейчас происходит второй этап эпохи возрождения, осознания собственной истории и места среди народов. Может быть и Себежский край коснется эпоха ренессанса? Может... Да и юбилей 600-летие на носу... Хотя, самосознание и понимание величия момента тут взращивать и взращивать... В первую очередь, просвещением. Это дело в первую очередь СМИ, школ и родителей... ...и форума "НАШ СЕБЕЖ" тоже... Ваш вклад, НЕМО, "по раскопкам" и упорядочиванию истории, в том числе и в моей голове - неоценим. Спасибо. Кстати, благодаря раскопкам на Замковой - вполне можно уже отмечать не 600-летитие, а, по меньшей мере, ...800- или 900-летие образования Себежа... Это было бы справедливо. Как Вы думаете?

НЕМО: 440Гц пишет: Кстати, благодаря раскопкам на Замковой - вполне можно уже отмечать не 600-летитие, а, по меньшей мере, ...800- или 900-летие образования Себежа... Это было бы справедливо. Как Вы думаете? Несомненно, что Себеж более древнее поселение чем первое упоминание в официальном источнике, но в истории принято отмечать именно официальную дату. В 1414 году Себеж официально упоминается в хронике Стрыйковского. Хотя в летописи Литовской и Жемайтской эта дата смещена на более поздний поход Витовта. В 1414 году упоминается поход Витовта на Динабург, возможно, что именно во время этого похода и был присоединен Себеж. То что эти земли были изначально в составе Полоцкого княжества в этом сомнения нет никакого. Переход в состав Псковских земель небольшого участка Себежского района, вместе с себежем, могло произойти при князе Довмонте. И эти земли могли быть выделены ему из состава Полоцкого княжества в личный домен, взамен домена в Нальшанской земле. К этому периоду может относится и создание сети оборонительных сооружений Себеж-Невель-Усвят-Велиж, так как на незначительный период времени Полоцкое княжество юридически входило в состав Ливонского ордена, относится это ко времени 1263-1307 года. В любом случаи, юбилей 600- летия, как нельзя кстати. А там глядишь и юбилей ....... не за горами.

НЕМО: Медичи - Крестные отцы Ренессанса Бона Сфорца стала супругой главы Великого княжества Литовского и короля польского Жигимонта (Сигизмунда) Старого в 1518 году. Овдовевший тремя годами ранее Жигимонт I мечтал о сыне. От первого брака у него было две дочери, но отсутствие наследников по мужской линии грозило прервать династию Ягеллонов. http://youtu.be/CAhd2d5jM24

НЕМО: Франческо Сфорца — первый герцог миланский, побочный сын Муцио Аттендоло. Очень интересная гениология Боны Сфорца http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/SforzaTree.jpg?uselang=ru

Paul: Я ездил по замкам Беларуси. Какие я знаю: Несвижский, Лидский, Мирский, Белый Ковель (под Оршей), Ашмянский, Новогрудский,

Paul: Мой дед родился в Лудзе(Люцине) в 1916. Он рассказывал про Себеж....

Paul: Так как я родился и вырос в Белоруссии, а потом длительное время жил в Питере я могу сравнивать. Себежские люди ничем не отличаются от белорусов. Тотже диалект. Тотже минталетет: "Говорят одно, думают другое, делают третье". Традиция ничего не говорить "напрямки". Все иносказательно. Так поступает народ, который живет при постоянно меняющейся власти. Никто не знает, какая власть будет завтра. Это все отражено в сознании себежан, просто пропитано. Как-то в 2002 году я жил в Мидино (по работе) Там жила очень пожилая женщина (с кудрявыми волосами, сухонькая). Она как-то принесла мне молока и заговорила со мной на чистом белорусском я зыке. Я просто открыл рот от изумления. Я даже в Белоруссии не слышал такой чистой белорусской речи. А фамилии себежан - сплошь белорусские: Коваленко, Ковальчук (Коваль по русски кузнец) и т.п. А названия селений - Загады, Техомичи, Алатовичи белорусские. Даже я особо не выделяюсь на общем фоне. А вот уже чисто русских видно сразу: по говору, повадкам, менталитету.......Ген пальцем не раздавишь.

440Гц: Paul пишет: "Говорят одно, думают другое, делают третье". А это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Хотя,Paul, и тут встречаются приветливые и открытые люди. Они всюду есть. Как повезёт. Чаще люди раскрываются в общем деле, сужу по защите Замковой горы - тот случай подарил много интересных и неравнодушных людей... Мы ходили по домам, разносили газеты, собирали подписи и раговаривали с себежцами(себежанами). Как правильно? Мне нравится Себеж и себежане.

