Форум » Дела давно минувших дней » Однажды в Себеже ..... » Ответить

Однажды в Себеже .....

НЕМО: На мой взгляд, очень целесообразно, написать развернутую книгу по истории Себежского края. Так как в печатном виде спрос на нее будет незначительным, и коммерческой выгоды от этого труда не предвидится, то можно ее сделать электронной, а при желании распечатать на бумажном носителе. Если книга по истории Себежского края будет плодом коллективного творчества, то и интерес к ней будет коллективный. Как один из вариантов названия, может быть, к примеру: Однажды в Себеже ..... La Colline du Chateau. Сюжет можно начать с истории празднования 600 летия первого упоминания Себежа в хронике Стрыйковского, и эпопеи на "Замковой горе". Прологом может послужить легенда о "Чертовом мосте". А в целом, может получится очень интересное произведение, которое в последующем, можно преобразовать в литературное, на основе реальных исторических судеб. Давайте попробуем, мне кажется, что может получиться нечто интересное. С исторической точки зрения, книгу можно разделить на несколько разделов: 0. Пролог "Легенды и придания!" 1. Кривичи 2. Полоцкое княжество 3. Киевская Русь 4. Великое княжество Литовское и Русское 5. Царство Московское 6. Ливонский орден 7. Речь Посполитая 8. Российская Империя 9. Советский Союз 10. Современность Каждый раздел, можно освятить через призму исторических личностей, причастных к той или иной эпохе, и одновременно к Себежскому краю.

Ответов - 294, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

НЕМО: 1 раздел, "Записки археолога" Действие начинается на "Замковой горе", когда были обнаружены останки 12-14 века. Немецкое кладбище "План Барбароса", это очень интересный сюжет. Когда немцы перенесли останки своих солдат на другое место, и уже планировалось администрацией установка на "Замковой горе" креста, под воздействием общественного мнения, производятся археологические раскопки, и обнаруживаются захоронения 12-14 века. Отсюда, можно перейти к вопросу происхождения словян и первоначальному проживанию их на Балканах, падению Римской Империи, и расселению словян в междуречье Одера и Эльбы, именно оттуда, в V-VI веке, словяне, под названием Кривичи, мигрировали в район современной Беларуси, Псковщины и Смоленщины и создали Полоцкое княжество, еще до образования Киевской Руси (подробнее у Шахматова "Образование древнего Русского государства"). Было бы здорово, услышать рассказ самих археологов. Буквально: "утром встал, поел, поехали на раскопки в Себеж и ....., или себежан принимавших участие в раскопках, что даже более интересно.

НЕМО: Пролог Сказоние об озере Свибло Народ уходящий в крушении света Трагедии не узнает. Всевышний рыдает на кладбище лодок, А лодочник песню поет. В глубокой древности, на месте, где ныне дер. Пищево, жило племя свевов. Старшина племени имел единственную прелестную дочь, пленявшую всех своею красотою и тихим нравом. Она имела множество женихов не только между соплеменниками, но и между обитателями далеких чужих стран. Из числа многих обожателей прелестной свевки ей в особенности приглянулся могущественный лив, но на беду, подвернулся какой-то немчик, которого отец крайне не жаловал. Старик, желая отделаться от навязчивого немца, предложил ему – если хочет жениться на его дочери, построить в течении одной ночи мост через озеро Свибло. Как ни трудна была задача, но хитрый немец согласился исполнить ее. Настала ночь, а с нею трудная работа: на озере раздались крик множество голосов, шум и плеск волн, стук камней и гул тысячи орудий. Проснувшийся Старшина свевов бежит в испуге к озеру, думая: уже не пошли ли на него войной соседние ливы, но при ярком свете луны видит лишь бросаемые невидимой рукой в волны озера камни да черную линию наполовину готового моста. Догадался старик, в чем дело и еще пуще задрожал от страха; но вдруг раздался крик петуxа, за ним страшный треск упавшего на землю двухсаженного камня и все как бы замерло; наступило и утро. Смотрит старик на Свибло и глазам своим не верит ; на озере мост, длиной более версты и только немного не окончен, а на самом берегу огромной величины камень, которого прежде вовсе там не было; немец исчез и более не являлся. Догадался старик в чем дело и перекрестился, благодаря Бога, что избавил его от немца. Однакож таинственная постройка моста не осталась без последствий. Ливы, увидя, что свевам представляется возможность перейти чрез мост в их область, покинули свои жилища и ушли к Балтийскому морю, где разродясь, назвали свое новое селение Ливонией. Прошло еще несколько времени. Влюбленный лив, женясь на дочери Старшины свевов, подарил его племени ту землю, которою прежде сам владел, почему свевский Старшина и назвал разделявшее эти области озеро "Свевлом", т. е. "Свей-ливским". Ливы Сказка, которая в вариациях была за-писана в разных регионах псковско-латышско-белорусского пограничья, го-ворит о том, что устная народная тради-ция сохранила какие-то события, про-изошедшие на самом деле. Что может в сказке быть правдой, а что для красно-го словца наросло при последующих пе-ресказах? На территории Латвии в древ-ности на самом деле жили ливы (латыш. līvi или lībieši, лив. līvlizt, др.-рус. либь) - финно-угорский народ. Появление в регионе Балтийского моря финно-угорских племён традиционно относят к 3-ему тысячелетию до н. э. По словам Генриха Латвийского, ливы платили дань полочанам аж до ХII века. Начиная с конца ХIII века, уже немецкие хроники рассказывают о ливах на Дви-не. Ливы были смелыми и сильными воинами. Враги обви-няли их в хитрости и коварстве, но на то они и враги. Нача-лась христианизация, ассимиляция, преобладание культуры приезжей знати. Кстати, именно навязчивое миссионерство немецких католических орденов на этой территории могло посодействовать в сказке увековечению образа «немца». Свебы Еще в 2000-1500 годах до нашей эры начался процесс от-теснения финно-угорских племён к северу современной Латвии. Судя по сказке, в нашем случае это были - Свевы, или Свебы(лат. Suevi, Suebi). Так называли в I веке до н. э. - II веке н. э. жителей бассейнов Эльбы, Майна, Неккара, верхнего Рейна. Во времена Тацита на востоке Свебеи упо-минались праславяне венеды, эстии и певкины (бастарны). Последние тоже относятся к родичам славян. Потомками свевов были, по-видимому, и алеманы, они же швабы. Зна-чительная часть населения Свебеи приняла активное уча-стие в этногенезе славян. Свевы, аланы и вандалы рассели-лись даже в Испании. Тацит считал свевами все племена между Дунаем и Бал-тийским морем, которое он так и называл - Mare Suebicum - Свевское море. Древние названия расползлись по карте, а то и исчезли. А морской топоним Свев(6)ло остался в чере-де загадочных имён озер и рек межморья, гряды гор, с кото-рых текут на север великие реки. http://vitebskbiker.info/articles/skazka_ob_ozere_sviblo Suebi (S)

