Форум » Дела давно минувших дней » Однажды в Себеже ..... » Ответить

Однажды в Себеже .....

НЕМО: На мой взгляд, очень целесообразно, написать развернутую книгу по истории Себежского края. Так как в печатном виде спрос на нее будет незначительным, и коммерческой выгоды от этого труда не предвидится, то можно ее сделать электронной, а при желании распечатать на бумажном носителе. Если книга по истории Себежского края будет плодом коллективного творчества, то и интерес к ней будет коллективный. Как один из вариантов названия, может быть, к примеру: Однажды в Себеже ..... La Colline du Chateau. Сюжет можно начать с истории празднования 600 летия первого упоминания Себежа в хронике Стрыйковского, и эпопеи на "Замковой горе". Прологом может послужить легенда о "Чертовом мосте". А в целом, может получится очень интересное произведение, которое в последующем, можно преобразовать в литературное, на основе реальных исторических судеб. Давайте попробуем, мне кажется, что может получиться нечто интересное. С исторической точки зрения, книгу можно разделить на несколько разделов: 0. Пролог "Легенды и придания!" 1. Кривичи 2. Полоцкое княжество 3. Киевская Русь 4. Великое княжество Литовское и Русское 5. Царство Московское 6. Ливонский орден 7. Речь Посполитая 8. Российская Империя 9. Советский Союз 10. Современность Каждый раздел, можно освятить через призму исторических личностей, причастных к той или иной эпохе, и одновременно к Себежскому краю.

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

НЕМО: Усвят, местечко Витебской губернии Усвят, местечко Витебской губернии — местечко Витебской губернии, Велижского уезда. Упоминается в летописях в 1021 г., когда вел. князь киевский Ярослав дал кн. полоцкому два города: Всячь, т. е. У., и Витебск. В 1228 г. около У. русские разбили литовцев. В 1245 г. кн. Александр Невский снова разбил здесь литовцев. В начале XIV в. здесь жил некоторое время Ольгерд. Иоанн Грозный приказал построить в У. замок, который был взят Стефаном Баторием в 1580 г. и разрушен русскими в 1654 г. Жит. более 5 тыс. 2 православные церкви, училище, больница, почт.-тлгрф. отд. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон Выдержка по Усвяту, из списка населённых мест Витебской губернии, от 1906 г., под редакцией А.П.Сапунова. В 1787г., 2 января, имп. Екатерина II прибыла в Усвят, где обедала в доме генерал-прокурора кн. Вяземского. 11 сентября І805 г. У. посетил имп. Александр I; воспоминанием об том служит икона Вознесенія Господня, принесенная императором в дар усвятскому храму. В 1812 т. Усвят заняли Французы; храм Преображенія Господен был обращен в конюшню, В 1831 г. чрез местечко следовала пеіальная колесница с телом скончавшегося в Витебске (15 іюля 1831 г.) н. кн. Константина Павловича. Усвятское староство принадлежало Гричинозичу (1548 г.), КишкЬ (1554 г ). затем Глебовичам, кн. Друцким -Сокалинским , Сапегам (Янъ-Пётр Сапега в 1611 г. приезжал из-под Москвы в Усвят). Рудминским, Тизенгаузенам, Огинским, Мнишкам, кн. Чарторійским, а по присоединенію к Россіи —кн. Вяземскому, гр. Зубову, Энгельгардту, кн. Юсупову, Потемкину, гр. Рибопьеру, Дурэсэву, Идепу, Больфуру, Аршидстіалъ (последніе трое англичане); гр. Шувалову; Ныне им. Усвят принадлежит Марии Павловне Родзянко. И Вы хотите сказать, что эти города и местечки могли оказаться в таком состоянии?

Лада: Я два раза в жизни была в Усвятах. Лет двадцать назад все маленькие городки были похожи друг на друга, город не произвел на меня впечатления, но и не ужаснул. Этим летом мы были там второй раз. Кроме жалости и тихого ужаса - ничего. На Замке дом Родзянко. Подход убран - там захоронения времен Отечественной войны, а сзади заросли крапивы и каких-то кустов в рост человека. Но тропинка на более нижний ярус пробита людьми. Размер замковой горы, больше, чем в Себеже, но вид открывается на заболоченные то ли луга, то ли обмелевшие озера. Запустение страшное. Мы хотели зайти в музей, но он был закрыт. Впечатление от всего города - запустение и неухоженность. Мы были в здании Администрации (один в один с себежским) - отбитые ступеньки, обшарпанные стены. На центральной площади забитый деревянными щитами двухэтажный универмаг. Рынка нет. Был рыночный день и торговля шла вдоль нескольких улиц и на перекрестке. Идрица выглядит более ухоженной и чистой. Как-то так все убого выглядело, так обидно, что такое исторически знаменитое место так заброшено

Усвяты: Доехали до Усвят http://deni-spiri.livejournal.com/1872.html


НЕМО: Лада пишет: Идрица выглядит более ухоженной и чистой. Как-то так все убого выглядело, так обидно, что такое исторически знаменитое место так заброшено С другой стороны, можно сказать, что оно ещё не "загажено". И вся линия Себеж-Невель-Усвят, соединена, в том числе, и "исторической судьбой", "ТРИ ЗАМКОВЫХ ГОРЫ", ну а дальше дорога на Велиж и Смоленск. По прямой от Себежа до Усвята 155 км, и не исключено, что эта дорога существовала, ещё до ВОВ, на 2 верстовой карте, это довольно чётко просматривается. Вот если проект "Себежская Словения", соединить прямой современной 4 полосной дорогой, а от неё выстроить подьезды к ближайшим населённым пунктам, то система структуируется. Тем более, магистраль, Себеж-Смоленск, может, так же иметь актуальное значение, так как санкции с РФ, снимут примерно в июне-июле. +16 Двадцать поцелуев в , и можно рассказывать пол года, как мы отделали "пиндосов". А если объяснить, какое оборонное стратегическое значение, может играть эта магистраль, то .........