Paul: Дело не в том, что это отрицательная черта: "Говори одно, думай другое, а делай третье". Это скорее черта характера, связанная с условиями жизни. И напрямки, зачастую говорить было опасно для жизни... Себежане никогда не хамили. А что касается "о погоде" и "о природе" так это же без проблем......Вы возьмите и спросите напрямки о том какой, например, губернатор Псковской области? Интересно каков процент опрошенных Вам, незнакомцам, ответит "не расплывчато", но ответят....да так "что интерпретировать можно как угодно" зачастую...Вот и я об том же....

Paul: Если говорить обо мне, так я тоже так делаю....Если не знаю человека, отвечаю на каверзные вопросы двояко-расплывчато....А то каб чего не случилось...

440Гц: Paul пишет: Это скорее черта характера, связанная с условиями жизни. В том Тридевятом, ныне Тридесятом, Плыл облаков сиреневый туман... И душами сияли, аки златом, Прекрасные потомки обезьян. И я их так любила, так любила – Почти что всех, почти что всей душой. А радуга двоилась и рябила И делалась большою-пребольшой... Ведь, как запомнишь – так оно и будет. А станешь проверять – оно уйдёт. Такие удивительные люди... А ведь поганый, в сущности, народ. Мною обожаемая Екатерина Горбовская (чудо-поэтесса)...

440Гц: 440Гц пишет: Ведь, как запомнишь – так оно и будет. А станешь проверять – оно уйдёт. Особенности Ренессанса в Беларуси. Период XIV — первой половины XVII в. в истории Западной Европы получил название «Возрождение», или «Ренессанс». Это было время подъема науки и искусства, распространения гуманизма. В социально-экономическом отношении Великое Княжество Литовское являлось окраиной Европы того времени. Тут не успело сформироваться буржуазное общество. Светская (нецерковная) литература только зарождалась. Общественная мысль еще окончательно не была отделена от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель XVI — начала XVII в. удачно вписалась в европейскую культуру того времени. Историки считают, что ренессансная культура в ВКЛ была близкой к традициям Северного Ренессанса, характерного для Германии, Англии. Культурная жизнь того времени имела связь с реформационным движением, опиралась на грековизантийскую культуру. В современной науке выделяют два этапа в развитии ренессансной культуры на белорусско-литовских землях. Первый из них приходится на первую половину XVI в. Он характеризуется развитием книгопечатания, появлением общегосударственного законодательства, новолатинской поэзии. Второй этап охватывает середину XVI — начало XVII в. В это время распространяется светская культура, происходят глубокие изменения в духовной и бытовой жизни общества. http://www.gistoryja.ru/vtoraya-polovina-XVI-konec-XVIII-v/38-rasprostranenie-vozrozhdenija-v-belarusi.php

НЕМО: Вот возникает вопрос? Если бы Польша и Беларусь-Литва, в свое время принявшие реформацию, не отказались от протестантизма, то возможно история пошла по другому сценарию. По крайней мере, все эти действия были более прогрессивного характера по отношению других видов религии. Иногда, вместо двух противоречащих факторов выбирают третье решение. Протестантский период в истории церкви Литвы и Польши Территория распространения протестантизма в Великом княжестве Литовском включала в себя собственно Литву и Жемайтию, Новгородско‑Литовскую область, Волынь, а также города Брест, Заславль (в районе Минска), Полоцк и Витебск. http://www.protown.ru/information/hide/6882.html