НЕМО: Видевут и Брутен 28 июля 1414 года в деревне Анкаим умер Креве-Кревайть (Krewe-Krewayto) по имени Гинтовт, 74-й первосвященник; с ним пал сан некогда очень важный в делах святых и судебных во всей земле Литовской: Пруссии, Литве, Жемайтии, Куронии, Земгалии, Ливонии, Латгалии и даже в землях кривичских руссов. Этот четвероязычный народ [то есть литовский народ] во времена идолопоклонства имел одного великого жреца, которого звали Криве. Жил он в городе Ромове (Romouae), названном так по имени Рима, так как этот народ гордится своим происхождением из Италии, и действительно в его языке есть некоторые италийские слова. Об этом Криве и городе Ромове можно прочесть в легенде о святом епископе и мученике Адальберте. Сага о склавинах В те давние времена, которых никто не помнит, ибо не было у людей еще Памяти, а бродили они по Земле дикими толпами, и лица их были темны, а сердца - во мраке, с Неба упала Звезда. И родила Звезда великих людей. Рост их был выше сосен, а волосы белее снега, а глаза их светились, как небо в утренние часы. А имя им было - Ульмиганы. И взошел старший из них на высокую гору, и окинул взором пески у моря, и многие реки полные рыбы, и многие леса полные дичи, и сказал: "Вот страна достойная быть нам Родиной. Здесь мы построим наши замки. Ей отдадим мы свое Великое Знание. Ей посвятим мы свою небесную силу. И зваться она будет отныне - Ульмигания". И взяли великаны темнолицых в подданные, и научили их строить замки, и выращивать хлеб, и делать одежду, и торговать. И приумножилось богатство той страны, и возросла слава ее, и счастливо жил народ ее. Прошла тысяча тысяч лет. Стали великаны брать дочерей темнолицых в жены, и было у них много потомства, и разошлось оно по всей Земле, но дети их уже не были великанами, а только светлые волосы и синие глаза напоминали об их происхождении. И возгордились люди, и стали смеяться над богами и поносить их, ибо сочли сами себя великанами равными богам. И объявили богам войну, и призвали себе на помощь зловредных духов и великих драконов. И была война. И небо застлал дым, а поля накрыл пепел. А когда марево от битвы рассеялось, увидели люди, что погибли их драконы, и смрад стоит над всем миром. И поняли люди, что духи - носейлы подчинились богам, ибо холод наступил на земле. Осыпались цветы с деревьев, и замерзла вода в морях. Горько раскаялись люди и возопили, и припали к стопам богов. Но не вняли им боги и воздали каждому должное. У кого отняли саму жизнь - те умерли в страшных судорогах и болезнях; у кого огонь - они одичали и покрылись шерстью, и бродят в густых лесах, и стали те маркопетами; у кого - силу и стать человеческую - те обмельчали и прячутся под камнями, и зовутся барстуками. Прошла еще тысяча тысяч лет. Последний из потомков Звезды слег на смертном одре и призвал сыновей, а звали их Тильзе, Вильмант и Ромбин, и послал в разные стороны, в разные земли, посмотреть - нет ли где невест их достойных, из племени белолицего, небесного происхождения? И вернулись сыновья, и сказали отцу: "Все земли мы обошли, во всех странах были, но нет нам достойных - ни ростом великим, ни происхождением". Опечалился великан, ибо не осталось у него уже надежды на продолжение рода, и отпустил сыновей. Пошли сыновья и построили неподалеку от замка отца свои замки. Тильзе и Вильмант на левом берегу Немана, а Ромбин - на правом. Призвал великан дочь свою, и спросил ее: "Согласна ли ты следовать воле моей и оставаться верной ей до конца?" Припала дочь к стопам отца и сказала: " Согласна". Велел великан дочери запереть все ворота в замке, взойти на самую высокую башню и бросить ключ на дорогу. А был тот ключ, хоть не очень велик, но заколдован и отпирался им не только замок великанов, но вся долина Немана. Многие годы прошли мимо замка, и многие люди. Многие же пытались оторвать ключ от земли, но никто не смог. Решила дочь великана, что нет больше сильных и смелых на Земле, и нечего ей ждать, и надумала схорониться навсегда в заколдованных подземельях под замком. В последний раз поднялась она на высокую башню полюбоваться течением реки и увидела, что подходит к замку большое войско. И некоторые из войска того берутся за ключ, но поднять его не могут. Вышел тут юноша неприметный и взял ключ, и вставил его в замок. Но не повернулся ключ. И тогда спросила великанша с башни: "Чей ты, юноша, и как зовут тебя в твоем народе?" "Склаве - имя мое. А отец мой - король Вайдевут", - ответил юноша. "Ты поднял заколдованный ключ, - сказала великанша. - Значит силой и смелостью ты достоин. Однако, этого мало, чтобы владеть моим замком. Ты должен узнать имя той, которая в память о небесном происхождении, носит на голове золотые рожки месяца, а на лбу и плечах знаки звезд". И вспомнил тут юноша древнее пророчество, где говорилось, что вернется его народ в землю предков, и будет на краю той земли стоять замок великий, и на башне замка - последняя из дочерей Звезды. И сказал юноша: "Рагайна - имя твое". "Входи! - сказала Рагайна. - Отныне тебе принадлежит все - и я, и замок, и власть над этими землями". Замок этот стоял чуть восточнее современного Рагнита, а хозяевами его с той поры всегда были князья склавинов. Женщины этого прусского племени, в память о породнении их предка с дочерью Звезды, носили в косах месяцевидные украшения и одежды расшивали звездами. Княжна Рогнеда жила в Полоцке, вместе с отцом — князем Рогволодом, и не названными в летописях по именам матерью и братьями. В ПВЛ сказано: «Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного происхождения, Рогволод, и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян.