НЕМО: Усвяты пишет: Доехали до Усвят Вот кстати, со смоленскими товарищами, эта линия Себеж-Невель-Усвят, так же связана исторической судьбой, и даже территориально-административно, в период Смоленского Воеводства, и получения городами Ростиславль, Невель, и Себеж "Магдебургского права" в 1623 году, и династией Смоленских Ростиславичей, княжевших: в Смоленске, Киеве, Новгороде, и Пскове; да и во Львове (бандеровцами).

Инженер: НЕМО пишет: ... проект "Себежская Словения"... Ну это что-то типа термина "Украина-Русь". Только без э...некоего враждебного контекста... соединить прямой современной 4 полосной дорогой Ох, НЕМО, я даже не знаю, смеяться или плакать.... Ну если Киевское шоссе от Усть-Долысс в сторону Невеля не пустили по иной трассе, и 2+2, а просто сделали новый продольный профиль на протяжении 20 км, срезая холмы и засыпая долины, заставляя во время этих работ участников движения хвататься за голову (не отпуская руля ), то о каких евродорогах где-то в бенях можно мечтать? Впрочем, слышал, что под Порховом есть участок какой-то местной дороги примерно в 20 км длиной, как раз 2+2, с разделиловкой и всё такое....Народ туда попадает и глазам свои не верит. Но это никак не помогает развитию местных поселений.

НЕМО: Инженер пишет: Ох, НЕМО, я даже не знаю, смеяться или плакать.... Ну если Киевское шоссе от Усть-Долысс в сторону Невеля не пустили по иной трассе, и 2+2, а просто сделали новый продольный профиль на протяжении 20 км, срезая холмы и засыпая долины, заставляя во время этих работ участников движения хвататься за голову (не отпуская руля ), то о каких евродорогах где-то в бенях можно мечтать? Впрочем, слышал, что под Порховом есть участок какой-то местной дороги примерно в 20 км длиной, как раз 2+2, с разделиловкой и всё такое....Народ туда попадает и глазам свои не верит. Но это никак не помогает развитию местных поселений. Вот дорога на Полоцк, из Невеля, если её вывести в район Мальково, то по прямой километров 30, тем более, что дорога там уже существовала. А дальше, нужно только расширить и углубить, как говорил М.С.Горбачёв. Кстати вспомнил, что в 1991 году, был какой то проект, реконструкции дорог в Себежском районе. Вроде как, под вывод войск из Германии, хотели что то строить, нагнали много техники. Скорее всего, даже коттеджи, на немецкие деньги. Только деньги, вроде, как куда то исчезли. А сам проект, скорее всего, где то пылится. Вот дореволюционная карта. И вот эта неплохая.

НЕМО: Вот на этих двух картах, прекрасно видно, что соединению подлежат только некоторые участки. И ответвление дороги от Усть-Долоссы доходит до оз. Свибло, а от Свибло, через Руково, можно вывести, в район Рудни. Ещё нужно соединить Язно и Чайки. http://rus-km.ru/1280461_BIG_1_0.jpg

НЕМО: Мария Павловна Родзянко имение Усвят отец - Павел Владимирович Родзянко (старший брат председателя Государственной думы М. В. Родзянко) http://prmarina.livejournal.com/58744.html мать - Мария Павловна Голицына (Княжна) http://nobility.pro/genealogy/individual.php?pid=I3509&ged=tree

НЕМО: Тот самый поручик ........... Будущее им было неизвестно. Возможно, оно было неясно пока и для тюремщиков, и для тех властей, которые только захватили город и не знали, как этой властью распорядиться. В маленькой комнатке за решеткой трое вели долгие мучительные разговоры и ожидали расстрела. Генерал Гончаренко готовился к казни, с ужасом думая, что станет с его семьей. Тогда он еще не получил письма из Петрограда о том, что жена его умерла, а дочь взяли на воспитание родственники… На восьмой день, когда арестантов переводили в другую тюрьму, им удалось бежать. Все троим. Потом уже, в Риге, генерал Гончаренко часто вспоминал, как к князю Голицыну в камеру приходила его юная невеста. Она приехала из Петербурга. Потом из этих воспоминаний и родились строки оригинального текста, впоследствии ставшего знаменитым романсом "Поручик Голицын": Напрасно невесты нас ждут в Петербурге, И ночи в Собраньи, увы, не для нас. Теперь за спиною окопы и вьюги, Оставлены нами и Крым, и Кавказ. Над нами кружат черно–красные птицы, Три года прошли, как безрадостный сон. Оставьте надежды, поручик Голицин, В стволе остается последний патрон. Подрублены корни, разграблены гнезда, И наших любимых давно уже нет! Поручик, на Родину мы не вернемся, Встает над Россией кровфавый рассвет… После киевской тюрьмы дорога повела поручика Константина Голицына на юг — к Деникину. Поручик остался в России, он даже воевал с белополяками в составе Красной армии. Но в 1931 году (его нашли и расстреляли в рамках спецоперации-не факт) под названием "Весна" — когда в Киеве было решено арестовать всех офицеров, которые когда так или иначе были связаны с Белой армией… По этой версии, романс «Поручик Голицын» был написан Гончаренко в период 1938-39 годов в Риге, а стихотворение неоднократно звучало в исполнении самого автора в кругу друзей и на творческих вечерах. https://my.mail.ru/mail/sts001kz/video/_myvideo/13.html