НЕМО: Борьба с Реформацией А теперь перейдем к религиозной политике Сигизмунда I. Первая жена короля Варвара умерла в 1515 г. после долгой болезни. Германский император предложил Сигизмунду, которому уже исполнилось 50 лет, невесту – двадцатичетырехлетнюю итальянскую принцессу Бону Сфорцу, дочь миланского герцога Джованни Галеаццо. 18 апреля 1518 г. Сигизмунд Старый вступил в новый брак. Бона привезла с собой новые вкусы и новые требования, и, угождая им, Сигизмунд перестроил старый Краковский замок, окружил себя певцами и поэтами, а шляхтичи из кожи лезли, чтобы показаться прекрасной королеве не хуже итальянцев. Постепенно королева начала вмешиваться и в государственные дела. Бона была очень умна и еще больше жадна. Она начала торговать должностями. Полбеды, если речь шла о придворных, но королева полезла и в церковные дела. Если ранее кандидаты на церковные должности, как у католиков, так и у православных, худо-бедно выбирались собранием духовных лиц, то теперь все более и более стало входить в обычай непосредственное назначение их самим королем по рекомендации и ходатайству каких-нибудь влиятельных лиц. Как писал В.А. Белов: «Духовные места король давал кому хотел, нисколько не сообразуясь с нравственными достоинствами своего кандидата. Епископии, монастыри и церкви часто даются как награды за какие-либо государственные или военные заслуги, причем не обращается никакого внимания на нравственные качества того, кому они давались. Многие сами добивались их, так как получение духовной должности давало им материальное обеспечение, и для получения желаемого не останавливались ни перед какими средствами. Часто места даются еще при жизни занимающих их лиц. Примеров тому немало. Около 1519 г. Сигизмунд дал грамоту пану Василию Евлашковичу, в которой обещал ему за заслуги отечеству его сыну Михаилу Копти предоставить какую-либо епископию – Владимирскую или Луцкую, – смотря по тому, какая из них раньше освободится. Епископ Владимирско-Брестский Пафнутий просил СигизмундаI предоставить ему Луцкую кафедру после смерти престарелого владыки Кирилла, на что и последовало согласие короля (в 1526 г.). Лаврашевскому архимандриту Алексию по ходатайству князя К.И.Острожского и митрополита обещал дать Троицкий монастырь в Вильне после смерти немощного архимандрита Тихона. В уплату долга из казны некоему Андрею Дягилевичу король предоставил в его пользование три Киевские церкви (Николаевско-Межигорскую, Николаевско-Иорданскую и Христо-Рождественскую) с тем, чтобы он сделался священником… Жидичниский монастырь отдан был королем (1507 г.) К.И. Острожскому с правом подавать туда архимандрита и распоряжаться его имениями, а Городенскому старосте Юрию Радзивиллу (в 1520 г.) в такое же подаванье отдана была находившаяся в его имении Котре Спасская церковь со всеми ее землями. Многие монастыри и церкви переходили преемственно от отца к сыну, и это, как видно из наказа Боны своему державцу Пинскому (1520 г.), сделалось обычным на Руси явлением. Впрочем, такой произвол в делах церковных нисколько не должен удивлять нас, так как Сигизмунд и Бона допускали подобного рода злоупотребления при раздаче и католических церковных должностей. Со времени Казимира Ягеллона короли начинают проявлять особенную самостоятельность в назначении католических епископов и в утверждении монастырских аббатов. Сигизмунд I задался целью поставить в зависимость от себя раздачу всех церковных (католических) бенефиций. Назначение того или другого лица на должность бискупа или арцибискупа зависело от короля; он избирал кандидатов на кафедры, папе же предоставлено было только право апробации указанного королем лица. Кроме епископов, король сам назначал первых в каждом капитуле прелатов, некоторых каноников и значительное количество приходских священников. При этом допускались злоупотребления и по отношению к католической церкви. Бона, несмотря на то что была усердной католичкой, самым бесцеремонным образом торговала епископскими кафедрами и продавала их за хорошую плату явным сторонникам Реформации».[111] Пущенные в Германии Мартином Лютером идеи Реформации очень быстро перенеслись в Польшу и Литву, где были встречены горячо и сочувственно. Естественно, что польские католические епископы попытались поставить заслон для проникновения в страну лютеранства. Еще в 1520 г. католическое духовенство, собравшись на Пиотрковском синоде под председательством примаса Яна Ласского, строго запретило католикам чтение книг, содержащих в себе идеи лютеранства. Запрещение это впоследствии несколько раз подтверждалось и на других соборах. В том же 1520 г. Сигизмунд I издал распоряжение (эдикт), которым под угрозой конфискации имущества и изгнания из отечества воспрещалось ввозить в Польшу и продавать сочинения Мартина Лютера. Строгие распоряжения против распространения Реформации потом повторялись несколько раз как со стороны духовенства, так и со стороны светского правительства. В 1522 г. Сигизмунд издал второй эдикт против лютеран. Но, видя бесполезность обоих своих эдиктов, король 7 марта 1523 г. издал третий эдикт, более строгий, в котором запрещалось привозить, читать и распространять сочинения Лютера и исповедовать смертоносные догматы протестантизма под страхом смертной казни (сожжения на костре) и конфискации имущества. Однако эти свирепые эдикты остались в основном на бумаге. Другой вопрос, что фанатичные ксендзы в ряде случаев в инициативном порядке устраивали избиения протестантов. Так, например, в городе Несвиже католики загнали несколько десятков протестантов в маленькую часовню, где они набились буквально как сельди в бочке. Им было предложено отречься от своей веры. Когда через пять дней часовню открыли, то нашли живым только одного, который тоже под вечер умер. Несмотря на репрессии, число сторонников «религиозных новшеств», по выражению польских историков, увеличивалось быстрыми темпами. Сначала протестантизм распространялся в форме лютеранства, но потом появились и другие его виды: цвинглианство, кальвинизм, социанизм.[112] Все виды и разветвления протестантизма нашли радушный приют в Польше и Литве и привлекали к себе многочисленных последователей. Как уже говорилось, на момент смерти Василия III с Литвой действовало перемирие сроком на один год. Поэтому Сигизмунд и паны радные направили посланника Клиновского к великому князю, но он уже не застал Василия в живых. Елена и ее фаворит Овчина по каким-то причинам мира не захотели, но и не объявляли войны, то есть действовали по формуле «ни мира, ни войны», изобретение которой позже, в 1918 г., припишут Троцкому. Итак, срок перемирия истек, и летом 1534 г. гетман Юрий Радзивилл вместе с татарским войском опустошил окрестности Чернигова, Новгорода Северского, Радогоща, Стародуба и Брянска. Королю Сигизмунду стало известно, что московские бояре настолько конфликтуют между собой, что несколько раз их распри даже переходили в поножовщину. А в Пскове нет войска, сидят только купцы, переведенные из Москвы, да «черные люди» псковичи, которые часто сходятся на вече, наместники и дьяки им это запрещают, не зная, что они там замышляют. Очень обрадовался Сигизмунд приезду знатных беглецов – князя Семена Бельского и Ивана Ляцкого. Королю передали, что если он хорошо примет этих беглецов, то следом за ними из Москвы перебегут многие князья и знатные дети боярские, и Сигизмунд богато наградил Бельского и Ляцкого. Осенью 1534 г. гетман Юрий Радзивилл отправил в Северскую землю воеводу Андрея Немировича и конюшего дворного Василия Чижа. Они сожгли Радогощ, но были разбиты и отступили от Стародуба и Чернигова. Князь Александр Вишневецкий также потерпел неудачу под Смоленском. Литовские воеводы встречали активное сопротивление под городами, но не встречали московской рати в поле. В Москве татар боялись больше, чем Литвы, и все войска стояли под Серпуховом. Кроме того, внутренние смуты и распри мешали сбору и движению войск. И только в конце октября 1534 г. московская рать двинулась в Литву. Большой полк вели князья Михаил Горбатый-Суздальский и Никита Оболенский; передовой полк – боярин конюший князь Иван Овчина-Телепнев-Оболенский. Из Новгорода вел полки князь Борис Горбатый для соединения с князем Михаилом. Но теперь уже московские войска не встретили литовцев в поле и, в свою очередь, безнаказанно опустошили