НЕМО: Геркус Монте В исторических источниках Геркус Монте упоминается под следующими именами: Hernikum Monte, Herkus Monte и Henriche der Monte. Он принадлежал к роду Montemini (Montheminne), который имел замок Бислейда на берегу реки Безледа в 10 км от Багратионовска на польской территории (городище в 2 км к юго-западу от п. Безледы). Геркус Монте родился в прусском племени нотангов примерно в 1220 – 30 г.г. и в древнейших источниках именовался Наттанги Генрикум Монте. Когда крестоносцы захватили Натангию, Монте находился в Магдебурге, где обучался вместе с рыцарями. Когда немцы его выпустили на волю, он вернулся в родную Натангию. 20 августа 1260 года началось Великое прусское восстание, и Геркус Монте был избран вождем. Применяя приобретенные им в Германии знания военной науки, 22 января 1261 г. он разбил крестоносцев при Покарбене (Покарвис, в 2 км на юго-восток от более позднего замка Бранденбурга, недалеко от замка Лянценберг, где рыцари живьем сожгли приглашенную на совещание знать из Вармии и Натангии). Эта победа вдохновила восставших, и в 1262 году вместе с соседними племенами они осадили Кёнигсберг. Во время штурма Монте был тяжело ранен. Весной 1263 года он руководил походом в Подвислие, захватил город Хелм (Кульм). При возвращении разбил на Любавской земле преследовавшие его войска Ордена, при этом погибли великий магистр Гельмерих, маршал Дитрих, 40 рыцарей и много кнехтов. Под руководством Геркуса Монте большая часть Пруссии была временно освобождена от власти Ордена. На исходе восстания Монте действовал с небольшим отрядом в глубине земли Надровия. Летом 1273 года его одного у своей палатки обнаружил отряд комтура из Кристбурга. После пленения Монте был повешен и «для верности» переколот мечом на горе Мангарбис (восточнее современного поселка Междуречье, близ дороги на Заалау – ныне п. Каменское). Название горы Мангарбис (Мантгарбис) происходит от слияния слов «Мантас» и «гарбис» (древнепрусское «гора»). Итак, «Мангарбис» - Гора Мантаса (Монте). Такое предположение делается по аналогии: название горы Гланинберг образовано от «Гланас» - имени прусского вождя, казненного на этой горе. http://be.convdocs.org/pars_docs/refs/39/38936/38936_html_13937275.jpg Король Вейдевут разделил царство свое двенадцати сыновьям, коих имена до днесь носят прусские провинции; потомок четвертого сына его Недрона, владетель Судовии, Самогиции и прочих, Гланда Камбила Дивонович утомлен будучи во бранях противу крыжаков был ими побежден и выехал в Россию со множеством подданных своих и с единственным своим сыном к Великому князю Александру Ярославичу Невскому в 6749/1241 году, восприял Святое Крещение и дано ему имя Иоанн, а сыну Андрей Иванович Камбила, по просторечию Кобылой прозванный. Сей родоначальник знаменитейших фамилий был в дружелюбии и отменной доверенности у Великого князя московского Семиона Ивановича Гордого; доказательством сему и то служит, что когда государь сговорил жениться на дочери князя Александра Михайловича Тверского, то Андрей Иванович, как ближайшая при нем особа, ездил в Тверь за невестою.»

НЕМО: легендарный верховный жрец В преданиях, зафиксированных в западнорусских летописях, хронике Матея Стрыйковского и позднейших пересказах, рассказывается о том, как во время охоты отец Гедимина князь Витень услышал в лесу плач разбуженного звуками охотничьих рогов младенца в корзине, укрытой зеленью, и по совету жреца (тайного отца ребенка) взял его на воспитание. По другой версии плачущий ребёнок был найден Гедимином в орлином гнезде. Местность получила название Verkiai (Веркяй, пригородное поместье Вильны; от лит. verkti — «плакать»), а ребёнок — имя Лиздейка (от лит. lizdas — «гнездо»). Воспитанный при княжеском дворе мальчик стал верховным жрецом криве-кривайтисом и, женившись на сестре князя Витеня, стал родоначальником княжеского рода Радзивиллов. В мотиве покинутого в орлином гнезде мальчика усматривается ритуал инициации и соответствующих мифов, которые мотивируют особое знание и другие сверхъестественные способности пребыванием по ту сторону жизни и повторным рождением, вообще мифологических сюжетов передвижений по мировому древу и связанных с ними способностями к предсказаниям, толкованиям снов и т. п. Когда Гедимину на Свинтороге у реки Вильни приснился огромный железный волк на Туровой горе, который выл, как сотня волков, Лиздейка истолковал его как предзнаменование того, что в этом месте будет столичный город, слава которого распространится по всему свету. Так была основана Вильна. Витень Родоначальник династии, позднее известной как Гедиминовичи. В 1294 году подавил восстание жемайтских феодалов, склонявшихся к союзу с Орденом. Вёл ожесточённую борьбу с Тевтонским орденом. Поход Витеня на орден в 1298 году был неудачным, его войско потеряло около 800 человек. Столкновения с Орденом продолжались почти ежегодно с переменным успехом. В 1311 году Витень вновь потерпел поражение около деревни Воплавки вблизи крепости Растенбург (нем. Rastenburg) от комтура ордена Генриха фон Плоцке. В музее города Кентшин можно увидеть остатки боевых топоров и наконечники стрел, найденные на поле битвы. Затем в 1314 году он успешно отбил атаку ордена на Гродно. Витень вновь потерпел неудачу при осаде пограничной крепости Кристмемель (лат. Christi Memela, Kyrsmemel, Kirsmomela). Это был его последний поход.

НЕМО: Князь Брячислав Полоцкий выдал своих дочерей за двух князей — великого Александра Невского, постоянно громившего крестоносцев, и литовского князя Товтивилла, ставшего князем Полоцким, правившим до 1263 года. Какое-то время в Полоцке хозяйничали люди рижского архиепископа, изгнанные в 1307 году полочанами с помощью литовского князя Витеня. Княжество Полоцкое Полоцкое княжество - первое, выделившееся из состава Киевской Руси. Полоцк возник в VIII-IX вв. в земле полочан, дреговичей, балтов и угро-финских племен. Впервые город упоминается в Радзивилловской летописи под 862 г. Название получил от славянского племени, обитавшего на р. Полоти, на берегах которой он и был заложен. В конце IX в. (или в начале X) Полоцк был завоеван князем Олегом и присоединен к Киевской Руси. В конце Х в. новгородский князь Владимир Святославич разорил Полоцк, убил княжившего там Рогволода, насильно взял в жены его дочь Рогнеду и окончательно присоединил город к своим владениям. http://www.rusgenealog.ru/index.php?id=land&land_id=kn_89 ГЕРБЫ ГОРОДОВ ПОЛОЦКОЙ И ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ http://archive.today/WITv4#selection-269.0-269.62

НЕМО: Князь Брячислав Полоцкий выдал своих дочерей за двух князей — великого Александра Невского, постоянно громившего крестоносцев, и литовского князя Товтивилла, ставшего князем Полоцким, правившим до 1263 года "Память - это наша сила. Те, кто жив, получают мандат от тех, кто умолк навсегда" - Чеслав Милош (Milosz), лауреат Нобелевской премии Магия клинка В одном из литовских преданий о происхождении первого Колумна повествуется о том, что в 16 году, когда Римским императором был Нерон и когда был подожжён Рим, Публий Либа Полемон, великий князь Гертурский (Этрурский), родственник императора Нерона, бежал из Италии и пришёл в страну Литовскую. http://www.runivers.ru/bookreader/book53928/#page/91/mode/1up Арвид - Довмонт Псковский, это старший брат Товтивилла Полоцкого, и судя по всему, реального участия в свержении короля Миндовга, он не принимал..

Кащейдер: НЕМО Судя по Вашим наброскам, книга получается больше художественной нежели научной. Надо ли делать дайджест из легенд и баек? Напоминает на ранних стадиях проект НСФ "Энциклопедия", если честно. И проблема здесь в том, что собрать имеющееся, конечно, можно. Но вот фундаментальные материалы, понятно, что размещать никто не будет, в виду как раз-таки фундаментальности. Поэтому ничего принципиально нового не получится, разве что объединить дореволюцию и советские источники воедино. Хотя, последние зачастую писались по первым, сдобренные советской цензурой. Кроме того, есть ли достоверная (не домыслы) информация по первым трем заявленным разделам касаемо именно Себежа?