НЕМО: P.S. "Однажды в Себеже ....." Вот, на мой взгляд, хороший симбиоз, проекта "Себежская Словения", и т.д., имеющий очень древние корни. «яблоко», «яблоко державное» Державное яблоко (держава)- символ государственной власти монарха, представлявшее собой шар увенчанный короной или крестом. (Крест, как символ глобальной космической катастрофы, появился с наступлением христианской эры.) Державное яблоко - инсигния высшей монархической власти в странах христианского мира. Россия использовала византийский вариант инсигнии. Исторически державное яблоко было знаком отличия императоров Римской империи. Изображения державы встречаются уже в 27 году до н. э. на монетах римского императора Августа. Первоначально на шаре была установлена статуя богини Победы. Позже эмблема царской власти представляла собой шар, увенчанный крестом, представляющий собой символ владычества над землей. У римлян символ верховной власти заимствовали английские короли и западноевропейские монархи. Россия переняла этот символ в 1557 году у Польши, в которой он назывался яблоком. Если скипетр считается символом мужского начала, то держава — женского. Державное яблоко в русской православной христианской традиции символизирует Царство Небесное. В средневековой живописи и иконописи Бога Отца и Иисуса Христа изображали с державным яблоком. Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, это золотые диски с инициалами Иисуса Христа. Державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания передается монарху. image007 К ст. Яблоко. Датская держава Державное яблоко (а также «яблоко», «яблоко державное», «яблоко самодержавное», «яблоко царского чина», «держава Российского царствия») - считается символом знания и образом мира. Яблоко - символ плода дерева познания в Библии. Державное яблоко изображается на шпиле, под крестом церкви, или под государственным орлом на шпиле башни. В библейской традиции яблоко считается атрибутом рая. Яблоко - символ Адамова падения. В кельтской мифологии остров блаженных (потусторонний мир, царство мертвых, Елисейские поля)- назван Аваллон (Авваллах) (досл. «яблоко»). Остров получил свое название от слова «afal»,- яблоко. В средневековых текстах это слово писалось «абблах» - «остров яблок». Считалось, что «золотые яблоки Гесперид» символизируют бессмертие. В христианстве яблоко символизирует искушение, соблазн, запретный плод. В латинском языке яблоко - «малум», является синонимом слова «зло». В России яблоко клали на могилу умершего. Яблоня – один из символов римской богини Цереры. В мифологии балтийских стран яблоко является символом заходящего солнца. И нам осталось лишь сообщить, что мифологическим термином «яблоко» древние цивилизации обозначали метеорит, а обобщенный образ глобальной космической катастрофы, причиной которой явилась «комета-возмездие», нашел свое воплощение в символике державного яблока. Я не сторонник абсолютной монархии, но в её конституционном виде, вероятно, это оптимальный вариант государственного устройства для современной Российской Федерации - (10 Ф.З.)

НЕМО: Вот, на мой взгляд, хорошая тема для публикации в газете "Псковская Губерния". Вензель Императрицы Фрейлинский вензель императрицы Александры Федоровны http://medalirus.ru/rus-ordena/freylinskiy-znak-imperatritsy-marii-aleksandrovny.php Мария Павловна Родзянко (1876-1958), фрейлина императрицы, племянница председателя Государственной Думы М.В.Родзянко. От брака с Чавчавадзе имела двух сыновей и дочь (Павел – 1899 г.р., Юрий - 1903 г.р., Марина – 1905 г.р.). После развода с Чавчавадзе в 1915 году М.П. Родзянко вторично вышла замуж за князя Трубецкого, затем вместе с детьми эмигрировала в Лондон. http://uahistory.com/wp-content/uploads/2015/12/Vitovtova.jpg РГИА 433-3-88 с/х перепись 1917 Витебская губ лист 330-387 Усвяты, до города Велиж 50 верст Владелица дворянка Мария Павловна Родзянко Адрес: Петроград, ул. Фурштадская, 10 Другие владения: Бараново (Баранской волости) Там же, но страница 708-760 Пудать, Витебская губерния, Велижский уезд