литовские области, не дойдя только 40 или 50 верст до Вильно. А князь Федор Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский ходил из Стародуба до самого Новгорода Северского. На следующий год в Москве узнали от лазутчиков о подготовке к походу королевского войска. Навстречу ему из Москвы отправилась большая рать: большой полк под начальством князя Василия Васильевича Шуйского и передовой полк – опять под начальством князя Ивана Овчины-Телепнева-Оболенского. Главная московская рать должна была взять Мстиславль, а псковские и новгородские войска под началом дворецкого[113] Бутурлина должны были построить город на литовской территории на озере Себеж. Литовское же войско, избегая решительного сражения, двинулось в другую сторону, то есть на двести верст южнее направления главного удара русских на Мстиславль. Гомель сдался королевским войскам без сопротивления, но Стародуб, где воеводой сидел князь Федор Овчина-Телепнев-Оболенский, сопротивлялся отчаянно. Тогда немецкие инженеры прорыли подкоп под стены города и одновременно взорвали несколько фугасов. В образовавшийся пролом ворвались литовцы и, согласно летописи, перебили тринадцать тысяч жителей, то есть практически весь город. Сам же воевода попал в плен. Городок Почеп еще до прихода Литвы был покинут жителями и сожжен русскими войсками. От Почепа литовское войско двинулось назад. Основная московская рать осадила Мстиславль. Посад был взят, но замок (центральная цитадель) остался в руках литовцев. Постояв несколько недель у Мстиславля и опустошив окрестности, русские ушли. Бутурлин с новгородцами и псковичами быстро построил новый укрепленный город, получивший название Себеж. Литовцам появление крепости у себя под носом явно не понравилось, и уже в феврале 1536 г. Себеж был осажден войсками воеводы Андрея Немировича. По зимнему пути литовцы легко подвезли осадную артиллерию. Но литовские пушки не смогли разрушить укрепления Себежа. Воевода приказал увеличить пороховые заряды, что сразу привело к разрыву нескольких пушек. 27 февраля русский гарнизон пошел на вылазку, осаждающие бежали через озеро, но подтаявший лед провалился, и озеро поглотило много людей и лошадей. Весной и летом 1536 г. московские воеводы ходили воевать Литовскую землю под Любеч, сожгли посад Витебска, разорили много волостей и сел и возвратились домой с богатой добычей и большим полоном. Кроме Себежа, на литовской границе были построены крепости Заволочье в Ржевском и Велиж в Торопецком уездах. Крепости Стародуб и Почеп, покинутые литовцами, были восстановлены. Еще в сентябре 1535 г. литовцы в неофициальном порядке попытались заключить мир. А в июле 1536 г. король официально прислал малолетнему Ивану IV посла – кревского наместника Никодима Техановского. Наконец 18 февраля 1537 г. в Москве (по традиции, которую великий князь уже не желал нарушать) было подписано перемирие сроком на пять лет, считая с 25 марта 1537 г. По этому перемирию Гомель оставался за Литвой, а ряд городов по левой стороне Днепра – Кричев, Рославль, Мстиславль, Чернигов и новопостроенные крепости Себеж и Заволочье – за русскими. Перемирие 1537 года соблюдалось обеими сторонами. Молодой Иван IV в это время был занят внутренними проблемами, крымскими и казанскими татарами. Литва и Польша тоже страдали от крымцев, да и престарелый Сигизмунд не желал новой войны. Любопытно обращение короля к Литовской раде в сентябре 1538 г., где он сообщил, что до истечения перемирия с Москвой остается только три года, и потому надо думать, как быть в случае новой войны? «Что касается до начатия войны с нашим неприятелем московским, то это дело важное, которое требует достаточного размышления. Не думаю, чтоб жители Великого княжества Литовского могли одни оборонить свою землю без помощи наемного войска. Вам, Раде нашей, известно, что первую войну начали мы скоро без приготовлений, и хотя земские поборы давались, но так как заранее казна не была снабжена деньгами, то к чему наконец привела эта война? Когда денег не стало, мы принуждены были мириться. Какую же пользу мы от этого получили? Если теперь мы не позаботимся, то по истечении перемирия неприятель наш московский, видя наше нерадение, к войне неготовность, замки пограничные в опущении, может послать свое войско в наше государство и причинить ему вред. Так, имея в виду войну с Москвою, объявляем вашей милости волю нашу, чтоб в остающиеся три года перемирных на каждый год был установлен побор на первый год серебщизна по 15 грошей с сохи, на второй – по 12, на третий – по 10; чтобы эти деньги были собираемы и складываемы в казну нашу и не могли быть употреблены ни на какое другое дело, кроме жалованья наемным войскам». После этого воинственно настроенное панство как-то притихло и о войне более не заикалось. В итоге ровно день в день по истечении пятилетнего срока перемирия, 25 марта 1542 г., в Москве литовские послы подписали соглашение о продлении перемирия еще на семь лет с момента подписания. В 1548 г. от апоплексического удара умер тучный Сигизмунд I Старый. На польский престол взошел его сын Сигизмунд II Август, он же стал и Великим князем Литовским. Еще при жизни отца, 4 февраля 1537 г., Сигизмунд Август, которому исполнилось 15 лет, в главной церкви краковского замка дал клятву хранить все права, привилегии, свободы, иммунитеты церковные и светские, каким бы станам и людям (без всякого исключения) они не принадлежали. На Виленском сейме в 1563 г. Сигизмунд II сделал много уступок в пользу шляхты, к числу которых относится и уничтожение обидных для православных пунктов Городельского постановления 1413 г. Сигизмунд Август уравнял во всем с католиками и всех прочих «стану рыцарского и шляхетского, как Литовского, так и Русского народу, одно бы были веры христианской». В 1568 г. на Гродненском сейме киевский митрополит Иона III Протасович попросил короля, чтобы «духовные должности не раздавались светским лицам, чтобы последние, по получении какого бы то ни было духовного уряда, оставались в звании мирян не более трех месяцев. Если кто не исполнит этого, то епископ данной епархии лишает его достоинства и хлебов духовных и отдает их людям духовным». Король согласился с этим, но оставил за собой право отбирать таковое достоинство и передавать его другим, «поддуг воли своее господарской», по донесении епархиальным (местным) владыкой. Но когда митрополит обратился к королю с ходатайством предоставить и ему с епископами греческого закона постоянное место и голос в королевской раде в такой же мере, как это предоставлено высшей католической иерархии, то просьба эта была отклонена. Тем временем протестантизм[114] широко распространился среди польской и особенной литовской шляхты. Так, воевода[115] виленский и канцлер литовский Николай Черный Радзивилл, двоюродный брат королевы Барбары, стал ревностным протестантом и делал все возможное для распространения нового учения в Литве. Он ввел его в своих обширных вотчинах и поместьях, вызвал из Польши самых знаменитых протестантских проповедников и принимал под покровительство всех отступивших от католицизма. Радзивилл простых людей привлекал угощениями и подарками, а шляхту – почти королевскими милостями, и, таким образом, почти все высшее сословие приняло протестантизм. С не меньшим успехом новая вера распространялась и в городах. Только сельское население в большинстве своем оставалось в прежней вере, особенно в русских православных областях. В конце концов Радзивилл решил перетянуть на свою сторону самого короля. Он уговорил Сигизмунда в Вильно поехать на богослужение в протестантскую церковь, построенную напротив католической церкви святого Иоанна. Однако, как уже неоднократно бывало, случайность изменила историю Польши. Узнав, что Сигизмунд поедет в протестантскую церковь, доминиканец Киприан, епископ литопенский, вышел к нему навстречу, схватил за узду лошадь и сказал: «Предки вашего величества ездили на молитву не этою дорогою, а тою». Сигизмунд растерялся и был вынужден последовать за Киприаном в католическую церковь. В 1565 г. Николай Черный Радзивилл скончался. Во главе протестантского движения стал его двоюродный брат Николай Рыжий Радзивилл. Однако у Рыжего не было ни ума, ни воли, ни авторитета брата. 1565 год можно считать переломным в борьбе протестантизма с католичеством в Речи Посполитой. Оглавление