440Гц: Кащейдер пишет: Напоминает на ранних стадиях проект НСФ "Энциклопедия", если честно. Полагаю, что экскурс в историю Себежа, собранный хронологически на одной странице (в одной теме ), пусть и с элементами баек или недостоверных историй - тоже существенен! А повторение - мать учения. Многие ли помнят, что там было на НСФ?.. Да и дополнения возможны. Дай Вам Бог, НЕМО, сил и терпения. Роман Геннадьевич, Ваша часть Истории Себежа - золотой фонд и бесценный вклад, это бесспорно. http://kuscheyder.livejournal.com/calendar

НЕМО: История двух Довмонтов: Псковского (Нальшанского) и Довмонта Утянского, которых часто объединяют в одно лицо, хотя есть и третье. Первым достоверным литовским великим князем считaется Миндовг, которaго Стрыйковский, неизвестно нa кaком основaнии, почитaет сыном Рингольдa. Прaвление его, a еще более первых его преемников, считaется эпохою сaмого деятельного рaзвития русского элементa в древней Литве. Этому много содействовaли зaвоевaния русских облaстей: Полоцкой, Смоленской, Витебской, тaкже кaк и всей земли Кривичей, и зaнятие Гродненской облaсти. При вступлении уже Миндовгa нa престол, русское нaселение в великом княжестве превосходило числом без срaвнения собственно литовское, селилось безпрепятсвенно в Литве, строило себе жилищa и церкви, которые никогдa не подвергaлись нaсилию и дaже неувaжению язычников. Племянники Миндовгa Арвид или Довмонт, Товцивилл и Тройден упрaвляли Смоленском, Полоцком и Витебском в кaчестве нaместников дяди. Первые двa приняли христиaнство и прaвослaвное исповедaние и сделaлись ревностными его зaщитникaми в своем отечестве. Третий Тройнaт остaлся в язычестве, но зa то сын его Римунд не только принял христиaнскую веру, но дaже постригся в монaхи под именем Елисея, и был aрхимaндритом в основaнной им лaвре св. Илии близ Новогрудкa в нынешнем Лaвришеве. С этих пор христиaнство и прaвослaвие нaчaли глубоко пускaть корни по всей Литве. Примеру племянников и внукa Миндовгa последовaли потом брaтья Тройденa Роумунтовичa Нaримунд, Гольшa и Гедрус и множество лиц литовских княжеских фaмилий, кaк-то увидим ниже. Не смотря нa ужaсное опустошение России и тяготевшее нa ней монгольское иго, один из русских князей успел не только охрaнить свое госудaрство от рaзорения, но дaже привести его в цветущее состояние. Это был Гaлицкий князь Дaниил, сын знaменитaго Ромaнa, одержaвшего многие победы нaд Литовцaми. Успехи Миндовгa, перенесшaго зaвоевaния нa южный берег Немaнa, обрaтили нa Литву все внимaние Дaниилa. Пользуясь возмущением племянников его, упрaвлявших Смоленском, Витебском и Полоцком и вошедших в союз с Рыцaрями, Дaниил вступил в пределы Литвы. Снaчaлa счaстье блaгоприятствовaло Миндовгу. В 1249 году он одержaл победу нaд князем Гaлицким и выгнaл племянников из их влaдений. Но спустя три годa, великий мaгистр Стуклaнд рaзбил его войско в Курляндии и приблизился к берегaм Вилии, a племянники его, соединясь с Дaниилом, подошли к Гродну. Доведенный до крaйности Мaндовг примирился с Дaниилом, уступил ему Слоним и Волковыск, выдaл дочь свою зa Швaрнa, сынa князя Гaлицкaго, и дaл ему в зaлог сынa своего Войшелгa. ........................................ "Князь же великий Наримунт взял в жёны у помянутого ливонца Фледра дочь его, а брат его Довмонт взял у того же Фледра вторую дочь его. И спустя немало времени разболелась жена князя Довмонта Утянского и умерла. И князь великий Наримунт, будучи и сам болен, услышав о смерти своей невесты, очень опечалился и послал жену свою к брату своему Довмонту, чтобы выразить свою скорбь. И когда жена Наримунта приехала в Утяны, выражая соболезнование своему деверю князю Довмонту, князь Довмонт, видя невестку свою, очень обрадовался и сказал так: «Мне нужно было искать жену, а тут мне бог дал жену», и взял её в жены. И вследствие этого начался великий раздор и вражда между братьями, великим князем Наримунтом и князем Довмонтом. Князь великий Наримунт рассердясь на то, что брат силой взял в жёны его жену, сообщил [об этом] братии своей и князю Гедройцу, и князю Гольшису, и князю Тройдену, и тестю своему Фледру-ливонцу. И собравшись с братиею и со всеми своими людьми, пошёл на брата своего князя Довмонта и осадил его в его городе Утянах. И тогда князь Довмонт уразумел, что он не в силах обороняться, он просил своих горожан, чтобы они не сдавали города, пока он не пройдет сквозь войска Наримунта. И сам спустился из города и, пройдя сквозь войска Наримунта, побежал, и пришёл к городу Пскову". Где княжил Довмонт старый, Псковский, которому по недоразумению, приписали легенду Довмонта Утянского, только наоборот. «Гедиминовичи – Великий князь литовский Гедимин имел семь сыновей, из которых Монтвит, Кейстут, Кориат и Любарт имели потомство, угасшее во 2-м или 3-м поколении, потомство же остальных – Наримунта, Ольгерда и Евнутия – образовало роды, которые принято называть «Гедиминовичами». Из них Наримунт, в крещении Глеб, князь пинский, был родоначальником князей Голицыных, Куракиных, Хованских и угасших князей Пинских, Патрикеевых и Булгаковых. От Евнутия, в крещении Ивана, князя ижеславского (заславского), происходил угасший род князей Ижеславских (Заславских), впоследствии принявший имя князей Мстиславских. Из сыновей Ольгерда Дмитрий Брянский был родоначальником князей Трубецких, Владимир – князей Олельковичей киевских, слуцких и бельских; Ягайло – родоначальником королевской династии Ягеллонов, а Лингвений-Симон – угасшего рода князей Мстиславских. Происхождение от Гедимина княжеских родов Корбинских, Корецких, Сангушек, Чарторийских и Рожинских не доказано…» ---------------------------------- (Россия. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)