НЕМО: Нальщанская земля: новая локализация Нальщанская земля (русинск. Нальщане, нем. Nalsen, лат. Naаls, *Nalez) и ее населяющий "легко поддающийся (католическому) крещению" нальщанский этнос (лат. Nalsani) упоминаются в немецкояз. Ливонской рифмованной хронике (в ней Н. земля, видимо, уже как часть Литовского государства, упом. под 1229 и 1250 г., -- под этим годом -- при описании похода ливонских рыцарей "на Литву через Нальщаны": durch Nalsen kein Littowen), в Галицко-Волынской летописи, в aнонимном латиноязычном трактате "Начало описания земель" (Incipiunt descriptiones terrarum, около 1260 г.; этот фрагментично сохранившийся трактат, авторство которого принадлежит неизвестному по имени западно-европейскому монаху-францисканцу, лично принимавшему участие в крещении и коронации великого князя и (с 1251 г.) короля литовского Миндовга, является частью так наз. Дублинской рукописи, т. е. свода разл. средневековых дидактических, историко-географических и др. произведений), в акте капитула Рижского архиепископства от 12 июня (?) 1298 г. (в этой дарственной Н. земля фигурирует как Valez, -- буква "V" вместо "N" в хорониме *Nalez появилась явно в результате ошибки переписчика) и в связанном с ним акте датского короля Эрика Менведа от 12 июня 1298 г. (Nalexe[<Naleze?], -- вероятно, здесь малую латинскую букву "z" некто ошибочно заменил малой латинской буквой "x"), а также в некоторых др. источниках, о которых будет сказано ниже. Что из себя представляла Нальщанская земля? О происхождении и точном времени образования Нальщанской земли на данный момент можно только гадать. Весьма вероятно, что возникнув где-то около 9-10 в. путем слияния нескольких так наз. "локальных догосударственных социальных структур" (своеобразных "родовых мини-государств") Среднего Подвинья, первоначально эта земля являлась племенным княжеством, а с 11(?) в. это было удельное княжество -- сперва Великого княжества Полоцкого (с 1180-ых гг. или начала 13 в. (?) -- лишь номинально), а с конца 1220-ых (?) гг. -- Великого княжества Литовского; примерно с этого времени и до 2-ой половины 13 в. Нальщанская земля существовала, по моему предпол., как составная часть *Дяволтовско-Нальщанского княжества со столицей в г. Герцике (в состав этого гипотетического княж. входила, скорее всего, не вся Дяволтовская земля /*=Селония/, а лишь ее северная (подвинская) половина). Основную часть населения Нальщанской земли составляли представители неизвестного нам по имени восточно-балтского (условно назовем его "нальщанским") этноса, впоследствии (в 13-14/15(?) вв.) ассимилированного латышами (об этом см. ниже); южные "нальщане" уже к началу 13 в. былы ассимилированы литвой. Северный угол Н. земли (около 1/5 или 1/4 ее территории), который в средние века населяли как вост. балты (не путать со средневековыми латгалами, с конца 10-первой половины 11 в. и до второй половины (?) 13 в. населявшими лишь терр. сегодняшней Видзэмэ), так и предст. финноязычного племени сету, какое-то время находился в даннической зависимости от Вел. Новгорода. Где находилась Нальщанская земля? -- точно там, где сегодня находится так наз. "Латгалэ" (с добавлением некоторых пригр. районов нынешней Псковской обл. РФ и, возможно, северо-запандных окраин исторической Полотчины, точнее, граничащей с нын. Латвией северо-зап. части территории Полоцкого княж. до реки Дрыса на востоке). Эдуард Вольтер, который, как бы следуя тогда еще только зарождающейся лингвистической парадигме, Нальщанское княж. локализовал в сегодн. Северо-Восточной Литве, немножко, что говорится, поспешил со своими выводами, так как обнародовал их должным образом не познакомившись со всеми тогда известными источниками, содержащими хоть какую-нибудь информацию о "земле Нальщанской". Правда, справедливости ради следует отметить, что анонимный латиноязычный трактат конца 1250-ых или начала 1260-ых гг. "Начало описания земель", фрагмент которого о католическом крещении в 1250-ых гг. литвы, ятвязи и нальщан (лат. Nalsani) является, ИМХО, неоспоримым свидетельством существования в 13 в. отдельного этноса (племени) нальщан, как латвийским, так и другим восточноевропейским историкам стал известен лишь с конца 1970-ых. Чуть ли не общепринятую нынче в ЛР гипотезу о тождестве Нальщан Г-В летописи с окрестностями 2-3 деревень под названием "Нолишкис" (диалект. "Налишкис"), расположенных недалеко от Уцяны (Утены), в посл. годах 19 в. пустил ходить по свету Э. Вольтер (около 1930 г. эту гипотезу коренным образом модифиц. Г. Ловмяньский). "Симптоматично", что уже после обнародования своих глупостей о мнимой генетической связи хоронима "Нальщане" с назв. деревень типа "Нолишкис", "Налишкис", Вольтер подобный литовский топоним ("Нолишкяй") обнаружил, к своему ужасу, и к западу от Шавель, но тогда, видимо, было (?) уже поздно чё-нить менять в его новорожденной гипотезе... Если же при рассмотрении всевозм. значений топонимов типа "Нолишкис" лингвистической парадигме, сейчас актуально-обязательной для всех гуманитариев, мы с вами будем следовать не "по-вольтеровски", т. е. не на монодисциплинарном уровне, а по-настоящему, по-современному, то в конечном итоге нам вместе со всеми соврем. лингвистами-литуанистами прийдется признать, что суффикс -ишк- в обоих оговор. выше случаях указывает просто-напросто на былую принадлежность литовских деревень под названием "Нолишкис" /"Нолишкяй" лицу (лицам) по имени Налис или Нолис... Но самое главное даже не это, а то, что Э. Вольтер, кажысь, не заметил исключительно важного для решения проблемы локализации Нальщанской земли "уточнения" Псковских летописей насчет руського наименования края, из которого Ливонские войска в 13-14 вв. вторгались в среднюю и южную части Псковской земли: "В лето 6876 (в 1368 г.) рать Немецкая у Велья из Налесья была ... ". (Село Велье расположено в центр. части сегодн. Псковской обл., почти прямо к востоку от г. Пыталово; более подробно набег "рати Немецкой" на крепость Велье в 1368 г. описан в хронике Германа фон Вартберге, -- по сообщению немецкого хрониста видно, что упоминавшееся ливонское воинское соединение было собрано в основном в окрестностях сегодняшних Айзкраукле, Резекне и Даугавпилса, а к Велью пришло со стороны Резекне.) О "латвийском" (а не "литовском") местоположении Нальщанской земли можно судить и по известному документу датского короля Эрика Менведа от 12 июня 1298 г., в котором владения Рижского архиепископа в земле под названием Nalexe < *Nalez упомянуты в таком же контексте, как и владения того же архиепископа в Зимиголе (Semigallia) и Герцикской округе. Исходя из вышеприведенного разбора, предлагаю вниманию читателя схему проработанной мною реконструкции происхождения хоронима Нальщане, Нальщаны (а вместе с тем и этнонима нальщане, нальщаны): Налесье ('лесной край') и *налесяне (ср. с Nalsen, Nalsani западных источников) > *Налешье и *налешяне > *Налешье и *налещане > Нальщане (Нальщаны) Касательно чередований с/ш и ш/щ в данных вариантах хоронима Налесье можно привести много примеров со схожими чередованиями из письменного "древнерусского" (например, Ляси и Ляшская земля, Подляшье), а также из совр. маскальского и украинского языков (например, Польша и Польща). О самоназвании нальщанского этноса Самоназвание нальщан нам не известно, но не исключено, что предст. этноса носителей "Культуры восточно-латгальских курганов" (10-13 в.; этническая привязка сей культуры к древним латгалам -- это, ИМХО, одна из ужаснейших нелепостей модерновой латвийской историографии) сами себя называли этнонимом *даугува (с балтским этнонимообразующим суффиксом -ува). По моему предпол., первоначально слово *даугува (ср. с литовским наимен. Двины: Dauguva) являлось лишь этнонимом, но затем оно распостранилось и на реку, протекающую по земле соотв. этноса, т. е. по основной части ареала Днепро-Двинской и Тушемлинской археол. культур (по моему, в результате миграции в 10 в. на запад части носителей /этнически восточно-балтской/ поздней Тушемлинской культуры как раз и произошла "нальщанская" археологическая культура, или пресловутая "культура восточно-латгальских курганов"). Иначе выражаясь, лит.-лат. словосочет. dauguvos upė /daugavas upe (слово dauguvos /daugavas здесь -- в родит. падеже) когда-то, возможно, имело не только свое нынешнее, т. е. *вторичное значение ('река Даугува /Даугава'), но также сейчас уже утраченное первичное значение: 'река даугувы (такого племени)'. Значение Нальщанской земли в истории ВКЛ На протяж. всего 13 в. и в первых десятилетиях 14 в. (до 1313 г.), а отчасти -- и до 1358 г. (в том году великий князь лит. Ольгерд выдвинул требование к Тевт. ордену вернуть Литве, кроме др. балтских земель, территорию, лежащую к востоку от реки Айвекстэ /пр. притока Двины/, которая, возможно, некот. время /в 13 в./ являлась зап. границей Нальщанского, точнее, *Дяволтовско-Нальщанского княжества) Нальщанская земля (сегодняшняя Латгалэ) на среднеевропейской политической сцене играла роль, сравнимую с тогдашней полит. ролью Ятвяжского края (=Гродненского княж.); с 1559 по 1569 г. бывшая Нальщанская земля -- опять в составе ВКЛ, а с 1569 по 1772 г. она являлась литовско-польским кондоминиумом. http://gasztold.livejournal.com/2146.html Довмонт происходил из литовских князей, и владел в Литве Нальшанским уделом. Нальшанская земля -это и есть территория Себежского, и Невельского уезда.