НЕМО: У каждого народа есть своя Мекка — историческая столица, город предков, город-реликвия. Здесь до сего дня сохранились резиденции правителей, именами которых названы минувшие эпохи, здесь собиралось и множилось достояние национального духа, здесь улицы помнят великих людей нации — создателей, защитников, реформаторов. Сюда бесконечно идут и едут современники, чтобы ощутить и осмыслить себя в национальной исторической перспективе, чтобы сказать себе: вот здесь разрешается для меня задача о смысле жизни, здесь — ориентир, с которым я могу соотнести все свои помыслы и поступки, чтобы определить их цену и достоинство. Столица — алтарь Отечества. За свою тысячелетнюю историю белорусы имели четыре столицы: Полацак, Наваградак, Вильню, Менск. (Интересно, что сегодня все эти названия так или иначе деформированы в современном белорусском языке на российский лад — Полацк, на польский — Навагрудак, Мінск, на литовский — Вільнюс.) Место Вильни в этом ряду наиболее значимо. Начиная с раннего средневековья и до последней войны, именно Вильня была духовным Домом для белорусов. В последние десятилетия отчуждение белорусов и литовцев, многие века живших вместе, стало негласной официальной политикой. Наиболее существенный результат этой политики — отчуждение белорусов от собственных национальных реликвий, которые в 1940 году оказались за границей — незримой, но и непреодолимой. Выросло несколько поколений белорусов, для которых Вильнюс — чужой, заграничный, иностранный город. То же, впрочем, произошло и с Белостоком, Двинском-Даугавпилсом, Смоленском... Сегодня наш разговор о Вильне. «Неман» публикует разделы из книги наиболее осведомленного исследователя белорусской Вильни Лявона Луцкевича. Более 10 лет своей жизни Лявон Антонович провел в ГУЛАГе. Все остальные годы — от рождения в 1922-м — он прожил в Вильне, учился здесь в белорусской гимназии, работал инженером на заводе, собирал материалы — о городе, о белорусском движении и его представителях, об отце — выдающемся белорусском литераторе и политике Антоне Луцкевиче. Кстати, именно А.Луцкевич впервые опубликовал стихи о Вильне Владимира Жилки, где тот называет древнюю белорусскую столицу “кривицкой Меккой”. В целом же белорусская литературная вильниана могла бы составить не один увесистый том. Но это в будущем. В будущем и десятки монографий о роли Вильни в белорусской истории и культуре. Пока же ограничимся лишь небольшой прогулкой по старой Вильне, по некоторым белорусским адресам. http://elib.org.ua/belarus/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1143840615&archive=&start_from=&ucat=8&