НЕМО: Из исторической книги О.Турчиновича "Обозрение истории Белоруссии с древних времен", 1855 года : "... Когда русь, обуреваемая внутренними смутами, а полоцкие владетели запутавшись в мелочные распри тратили и время и силы друг против друга, соседняя страна - Литва- усиливалась, росла в могущество и славу. Уже внук Палемона Кернусь, около 1048 г., завладел значительною частью земель кривичей до р.Дзитва. Владения его простирались до Семигаллии, до левого берега Двины и до земель Бреславльских. Это завоевание земель кривичей Кернусем дало ему возможность основать первое Литовское княжество - "Литовско-завилейское", бывшее по составу своих людей литовско-кривичским. Кривичи были родственны литве по духу и религии, потому легко поддались Кернусу в покорении.. После смуты в руси 1055-1058 годо Кернус, собрав войско с братом Гимбутом около вилии и на Жмуди, проник еще более в земли кривичей : полоцк, бреславль видели литовцев, опустошивших эти земли. Внук Гибутов Ердзивилл, освободив в 1065 г. из под правления князей руских Нерому и Пелузию, основал на из них и еще земель литовских на правом берегу р.Вилии второе Литовское княжество. В конце 12 века в уме Литовскаго князя стараго Мингайлы созревали великия планы по расширению своих уделов за счет земель русских. Потому, пробуя силы он опустошил в 1183 г ,перейдя двину, Псковския земли, а далее и новгородския. Наконец старый Мингайло решился. Утвердив на престол княжества (литва-2), основанного Ердзивиллом, внука своего Тройната Скирмундовича. Сыну своему - Гнивиллу- решил Мингайло завоевать новые земли кривичей. Не тронув ближния из них , которые находились по левую сторону Двины ( возможно на них положил глаз князь первой исконной литвы-завилейской). Пошел Мингайло в 1190 г. на полоцк, который стал вольным городом с 1181 г. Полочане бились с мингайло под городцом, где все и полегли в кровопролитном бою. Полоцк перешел в руки Мингайло и явилось третье литовское княжество - Литовско-полоцкое. Это княжество с полоцком мингайло передал сыну Гнивиллу. Сам же уйдя в литву, скончался в 1192 году в Новогрудке-троцком. Гнивилл оказался вдали от литвы и родственников, потому спешил сблизиться с князьями русскими. Приняв православие и имя Георгия, женился на Марии, дочери тверского князя бориса на 66 году своей жизни, ибо родился в 1125г. Скончался в 1199 в орше. Сын и наследник его борис отличался набожностью и построил в полоцке церкви Софийскую и борисоглебскую. Борис Гнивиловичь воевал некоторое время со смоленском, псковом и витебском и скончался в 1206 г., возвратив полоцк горожанам, вернув им права и привилеи, отобранные отцом мингайлм. Тело его погребено в софийском храме. В 1205 году в первой литве-завилейской правил князь литовский Утенес ( Утянас). Этот князь утенес имел дочь Дангеруту, которую выдал замуж за независимаго Двинскаго князя Всеволода, имевшем замок Герсике над двиною. Всеволоду в приданное были даны несколько волостей литвы-завилейской. осенью 1208 епископ рижский Мейнгард двинулся с войском к кокенгаузену и Герсике, которая пала, а всеволод бежал за двину, оставиви победителям супругу, имущество, богатство, жителей и церкви православные. Однако епископ потом на праве феодальной аренды вернул замок всеволоду, который получил кроме герсики и два города Антине и Сессау не перестал дружить с литовцами и способствовал их набегам. В 1213 году немецкий гарнизон напал на герсике и разорил его. В помощь всеволоду пришли литовцы, а немцы с леттами (латышами) не успели справиться и были разбиты литовцами. При Рингольте Альгимунтовиче в 1226г Литва полоцкая образовалась в обширнейшую державу, будущему могуществу которой олн положил краеугольный камень. Намерения соеденить всю литву воедино заставили его вмешиваться в дела княжества литовско-завилейского. Не подлежит сомнению, что в 1234г. Рингольт владел не только всеми кривичскими землями по левую сторону двины, но и самим полоцком. Литва стала грозной. В 1235г. Рингольт разбил русских князей на правом берегу немана у деревни могильны : святослава всеволодовича, льва даниловича, дмитрия друцкаго и давида луцкаго. Два последних пали в бою. В 1236 победа над крестоносцами в урочище Камень еще более возвысила могущество Рингольта, а русь стонала под нашествием батыя.Так Рингольт мог считать со всех сторон себя спокойным, в добавок два его сына Ердзвилл и Миндовг были ему хорошей опорой. Особенно первый, прозванный Игумисом, оберегавший северо-восточные пределы литовских владений, отличался военными способностями. Первыми завоевания Ердзвилла были полоцк, витебск, орша, смоленск. В смоленске Ердзвилл был наместником рингольта в 1239 году, но попал в плен к Ярославу Вселодовичу и освобожден за выкуп. После смерти Рингольта в 1240г. и Ердзвилла в 1242 г. Миндовг соединил под собою все отцовские владения. Но возникла междуусобица, т.к. сыновья Ердзвилла : Товтивилл, Арвид или Довмунд, Тройнат- не получили отцовского наследия, доставшегося их дяде Миндовгу. Миндовг же поручил им охранение границ литовского княжества: Товтивилла оставил в полоцке, придав ему опытного воина Выконта, Арвида (Довмунда) , получившего в удел оршу, посадил в Рогачев, дабы тот следил за князьями черниговскими и смоленскими, Тройнату поручил охранение границ в подлясье, мазовии и пруссии. Товтивилл вошел в дружеские отношения с А.Невским, потом принял православие, женился на родной сестре супруги невского. Сближение с русичами сопровождалось ухудшением отношений с его государем Миндовгом. Свинторог, будучи князем литовско-завилейским, жаловался миндовгу на товтивилла и его подданных, грабивших литву-завилейскую. Миндовг казнил нарушителей, а взбунтовавшего товтивилла выслал из полоцка намесником в оршу. Раздраженный товтивилл начал дружить с братом Арвидом, жившем в рогачеве, принявшем также православие и женившемся на русской княжне. Миндовг упредил их заговор и изгнал обоих, которые ушли к врагу миндовга, к князю даниилу галицкому. Здесь составили они план восстания и отсюда сносились с третьим братом тройнатом, иначе Викундом или Вискиндом, принявшем их сторону и уже набиравшем войско среди ятвягов, подобавшими в грабеже и разбое. Нетерпеливиый товтивилл и зачинщик всего восстания против миндовга, видя медлительность в помощи братьям от князей русских галиции, обратился за помощью к крестоносцам, принял в риге католичество и имя Готлиб. Немцы приняли его посулы и встали на сторону Готлиба-товтивилла, ударив всеми силами на литовского князя в 1251 году, завоевав готлибу полоцк. Миндовг отступил со значительным уроном. Затем товтивилл опустошил литовско-завилейское княжество. Крестоносцы со своей стороны разбив миндовга еще и под вилькомиром в конце 1251-нач 1252 году опустошили жмудь, семигаллию и даже окресности кернова. С другой стороны, зять миндовга даниил галицкий нарушил договор о мире от 1245 года и захватил волковыск и слоним. С трудом миндовг примирился с даниилом, но тот помогал братии. Арвид отправился в Ригу и принял католицизм. Здесь против миндовга создалась огромная лига из крестоносцев, племянников, князей руси юго-западной и даниила галицкого, скрытно поднимавшего на князя литовского миндовга людей из ятвягов, половцев, татар и короля польскаго - Болеслава стыдливаго. Но у миндовга нашлось достаточно воли и уменья. Миндовг созвал народный сейм, рассказал люду своему об опасности и те, любившие своего гсударя, доверили ему судьбу свою. Миндовг обратился к ливонскому магистру Андрею Стикленду с предложением, от которого тот не смог устоять : миром и желанием принять веру католическую. Тут и военные действия против миндовга прекратились. Магистр и епископь хелмский Генрих армакан в сопровождении всей знати ордена поспешили к миндовгу, принявшему их с истинно царскими пышностями. После великолепных пиров епископь поспешил с радостным известием в рим, откуда возвратился легатом с королевскими коронами для князя и его супруги и с буллою на имя миндовга. 