НЕМО: Себежская земля входила в Нальшанское княжество, которое принадлежало князю Довмонту. Не исключено, что Себеж мог быть центром этого княжества. http://www.lithuanianmaps.com/images/1595_G_Mercator_Livonia_raremaps.jpg Итак, в Литве Довмонт был князем Нальщанским… встречающиеся разночтения - Нальшанским, Ольшанским и Занальшанским. Его землю называют еще Нальшенайской, а также Нальшей, но чаще встречается Нальщаны. Немцы называли эту землю «Nalsen, Nalsani». В Галицком летописце сказано так: «воеваша. землю Литовьскоую . и Нальщаньскоу… бяшеть бо сестра еи . за Домонтомъ. за Нальщаньскимъ княземь». Так что князь Нальщанский, по Галицкому летописцу. Название области иной раз связывают с речкой Ольшанкой, но, кажется, это не более чем предположение. Хотя созвучие названий останавливает внимание и кажется не случайным. (Ольшанка - это река Нища, название перепутано при переводе с литовского на немецкий, а в последующем с белорусского на русский.) Нальщанами называлась в старину область, занимавшая территорию северо-западной части современного Белорусского Поозерья (пограничного с современной Литвой) и простиравшаяся от озер Нарочь и Свирь до ее главного города, построенного на реке Кревлянке, белорусское название которого – Крэва, литовское – Крева (Krеva), а полонизированное, под которым он известен и сегодня (хотя находится на территории Беларуси, в Гродненской области) – Крево… Этот город упоминается в немецких хрониках 13-того века. Крева, согласно одному преданию, была основана легендарным Рингольдом, предшественником и, может быть, отцом Миндовга. Предположительно, с одной стороны Нальщаны граничили с отчиной Миндовга (то есть с его первоначальными, личными владениями, которые еще принято называть Литвой Миндовга) по неманской Березине, а с другой имели границу с Жмудью (Жемайтией). Согласно одному из сообщений Ливонской Рифмованной хроники про военный поход против Миндовга (1247 год), путь ливонцев в Литву на Миндовга пролегал через Нальщаны («durch Nalsen gen Littauen»). Русский город Полоцк также находится рядом с Нальщанами. Сохранился большой камень-валун, найденный на берегу реки Вилия и названный Вилейским. На нем выбит крест и древняя надпись. Этот камень вполне мог лежать на границе Полоцкого и Нальщанского княжеств, как тогда было в обычае (межевые камни). Подобных камней в разных местах сохранилось несколько, так что есть с чем сравнить, чтобы сделать выводы. Коренным населением здесь было племя нальщан, предположительно относящееся к балтам. В то же время Нальщаны известны как район наиболее раннего проникновения славян- кривичей, из-за чего эту область относят к наиболее славянским к тому времени балто-литовским областям, соответственно, тяготевшим к другим таким же, то есть славянским, русским… то есть они уже там успели пережениться и перемешаться весьма основательно… за чистотой расы здесь в те времена никому в голову следить не приходило… Возможно, именно по данной причине уже упомянутая выше столица земли именовалась именно Крева – от «кривичи» (а другие местные названия - Кривск, Кравлянка, Закревье). Впрочем, с названием города не все ясно. Есть еще одна версия его происхождения – в честь верховного литовского языческого жреца Крево-Кревейты. Будто бы Крева имела сакральное значение для язычников. Последнее словно бы подтверждает местная легенда (а здесь много древних легенд - одна страшнее другой), что христианская церковь, построенная на городище, провалилась под землю – не устояла (вроде бы из-за наложенного на венчавшуюся в ней на тот момент пару проклятия… а там кто знает…) С другой стороны, говорят, под Кревой были подземные ходы большой протяженности. Здание церкви могло рухнуть в пустоты старых забытых тайников. Другая местная легенда, дошедшая в изустной передаче до наших дней, утверждает, что ни кривичи, ни языческий жрец здесь ни при чем, в основе названия «Крева, Крэва» лежит слово «кровь»… «Будто бы в древние времена на наших землях произошло жестокое побоище. После него вода в местной речке была красная от крови. И поэтому назвали эту реку Крывлянкой, а поселение, которое здесь возникло - Крэва». В том, что Крева занимала стратегическое положение и неоднократно становилась местом ожесточенных боев, сомневаться не приходится. Таким образом, князь Довмонт был хозяином Кровавого замка. Звучит весьма зловеще. Будучи Нальщанским князем, Довмонт мог при этом принадлежать или не принадлежать к племени нальщан. Есть много исторических примеров, что правящая династия не являлась порой родственной тому народу, над которым она властвовала. Псковская летопись говорит о том, что он был племени литовского, хотя тут, возможно, применяется обобщение. Какого роду-племени был Довмонт, на самом деле неясно… происходил из дома коренных вождей Нальщан?.. или его предками были люди того же корня, что и Миндовг?.. мало вероятно, что он был родственником Миндовга, - а если и был, то, скорее всего, весьма дальним… седьмая вода на киселе, так сказать… все же недаром Миндвог так пренебрежительно с ним обошелся… с другой же стороны он был женат на свояченице короля, возможно, входя какое-то время в его близкое окружение – однако свойство это ведь не родство. Галицкий летописец, записав под 1215-19 годом о мирном договоре своих князей с языческими соседями, пишет, что мир заключали «князи Литовьскии», перечислив поименно пять старших собственно литовских князей (Миндовг упомянут четвертым после брата Довспрунга), затем названы князья Жемайтии, затем Рушковичи и Булевичи, а также князья «Дяволтвы». Князья Нальщан вообще не упомянуты. Может быть, они тогда еще были независимы от Литвы и от родни Миндовга. В таком случае они могли быть другого рода, нежели он, - из туземцев, так сказать. Однако в любом случае при разговоре о Нальщанах нельзя сбрасывать со счетов проникновение сюда русской культуры и влияние здесь христианской веры. В Дублинской хронике, например, повествуется про довольно легкое обращение в христианство населения в Нальшанах (Nalsani), Литве и среди ятвягов («легко поддаются крещению, так как взрощены от самой колыбели христианскими кормительницами»). Эти же земли в Дублинской хронике противопоставляются Жемайтии (Самогитии), где со слов автора «никогда не проповедовалось без меча». Из всего этого следует, что, скорее всего, неправомерно причислять Нальщанскую область к исконно литовским землям, особенно если учесть, что ее князья действительно отсутствовали в волынско - литовском договоре 1219 года (опять та самая драгоценная летописная запись, о которой уже упоминалось в связи с Миндовгом). Исходя из этого, следует заметить, что не зря же и Нальщанский князь Довмонт, вынужденный бежать из своей земли, выбрал русский город, который в свою очередь признал его. Он, вероятно, был близок своим соседям-русским, - и по крови, и по духу.