НЕМО: ВИЛЬНА, WILNO, VILNIUS: ГОРОД И МИФ http://www.obzor.lt/news/n825.html

НЕМО: Династии Рогволодовичей В том, что Литва брала себе полоцких князей на княженье, нет ничего удивительного, ведь Литва ещё издавна платила дань Руси [7,с.69]. Также, согласно этнографическим и лингвистическим картам работы Е. Ширяева [8], видно, что к моменту описываемых событий Вильно с прилегающими землями вплоть до города Вилькомира (Укмерга) был уже славянизирован и естественно, что славянское население приглашало к себе полоцких князей, так как славянизация шла там именно из Полоцка. А если принять во внимание лингвистическую карту средней Европы [9], где хорошо показано, что 80% населения территории времён летописной Литвы [10] разговаривало на русском языке, то можно смело утверждать, что к времени образования Великого княжества Литовского и Русского остальная часть летописной Литвы почти полностью подверглась славянизации. http://vorsa.jo.by/?p=492

НЕМО: Герб Наримонта Выбор герба в истории становления того или иного государства имел большое значение. Наряду с троном, короной, скипетром, державой и гимном герб принадлежал к важнейшим атрибутам государства. Таковым он являлся и для возникшего в середине XIII века Великого княжества Литовского. В изображении гербов часто встречались звери и птицы. Можно вспомнить мудрую сову Афин, римского орла, раскинувшего крылья над миром, галльского петуха. Российский двуглавый орел перелетел в герб Москвы из покоренного турками Константинополя в знак подтверждения имперских притязаний московских царей. В мусульманских странах, где религия запрещала воспроизводить живые существа, в гербе использовались узоры. Например, на гербе Самарканда были изображены три кольца — герб Тимура Тамерлана. Гербом Великого княжества Литовского был избран конный воин с обнаженным мечом. Однако прежде чем сказать о символике этого герба, обратимся к историческим фактам. http://www.razlib.ru/istorija/inaja_rus/p2.php