8 сентября 1252 года в столице литвы Новогрудке совершился обряд крещения и коронования среди необыкновеннаго торжества и стечения духовных и светских знаменитостей из окресных стран европы. Миндовг возведен на степень короля, а литва стала королевством литовским. Крестоносцы из врагов стали союзниками и друзьями, за которыми новый король закрепил земли, уже подаренные им товтивиллом, в том числе и полоцк. Оставалось лишь усмирить племянников и вернуть земли, захваченные у литвы даниилом галицким. Но чтобы иметь повод воевать с племянниками-христианами, миндовг исходатайствовал у папы буллу, возводившую его сына Войшеллга, в язычестве Вольстыникася, на степень короля русскаго. Вслед за этим начавшаяся война лишила Галицкаго князя прежних завоеваний на владениях миндовга ,между неманом и бугом. Даниил начал искать новых врагов против миндовга и нашел пока только товтивилла-готлиба. При этом литовско-завилейский князь свинторог отнял наконец в 1256 г. каким то образом полоцк у товтивилла, который бежал в жмудь к дяде своему викинту-независимому жмуйдскому ярлу, коего столица была Тверь или Тверимент, откуда опять начали действовать против миндовга за одно с даниилом, который однгако после двух летней войны помирился с миндовгом. Это поразило товтивилла и тот кончил дружбу с даниилом. Товтивилл смирился и начал действовать с миндовгом уже против даниила. Его примеру последовали и два других его брата. Великодушный миндовг простил племянников : старший из них Арвидъ или Довмунд, отличный воин, получил в удел княжество нальщанское, товтивиллу возвращен полоцк, а тройнату жмуйдь. Но те покорившись по необходимости таили злобу, обнаружевшуюся при первом случае. В 1263 году по велению миндовга был послан отряд войска на усмирение и наказание князя брянскаго романа, пограбившего владения литовские окло днепра. К этому отряду велено было присоединиться и князю нальщанскому Довмунду. Но тот на полпути вернулся, поход не имел успеха и довмунд навел на себя гнев дяди. Довмунд злился из-за удержания миндовгом у своих детей осиротевших его довмундовой жены. Довмунд ушел к тройнату на жмудь, где и сотоялся новый заговор против государя и дяди своего миндовга, погибшего вместе с двумя малолетними сыновьями под ножами убийц, напавших на него 12 сентября 1263 года в лесах семигаллии, где он, улучив свободное от дел государевых время, беспечно проводил его на охоте. Племянник-убийца, достигнув давно желанной цели, разграбили сокровища княжеские. Тройнат, завладев кернавом, провозгласил себя велим князем литовским и русским. Истинный же наследник Войшелг, обрекшийся к монашеству еще при жизни миндовга, узнав из глубины лещинского монастыря о несчастной смерти отца и братьев малых, о возвышении вероломнаго тройната, о падении христианства в литве и благочественных жертвоприношениях в литве в честь перкуна, удалился в лавритевский монастырь близ пинска. Товтивилл ужаснулся злодеяниям братьев и решился наказать брата дядеубийцу, узнав убежище Войшелга, вошел с ним в переговоры и между тем в начале 1264 года лично прибыл в кернов в соровождении полоцкой дружины. Еще не кончились пиры, как некто прокопъ из дружины его предостерег тайно тройната и товтивилл был изменчески умерщвлен, а дружина и бояре его закованы в цепи. От полочан потребовали выдать сына товтивилла Августа и принять нового наместника от тройната. Юный август не желая навлекать бедствия на полоцк ушел сам в новгород, откуда князь Ярослав вскоре выслал его княжить в псков, где он погиб во время междоусобия. Полоцк же принял неволею от руки тройната намесника- удельнаго ярла Ейраголы на жмуди, дорминишпрунговаго сына, славного воина и морского викинга Лютавора, сын котораго Витенесъ потом был избран на великокняжеский литовский престол. Отступник христианства, тиран безумный и братоубийца - тройнат - пал в 1265 году от рук убийц вернорподданных миндовговых, тотчас давших знать об этом войшеллгу, который уступив великокняжеский престол Шварну, только через два года после смерти его сел на престол отца своего. Отомстив жестоко за смерть отца своего, сам он пал в 1267 году во владимире волынском от руки князя льва даниловича. С войшелгом пресеклася линия палеомона и в 1268 году на престол литовский вступила линия Довспрунга в лице литовско-завилейского князя старца свинторога, соединившего в одно оба литовских княжества. Вместо довмунда-арвида князя нальщанского явился Довмундъ Ромундовичъ - князь утянский над двиною. Когда в 1280 г. умерла его жена, сестра великаго князя литовского Нариманда, то последний отправил супругу в утяны. Но довмунд, влюбившись в великую княгиню, не хотел ее от себя отпускать. Раздраженный супруг Нариманд обложил войском утянский замок, из которого довмунд успел бежать в псков к дяде своему довмунду старому, при помощи которого завоевал в 1281 году полоцк и думал уже о литовском престоле, на котором уже сидел отличный воин и государь любимый народом - Тройдень. Довмунд нанял убийц и Тройдень погиб. А тогда довмунд спешил с полочанами в кернов для занятия великокняжеского престола, принадлежавшего ему как старшему в роде. Народ возмутился, узнав о враге отечества довмунде. Полководец литвский Витенесъ собрал поспешно сейм, единогласно провозгласивший Великим князем литовским Рымунда - сына тройденова. Рымунд явил себя достойным сыном тройденовым, разбил войско довмунда и самого его убил собственною рукою, отправился потом в полоцк и возвратил его литве. Полоцк , подаренный еще при правлении товтивилла рижской церкви, попал в руки рижского епископа,после довмунда старого псковскаго. Рыцари его купили у него, но потом продали в 1307 году вел князю литовскаму Витенесу, отдавшего его в удел сыну своему Воину, принявшему православие и с ним имя Василий. этот князь ( Воин-василий) был младшим братом Гедемина. У Воина-василия был сын Любко. Также в 1267-1269 годах был основан г.Могилев. Назван так из-за множества могил людей на берегу днепра, павших от рук двух богатырей-разбойников : Гвоздь и Машека. Машека и сам погиб, а могила , принявшая Машеку , была названа могилою льва, а селение тут Могилевом. " Довмонт, великий князь литовский Daumantas (лит.) Годы жизни: ? - 1285 Годы правления: 1282 - 1285 Отец: Вид или Рамунт (Роман) Жены: [1] ?, [2] ? Сын: Рамунт (Василий) Дочь: Гаудемунда http://www.allmonarchs.net/lithuania/daumantas.html