НЕМО: P.S.

НЕМО: Нальшанская земля Нальшаны Нальчшаны — историческая область в составе Литвы. Упоминается в «Лифляндской рифмованной хронике» при описании событий 1229 и 1250 как земля Nalsen находящаяся между владениями Ливонского ордена и Литвой. По мнению исследователей территория Нальшан приблизительно соотносится с территориях Аукштайтии и Свенцянской возвышенности. В середине XIII века Нальшаны были отдельным княжеством политически зависимым от Миндовга. В грамоте Миндовга (считается поддельной но подписи на ней наверняка сохранились с настоящего прототипа) упоминается его родственник Гердень Нальшанский (Gerdine de Naise). http://grafika.ru/iblock/c97/c977afdb03239afdaa4c5fe19454f0c3.jpg Автор «Описания земель» который принимал участие в коронации Миндовга упоминал Нальшаны (Nalsani) в одном ряду с Литвой Судавией и Жемайтией. Нальшанская земля В Ипатьевской летописи Нальшаны упоминаются дважды: в 1258 татары при движении с юга последовательно «воеваша земли Литовьскую и Нальшчаньскую», а в 1264 при походе Литвы против мятежных Нальшан. Нальшаны как «провинция» Литвы упоминаются в 1268 когда под протекторат рижского архиепископа перешёл литовский нобиль Суксэ «из провинции Нальшаны. Очевидно после похода Войшелка в 1264 Нальшаны попали под непосредственный контроль великого князя и потеряли государственность. Отныне они рассматривались как часть Литвы. Герман фон Вартберг в 1375 вспоминает ряд поселений на том просторе где раньше должны были находиться Нальшаны: Больники Дубинки Гедройци Малаты Таврагини Утена Шашолы. Источник: ru./wiki/Нальшанская_земля