НЕМО: Аlbaruthenia. Код Скорины http://www.youtube.com/watch?v=HTpHNwBkh00&feature=share&list=PLA39AFA233C6AB737 альбарутения http://video.mail.ru/list/istoknemana/lbaruthenia/44.html

НЕМО: В Беларуси показали новый документальный фильм о прославленном белорусском княжеском роде Радзивиллов. http://www.istpravda.ru/pictures/1439/ Здесь прослеживается очень интересная связь. Франциск Ассизский, урожденный Джованни ди Пьетро Бернардоне основатель ордена францисканцев. А несвижский замок, в конце XVI века, построил знаменитый архитектора Джованни Мария Бернардони. В конце 16 века Себежский край входил в состав Радзивиловской ординарии. Следовательно, не исключено, что Джованни Мария Бернардони мог бывать и в Себеже.

НЕМО: НИКОЛЯ ДЕНОРМАНДИ: «МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ БЕЛАРУСЬ — РОДИНУ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ПРЕДКА» Потомки Наполеона Орды нашлись во Франции Во Франции нашлись потомки Наполеона "Орды". Это — факт, претендующий на сенсацию, поскольку до нынешнего времени о здравствующих прямых потомках нашего прославленного земляка ничего не было известно. В эксклюзивном материале для «7 дней» французские прапраправнуки Наполеона Орды открывают новую страницу совместного белорусско-французского исторического и культурного прошлого, неразрывно связанную с творчеством прославленного художника, композитора, литератора, непримиримого борца за свободу, — родившегося в имении Вороцевичи нынешнего Ивановского района Брестской области, затем долгое время жившего в Париже. http://gate.belta.by/7days_plus.nsf/All/743F7ACBC6B046534225761E00480C98?OpenDocument На мой взгляд, прослеживается сходство фамилии, Наполеона Орды и Ордин Нащекина. Скорее всего, это одна и таже фамилия ?

НЕМО: Белорусско-литовским дипломатическим отношениям 20 лет 12. Раньше наши народы жили в одном государстве – Великом княжестве Литовском. Литовских читателей интересует, что делается в Беларуси по сохранению исторических памятников и исторического наследия? Республика Беларусь уделяет первостепенное внимание сохранению исторических памятников и исторического наследия. Сегодня в государственном списке историко-культурных ценностей Беларуси значатся 5 тыс. 397 объектов, среди которых памятники архитектуры, археологии, истории, искусства, градостроительства. Реставрационно-восстановительные работы не останавливаются ни на день. На сегодняшний день в реставрации находятся такие значимые памятники архитектуры, как: Несвижский дворцово-парковый ансамбль (работы близятся к завершению), Национальный академический театр Янки Купалы, комплекс зданий Национального художественного музея, которые в результате должны трансформироваться в первый в Беларуси музейный квартал. Значительные работы ведутся в костеле Божьего Тела в Несвиже, соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря в Юровичах, дворцово-парковом ансамбле в Жиличах, усадебном доме в Красном береге, Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Уже закончены работы в резиденции Радзивиллов в городском поселке Мир. А всего Государственной программой «Культура Беларуси на 2011-2015 год» предусмотрены реставрационно-восстановительные работы на 34 исторических памятниках. В процессе разработки находится Государственная программа действий «Замки Беларуси» на 2012-2018 годы, которая предусматривает реконструкцию, консервацию и благоустройство 38 объектов историко-культурного наследия, в том числе выполнение работ с привлечением средств республиканского бюджета для восстановления 9 памятников архитектуры. http://lithuania.new.mfa.gov.by/ru/embassy/interview/b7577f44e77a8943.html Сколько осталось Сапег в Вильно? http://youtu.be/XB80-UWS0LU

НЕМО: Следы апостолов Как и всякое здание с богатым историческим прошлым, замок окутан множеством тайн и мифов. http://youtu.be/9z3ar08nSc8