НЕМО: КРАЕВЕДЫ ЛЮБЯТ ПОДРЕВНЕЕ Сейчас во многих местах стали ставить памятные знаки. Одни сообщают, что их селу многие сотни лет, другие – что их город основан в глубокой древности, третьи заявляют, что у них умер великий князь N или женился князь Y и т.д., и т.п. Наверное, это хорошо, когда жители хотят найти во всеобщей истории и своё уникальное место, которое было зафиксировано историческими документами. Однако, и это грустно, довольно часто такие благие намерения приводят к весьма посредственным результатам. Когда вместо серьёзного и обоснованного исследования на поверхность выносятся вырванная из контекста непроверенных источников некая дата или странный исторический факт, который преподносится местными «краеведами» как непреложная историческая истина. Мы предлагаем рассмотреть несколько примеров таких «открытий». СЕБЕЖ И ПАН СТРЫЙКОВСКИЙ Есть на юге современной Псковской области город Себеж. На сайте города можно прочитать следующее: «Впервые упоминается в летописи под 1414 годом». В другом сборнике местных «краеведов» можно почерпнуть более «глубинные» представления о начале города: http://regionavtica.ru/articles/kraevedy_lubiat_podrevnee.html

Кащейдер: 440Гц пишет: Роман Геннадьевич, Ваша часть Истории Себежа - золотой фонд и бесценный вклад, это бесспорно. На самом деле, золотой фонд не у меня, а у сами знаете кого. Там один только материал по Генеральному и Специальному межеванию вместе с данными по опеке тянет на фундаментальную работу. У меня материал интересный, но по большей части не архивный и не уникальный. Есть конечно отдельные выдержки, сейчас недавно получил интересный материал по Бояринову. Фонвизина не знаю даже когда закончу, но почти уверен в том как защитить эту разработку от копипасты.

Кащейдер: НЕМО пишет: СЕБЕЖ И ПАН СТРЫЙКОВСКИЙ Все верно, я тоже в свое время на этом заострял внимание: http://kuscheyder.livejournal.com/3058.html Я так полагаю, что "краеведы", о которых Вы говорите опирались на советский путеводитель "Себеж". Там откровенная бредятина и не только по 1414 году!

Кащейдер: НЕМО Мало ли пригодится.. Просто доводилось уже заниматься совместными проектами. Вот тут: https://piratenpad.de - инструмент, позволяющий многопользовательское написание текста/его выверку в режиме он-лайн с возможностью периодически сохранять результат. Сам с этим интерфейсом столкнулся, когда работал в команде переводчиков.

440Гц: Кащейдер пишет: На самом деле, золотой фонд не у меня, а у сами знаете кого. Николая Петровича заслуги нисколько не умаляю, совсем наоборот, с большим уважением и интересом отношусь к его исследованиям. НО пользоваться его трудами негде. Ссылок он не даёт. Что сама находила - читала и выкладывала тут. А насильно уговаривать человека делиться историей - надо ли? Вами же матерьялы оформлены, есть отправные ссылки на первоисточники и на того, кто их "нарыл". Стоит ли смешивать историю Себежа с личными симпатиями и антипатиями между исследователями?.. Добросовестный труд исследователей-историков вне оценки хорошо-плохо. Вот для меня была шоком подмена Стрыйковского... Тем не менее, последние раскопки на Замке дали почву для любопытных предположений: согласно предварительных гипотез во время раскопок археологами - их находки относились к 10-11 векам. Следовательно, время зарождения Себежа теоретически может быть отодвинуто ещё на несколько веков назад. Есть стимул искать доказательства... Историкам-архивистам - карты в руки!

НЕМО: Кащейдер пишет: Все верно, я тоже в свое время на этом заострял внимание: "Год 1414. Витольд великий князь литовский, постановивший с королем Ягайлой порядок христианский в Жмуди, и отделивший границу от рыцарей (Krzyzakow), собрал войско посполитого рушения из Ливты и из Руси: а переправивши сие через Двину-реку у Дриссы, осадил сперва Себеж пригродок Псковский, ибо в то время псковитяне не имели над собою князя, вольно себе без власти жили, веками это установилось, а [князю] Московскому, и рыцарству Лифляндскому по общим границам и торговле всегда были благоприятнейшими, и помогали им часто против Литвы. Поэтому Витольд, который и своему народу редко вольности хотел (как прежде Володимир князь, предок Слуцких с Килова, и Дмитрий Корыбут Збараский с Сиверса, и Довмонт Гьедрок князь и другие, [и сам] с отчизны их был выходцем) пытался тех и псковитян, тогда вольных, под ярмо свое препереть, а взявши Себеж-замок чрез подание , осадил другой пригродек псковский, Порхов зовущийся, под которым шесть месяцев стоял. (Zbor dzieloopisow polskich we czterech tomach zawarty tom drugi hronika Maciela Stryihowskiego... Warszawa, 1766 s. 512 Rozdial VI)." Роман, позволю внести некоторые коррективы в Ваш перевод текста Стрыйковского. История третьего Довмонта. ХРОНИКАПОЛЬСКАЯ, ЛИТОВСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ МАЧЕЯ СТРЫЙКОВСКОГО По изданию 1582 года Гурда и Довмонт. Гурда Гинвилович, внук Гедрусов, в рыцарских делах прославился в 1362 году при Кейстуте, он же имел сына Довмонта 5, мужа великой удали, которую с Кейстутом превосходно и часто доказывал [в войнах] против крестоносцев. Река Цесарка (Sessarka). И построил крепость над рекой Цесаркой 6, на горе, самой природой [созданной] для обороны, с которой лифляндцев частыми вылазками донимал и бил, ибо в то время в литовских землях обосновались орденские рыцари: лифляндские до реки Швенты, а прусские до Ковно. Потом, когда лифляндцы с немецким войском наехали на Литву, Довмонт вступил с ними в битву на дедовском Видзинишском поле, в двух милях от озера Киаменти, где всю лифляндскую силу наголову поразил. Видзинишки в 8 милях от Вильно. Поле Каулис. С тех пор то поле и ныне зовется по-литовски Каулис (Kaulis), то есть битва 7, а пахари и теперь вырывают на том урочище старинное железное оружие, обломки сабель, наконечники от копий и дротиков, стрелы, рогатины и т.п. Потом, когда Витольд в 1392 году был возведен на великое княжение, [он] братьев родных и двоюродных одних перебил, других обобрал и согнал с отчих уделов, как Скиргайла из Троков, Свидригайла из Витебска и из Орши, Дмитрия Корибута, предка князей Зборовских и Вишневецких, из Северского княжества, Владимира, предка слуцких князей Ольгердовичей, из Киева в 1396 году и т.п. Тогда же в то время Довмонт Гурдович, князь Гедройцкий, живя себе вольно на удельном княжении и чувствуя себя князем из князей, не забегал к Витольду и не посещал его двор, а заботился о своих. Привлекая к себе щедростью, почти всю завилийскую шляхту он подчинил себе хлебом, ибо при нем всем хватало и еды и питья. Nam ubi fuerit cadaver, ibi congregabuntur et aquilae (ибо где будет труп, там соберутся орлы), а люди идут за хлебом. Матфей 24, Марк 13, Лука 21. Заметив это, Витольд спросил у своих друзей, почему это Довмонт, князь Гедройцкий, у него не бывает, и тут же некоторые завистники, которых полно бывает при королевских и княжеских дворах, ответили, что Довмонт с Руси (ибо тот имел на Руси большие владения) получает много [хмельного] меда, который дома распивает, почти всю завилийскую литву при себе держит и прячет у себя множество изменников неизвестно для чего; к тому же с него надо бы получить оброк. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text9.htm Что касается статьи "Краеведы любят по древнее", то она не о чем не говорит. Действительно, Стрыйковский писал свою хронику, во время Ливонской войны, а как известно, Себеж на этот период, после Стародубской войны, находился в составе Московского царства, и поэтому, по наитию Стрыйковский, мог причислить его к Псковской Республике времен начала 15 века. Но не факт.