НЕМО: Ниш наш. У Витебска появился новый побратим - город в Сербии Ниш - восьмой по счету побратим Витебска. Ранее ими стали Зелена Гура (Польша), Цзинань и Харбин (Китай), Липецк и Астрахань (Россия), Ванадзор (Армения) и Бэльць (Молдова) Ниш (серб. Ниш) — город и муниципалитет в Сербии, столица административного региона Нишавский округ. Согласно переписи 2011 года, в Нише проживает 312 867 жителей, непосредственно в самом городе — 275724 жителей (третий по величине город Сербии, после Белграда и Нови-Сада). Ниш расположен к юго-востоку от Белграда, на реке Нишава, недалеко от её впадения в Южную Мораву. Здесь сходятся основные транспортные пути из Центральной Европы в Грецию и Турцию. В течение столетий Ниш был административным, торговым и военным центром. В районе современного Ниша, в древнем городе Наис (лат. Naissus, греч. Ναϊσσός) родился Константин Великий и Констанций III. Выгодное географическое положение сделало Ниш стратегически важным и, следовательно, привлекательным для многих завоевателей. Нишем обладали дарданцы, фракийцы, иллирийцы, кельты, римляне, гунны, авары, а затем и византийцы, сербы, болгары и турки. Несколько раз город был оккупирован венграми и австрийцами. В 1878 году Ниш был освобожден от турок. С тех пор город стал частью Сербии, с небольшими перерывами во время Первой и Второй мировой войны, когда он находился под оккупацией. Предположительно, после нашествия Гунов, и в последующем Авар, Нишане мигрировали в район современного города Дрездена. Ни́шане (лат. Nisane, польск. Niżanie, Niszanie) — средневековое западнославянское племя, входившее вместе с далеминцами, сорбами, лужичанами, мильчанами, сусельцами и другими племенами в состав одного из трёх крупных объединений полабских славян — союз племён лужицких сербов. Нишане являются одними из предков лужичан, славянского народа на востоке Германии. Как точно называлось племя — «нишане» или «нижане» неизвестно, поскольку записи в хрониках можно прочесть и так, и так. В первом случае название происходит, вероятно, от реки Нисы, во втором — от слов «низ», «низина». Во второй половине I тысячелетия, (VIII—X вв) племя Нишан занимало земли по обеим берегам Эльбы к северу от Рудных гор в районе города Дрезден на территории современной Германии (федеральная земля Саксония). К западу от нишан на реке Эльбе размещалось племя далеминцев (гломачей), земли к северу и востоку от нишан занимало племя мильчан, к югу находились области расселения чехов. Расширение территории сербского племенного союза к IX веку привело к распространению этнонима сорбов в междуречье Заале (Салы) и Одера среди лужицких племён, включая нишан. В начале X века племена союза сорбов (в состав которых входили нишане) были покорены немцами часть из них впоследствии была германизирована, часть приняла участие в этногенезе лужичан. После немецкой агрессии, врёмён Фридриха Барбаросса, и миграции. Нальщанами (Нишанами) называлась в старину 11-13 в н.э., область, занимавшая территорию северо-западной части современного Белорусского Поозерья (пограничного с современной Литвой, Латвией, и Россией). Та же история, и с Смолянами, исходная точка в современной Болгарии, и Псковичами- исходная точка Плискова.

НЕМО: Смолян Смолян - самый большой город в горах Родопы. Смолян сочетает старую и новую архитектуру, удобства и комфорт современной городской жизни в центре и уют и атмосферу сельской жизни в более отдаленных районах города. Здесь горы, чистый воздух и панорамные виды, условия для пеших туров, велоспорта и горного туризма. http://skibulgaria.ru/smolyan/pages/index.html

НЕМО: Первое Болгарское царство (болг. Първo българско царство, ст.-слав. Българско царство (дръжава)[6]) — болгарское государство, существовавшее с 681 по 1018 год. Образовано протоболгарами, славянскими и фракийсками[7] племенами под предводительством хана Аспаруха[8][9][10]. Наибольшего расцвета достигло при царе Симеоне I. Столицей государства был город Плиска, с 893 — Преслав[11], Преспа[12] и Охрид[13]. Фракийцы являются предками славян потому, что: 1. Славяне в настоящее время, так же, как и фракийцы в античный период (согласно утверждению Геродота) являются самым многочисленным народом Европы. 2. Этноним – «славяне» появился в результате принятия христианства фракийцами и родственными им народами православия. Именно этим объясняется появление как бы ниоткуда славян там, где совсем недавно жили фракийцы. Приверженцев новой религии –приверженцев Слова (Евангелия) стали называть славянами. Аналогично из слова христианин произошло слово крестьянин ( этот факт общеизвестен). 3. Летописец Нестор (Повесть временных лет) прямо указывает - "разошлись славяне по земле из земли Болгарской (Фракийской) и Венгерской(Иллирийской)". 4. Последние упоминания о фракийцах датируются 6 -м веком н.э.(согласно утверждению слависта Любора Нидерле). Именно в это время христианство, практически, полностью заменило язычество и фракийцы стали славянами. В это же время появляются имена с окончанием «слав» (Ярослав, Мирослав и т.д.). 5. Этруски и фракийцы являются родственными народами и их языки родственны языкам славян. Прочтения этрусских текстов приведены на сайте ПРОЗА.РУ (автор Анатолий Федотов). Фракийский текст частично прочтен, но не опубликован. Словенцы - это крещёные Венеды, Венды.

440Гц: Спасибо, НЕМО уже об этом выкладывал материал. В освежение памяти... Герб «Погоня» — всадник с поднятым мечом на белом коне http://nn.by/?c=ar&i=180334&lang=ru

НЕМО: Витебский — самый первый вокзал в России. В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. Парадный вход ............................................................................................................. Наверху украшен гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов Витебской линии на момент постройки вокзала. На мой взгляд, довольно очевидно, что изначально, герб "Погоня" принадлежал городу Витебску. А сам город, первоначально, назывался "Вита - Беска", другими словами-голова Вита, или главный город Вита. А вот и сама голова Вита. Другими словами, всадник на коне, это Вит (Витязь). Сказание о Вите уходит глубокими корнями в историю Балкан, ещё в период Римской Империи. https://youtu.be/5QVKLnw1odc?list=RD5QVKLnw1odc Не исключено, что это и есть "Фракийский всадник".