НЕМО: Презентация флага этнокультурного региона Тверская Крывия В Тверской области часть наших сограждан осознала себя кривичами. Впервые сторонники подобной самоидентификации появились 10 лет назад в Белоруссии. И вот теперь идея распространилась на всё пространство Союзного государства России и Белоруссии. Процесс народного единения белорусских и российских кривичей произошёл в небольшом зале Российской государственной библиотеки им. Ленина. На мероприятие собрались только свои: этнические белорусы, исследователи традиционной культуры русских, других славянских народов и несколько интересующихся из числа неоязычников. Лидер кривичей Аляксей Дзермант из Минска – глава этнокультурного центра «Крыўя» (Крывия) – представил доктрину своей организации, согласно которой белорусы являются прямыми наследниками балто-язычных племён – летописных кривичей. А территория Беларуси и некоторые сопредельные земли мыслятся новыми кривичами сакральной – Святой землёй, «откуда мы и сейчас черпаем свою Веру, свою Силу и своё Слово». – Наша история – не только история этничности, но и определённого типа духовности, – рассказал Дзермант корреспонденту «НА». – Это поиск своей Святой земли не где-то далеко – в Иерусалиме или Риме, – а там, где ты являешься автохтоном и продолжаешь свой род. Главным в своей новой идентичности кривичи считают почитание предков («дедов»), что очень напоминает языческо-христианский синкретизм. Гораздо интересней другое: по сути, «Крывия» представляет собой попытку масштабной реэтнизации белорусского народа – «возвращение к истокам», но уже на балтской этнической основе. О широком распространении новой теории говорить пока рано. Белорусский музыкант Алесь Микус, один из активистов балтского возрождения, оценивает количество приверженцев в несколько сотен человек. Но он видит элементы кривичского ренессанса в нарастающей популярности традиционной этнической музыки среди молодёжи республики. К властям белорусские кривичи относятся лояльно, и они отвечают взаимностью – спокойно смотрят на этнофутуризм сограждан и не мешают новым кривичам считать себя таковыми. А год назад в Твери появилось сообщество молодых людей, которые разделяют взгляды белорусских участников Крывии. Тверское этнокультурное объединение «Твержа» видит «приоритетом своей деятельности сохранение и преумножение кривической традиции, сбор и систематизацию знаний о мире предков, адаптацию традиционного миропонимания к современным реалиям». Это неформальное сообщество занимается поиском кривичских культурных следов в западной части Тверской области. Его члены совершают своего рода паломничества – посещают древние сакральные места балтов. Недавно тверские кривичи сняли документальный фильм о балтском наследии своего региона, разработали собственный флаг и элементы дизайна. В планах «Тверской Крывии» – реконструкция традиционного балтского подворья. Кривское сообщество полагает, что оно отличается от тусовок реконструкторов прежде всего жёсткой привязкой к реально существовавшим традициям кривичского племени. А глядя на ситуацию со стороны, приходится констатировать, что более широкий в плане географии и культурологии взгляд активистов Крывии позволил им фактически осуществить культурную микроэкспансию – привлечь сторонников в сопредельной Белоруссии территории. Налицо не имеющий в последнее время аналогов и требующий осмысления феномен возникновения новой квазинациональной идентичности. На мой взгляд, этнокультурное обьединение "Кривичи", первый шаг к возрождению древней формации нашего этноса. Если рассматривать с исторической точки зрения, то последним кривическим князем был Рогволод, и по некоторым сведениям его родной брат Тур, который основал город Туров. Кривическая держава была основана еще до образования Киевской Руси и являлась его главным конкурентом в вопросе обьединения, в том числе и словянских племен. После установления, на не продолжительное время власти Киева над Полоцком, мы видим в начале 13 века мейстрим кривической державы, выразившейся в виде образования Великого княжества Литовского и Русского, границы которого, с большой точностью, повторяют область распространения кривического этноса. Таким образом, держава кривичей приобрела свое новое рождение в виде ВКЛ. В определенной степени, можно сказать, что одним из центров распространения кривичей на север и восток являлась область междуречья реки Дрисса и Полота, с охватом территории Себежского и Невельского уезда. Отсюда, с большой вероятностью можно предположить, что кривичи распространились на север Псков-Новгород-Ладога и восток Смоленск-Тверь-северная часть Московской области. Таким образом Себежское поозерье вполне может считаться одним из (сакральных) центров государствообразующего народа Кривичей.

НЕМО: В ближайшие 5 лет в Минске может появиться сразу 8 новых памятников. http://new.euroradio.by/ru/report/komu-ne-ponravilsya-petr-masherov-na-saite-mingorispolkoma-94264

НЕМО: Черная Русь или Виленщина В Прибалтийском регионе есть одна территория со своеобразной этнической историей, весьма отличающейся от истории всех остальных земель этих трех республик. Речь идет о городе с небольшой окружающей территорией с тремя названиями, из которых на сегодня господствует одно, самое позднее в историческом смысле - Вильнюс. Исконные исторические славянские названия города - Вильна (по-русски) и Вильно (по-польски) в наши дни считаются устарелыми. Впрочем, история этого города настолько своеобразна, что возможны самые неожиданные варианты его дальнейшего существования. Территория Виленщины всегда, вплоть до нашего времени, находилась на месте достаточно условной границы чересполосного расселения славян и балтов. При этом какой-либо четкой линии разграничения славян и балтов не существовало вплоть до 1940-х гг. до официального территориального разграничения Литовской и Белорусской советских республик. http://ruskline.ru/analitika/2014/08/8/chernaya_rus_ili_vilenwina/



полная версия страницы