НЕМО: От него происходит Егорьев праздник (Егорьевская горка). Его́рий Ве́шний (Юрьев день) — день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Название происходит от имени святого Георгия Победоносеца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. Жили славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. (1110 год Нестор)... Когда славянский народ, как мы сказали, жил на Дунае, пришли от скифов, т. е. от хазар, так называемые болгары и расселились по Дунаю. Другими словами, словянская общность сложилась на Балканах, где они проживали 3-5 тысяч лет, затем были вытеснены, одни в район Днепра и Буга (Украинцы), а другие в район Балтийского моря, от сов. Гамбурга, до Гданьска, от которых образовались русские. Когда они соединились вместе, то образовали государство Киевская Русь, уже в пределах другой территории. А корнями восходят к Балканам. https://youtu.be/G8zVLPa7lAI

НЕМО: 6 мая день Святого Георгия Победоносца (Егорьевский праздник). https://youtu.be/rY5WA7is5HA У-РА в дохристианском значении словян (фракийцев) означает С БОГОМ. Производным от этого слова является понятие РА-Й (у БОГА). Одать душу БОГУ, означает попасть в РА-Й. В более позднее время, после Р.Х., эти понятия трансформировались в Христианское вероучение. А в целом, герб "Погоня", это реверсивная часть Фракийского всадника - Георгия Победоносца, известная с IV века до Р.Х. Вот такая, интересная история нашего символа

НЕМО: 6 мая День Защитника Отечества (День Святого Георгия Победоносца) ПРАЗДНИКИ РУССКОЙ АРМИИ https://www.zaweru.ru/3098-prazdniki-russkoy-armii.html Предлагаю, день 6 мая, закрепить как День герба г. Себежа, который, в последующем, будет отправной точкой празднования Дня Защитника Отечества, 6 мая, в РФ, Беларуси, и Украины-Руси. Драконоборческий Егорий, копье в горниле аллегорий утратив, сохранил досель коня и меч, и повсеместно в Литве преследует он честно другим не видимую цель. Кого он, стиснув меч в ладони, решил настичь? Предмет погони скрыт за пределами герба. Кого? Язычника? Гяура? Не весь ли мир? Тогда не дура была у Витовта губа. Иосиф Бродский 1971 год. https://youtu.be/D9aLr_HVHHs Ещё поздравляю Вас с началом проекта: "Магистраль" Санкт-Петербург _ Минск (автострада).

НЕМО: Как продолжение темы, в её реальном воплощении, предлагаю обсудить вопрос флага, гимна и герба Псковско области. Так как эти атрибуты, в целом, относятся ко всем районам области. Но непосредственно, на мой взгляд, обсуждение можно начать с герба, флага и гимна Себежского района, а затем перейти к областному. Так как все эти атрибуты, являются непосредственной частью идентификации субьекта, в том числе и в области правовых отношений, наравне с территорией и границами субьекта-района, то данные элементы представляют большое значение - "Статус суверена". Подробности. В Псковской области появится своя официальная символика Псковская область - единственный субъект Российской Федерации, у которого нет собственного флага. О псковской символике и возрожденном Геральдическом совете. http://www.gtrkpskov.ru/television/rossiya-24/podrobnosti/508903-podrobnosti-v-pskovskoj-oblasti-poyavitsya-svoya-ofitsialnaya-simvolika.html Предлагаю обсудить флаг, герб и возможный вариант гимна Себежского района и Псковской области. Оптимально принять законодательное решение по этому вопросу 6 мая, в День Георгия Победоносца, покровителя Русского воинства, и земледелия. Кстати, на мой взгляд, в Себеже, очень органично смотрелся бы "Себежский кадетский корпус", вместо колонии, а в летний период времени, мог бы использоваться как пансионат, или летний лагерь.

НЕМО: "Драконоборческий Егорий, копье в горниле аллегорий утратив, сохранил досель коня и меч, и повсеместно в Литве преследует он честно другим не видимую цель. ...................................... Предмет погони скрыт за пределами герба." Иосиф Бродский 1971 год. Если попробовать в стиле "А ля Бродский". То получился примерно такой гимн. Может быть, кто то попробует положить его на музыку? Плещутся волны о серый гранит. И возвышаются горы. В дымке веков город Себеж стоит. Древний защитник Егорий. Из глубины позапрошлых веков. Он возвышается смело. И предвещает нежданных врагов. Взглядом на ратное дело. Но не проходят напрасно века. Не забываются споры. Только не дрогнет в эфесе рука. Древний защитник Егорий. Мы сквозь эпоху по жизни идём. Вклад свой в пути оставляя. И под достойным победы орлом. Знамя своё расправляем. Плещутся волны о серый гранит. И возвышаются горы. Как часовой город Себеж стоит. Только душою он молод (и симпатичен) Ну а флаг: конечно, светло золото-голубой, возможно, с пиктограммой, и обрамлением.

Инженер: Круто!

Инженер: Что касается геральдических атрибутов, то недавно где-то читал заметку, что спец по этому вопросу камня на камне не оставил от составителей гербов для того или иного поселения в РФ. То есть-не соблюдаются никакие законы геральдики, когда некий Энск заказывает у несведующих в этом вопросе герб.

Инженер: Так что по большому счету, будет не очень дорого властям заказать разработку атрибутов. Кстати, еще в сов. время был какой-то самопальный композитор/автор текста, который кропал гимны по заказу. Типа-гимн металлургов или гимн рыболовов. Получалось простенько, но зато по-сути очень верно. Полагаю, таковые "гении" и сейчас найдутся.

НЕМО: Инженер пишет: Круто! На мой взгля, ещё нужно "рихтовать". Плещутся волны о серый гранит. И возвышаются горы. В дымке веков город Себеж стоит. Древний защитник Егорий. Из глубины позапрошлых веков. Он возвышается смело. И предвещает нежданных врагов. Взглядом на ратное дело. Припев Плещутся волны о серый гранит. В дымке веков город Себеж стоит. Плещутся волны о серый гранит. В дымке веков город Себеж стоит. Но не проходят былые года. Не прекращаются споры. Только не дрогнет в эфесе рука. Славный защитник Егорий. Припев Плещутся волны о серый гранит. В дымке веков город Себеж стоит. Плещутся волны о серый гранит. В дымке веков город Себеж стоит. Мы сквозь эпоху по жизни идём. Вклад свой в пути оставляя. И под достойным победы орлом. Знамя своё расправляем. Плещутся волны о серый гранит. И возвышаются горы. Как часовой город Себеж стоит. Только душою он молод (и симпатичен) На мой взгляд, припев довольно близко ложится на марш "Прощание словянки", по крайней мере, в некоторых местах http://muz-color.ru/?s=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2



полная версия страницы