НЕМО: Витовт — великий князь литовский На берегах реки Ворсклы, невдалеке от нынешней Полтавы, почти на том же месте, где через 310 лет блистательный Петр разгромит непобедимого Карла Шведского, великий князь Литовский, Жмудский и Русский Витовт готовился к битве. Было ясное утро 12 августа 1399 года. Через несколько часов должны были решиться судьбы громадной территории Восточной Европы от Дуная до Урала, от Крыма до верховий Дона. Витовт выступал во главе стотысячного войска, состоящего из русских, литовских и польских дружин и хоругвей. Немало было в соединенной армии наемников и крестоносцев из Ордена, Германии, Венгрии и других европейских держав. И, конечно же, был большой отряд татарского хана Тохтамыша, который заключил с Витовтом военный союз в Киеве прошлым летом. Именно из-за Тохтамыша и началась эта война. Разгромленный грозным Тимуром, он не сложил оружия и нашел себе союзников на северо-западе. http://sovsyehstoron.ucoz.com/blog/vitovt_velikij_knjaz_litovskij/2011-12-17-106 Что здесь интересно, в 1410 году произошла Грюнвальдская битва, а в 1415 году Витовта можно было уже увидеть на берегу Черного моря. В этом 1415 году, Витовтом был основан город Хаджибей, если кто не знает, то это современный город Одесса. http://dlm4.meta.ua/pic/0/27/125/auldFbgdrG.jpg?srd=dlm3.meta.ua Вот между этими двумя датами 1410-1415 годом, и находится первое упоминание Себежа в хронике Стрыйковского. Кстати, битва на Ворксле, произошла примерно в том месте, где татарами в 1223 году было разбито русское войско под предводительством Мстислава Мстиславича Удалого. Вероятно, это современная река Кальмиус, которая протекает по городу Донецку, что по литовски означает битва. Ничего не напоминает??? Видно, речка эта имеет сакральное значение.

Кащейдер: 440Гц пишет: следовательно, время зарождения Себежа теоретически может быть отодвинуто ещё на несколько веков назад. Есть стимул искать доказательства... Ну, письменных доказательств нет пока что. Ежели бы грамоту берестяную нашли или что-нибудь в хрониках. К сожалению, находок этого периода достаточно только для сухого комментария, что да, на месте Себежа в этот период было поселение - не более того. Увы. НЕМО пишет: Роман, позволю внести некоторые коррективы в Ваш перевод текста Стрыйковского. Спасибо! Ценный комментарий! Я Стрыйковского смотрел с репринта издания 1766 года, сделал все, что было в моих силах. Хорошо бы, конечно, и пан Piotr взглянул на это. Просто эта часть, что в скобках, и где эти персоналии фигурируют - самая сложная для понимания во всем отрывке.

НЕМО: Ливонский Орден и Трансильвания Почуял граф - приходит смерть ему. Холодный пот струится по челу. Идет он под тенистую сосну, Ложится на зеленую траву, Свой меч и рог кладет себе на грудь. К Испании лицо он повернул, Чтоб было видно Карлу-королю, Когда он с войском снова будет тут, Что граф погиб, но победил в бою. В грехах Роланд покаялся творцу, Ему в залог перчатку протянул. Аой! Статуя Роланда — памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия), символ свободы средневекового города. В Средние века статуи Роланда устанавливались в знак обретения городом вольности; города в свою очередь получали название «городов Роланда». Статуя Роланда в городе означала, что город обладал правом самостоятельно вести торговлю, осуществлять правосудие и таким образом являлся вольным. В некоторых случаях, как, например, в Бранденбурге-на-Хафеле Роланд символизировал экономическое процветание города. Орден Меченосцев в отечественной литературе часто неверно называют Ливонским. Непосредственный основатель его – монах-цистерианец Теодорих (Дитрих), аббат монастыря в Торейде. В «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского сказано: «…брат Теодорих, предвидя вероломство и боясь, что иначе нельзя будет противостоять массе язычников, для увеличения числа верующих и сохранения церкви среди неверных учредил некое братство рыцарей Христовых, которому господин папа Иннокентий [Иннокентий III] дал устав храмовников и знак для ношения на одежде – меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу [епископу Альберту]». "Судьбы Латгалии" За время жизни одного поколения вооруженная рука немцев захватывает под свою власть всю землю летгалов почти до самой российской границы. Постепенно немцы строят следующие замки: в 1275 г. Крустпилс, в 1263 г. Волькенберг на берегу оз. Разнас, в 1275 г. Даугавпилс, в 1285 г. Резекне и в 1293 г. Виляку. Следовательно, за неполных 20 лет построено 5 больших замков. Только Лудзенский замок был построен через целое столетие спустя (в 1339 г.). Этот замок был последним, построенным рыцарями в Латгале, вблизи российской границы. Как пограничный охранный замок, он был больше всех замков Латгале и в строительно-техническом отношении также превосходил другие замки. Все первые 5 замков были построены внутри Латгале, выстроены за очень короткое время и, думается, не против внешних врагов, а против своих же "подданных" летгалов, чтобы они не пытались восстать. И только один Лудзенский замок построен 100 лет спустя <Где же сто? Между 1293 и 1339 годами - всего 46 лет. - примю перев.>. Кажется, что этот замок был предусмотрен для защиты с востока, поскольку Москва в те времена, сбрасывая татарское иго, начинала становиться сильным государством и серьезно угрожать Ливонии. После сооружения Лудзенского замка рыцари логически должны были продолжать создание линии крепостей далее на юг, вплоть до Даугавы, защищая этот великий водный путь уже не столько против Полоцка, сколько против Москвы. Такие замки должны были быть приблизительно около Освейского оз., возле Дзисны, может быть, и еще дальше на восток, где жили летгалы.

Piotr: Кащейдер Конечно, я могу помочь в любом вопросе. Я также могу помочь в переводе текста. Но мне нужно время... Как я понимаю, речь идет oб Этом тексте выше - главa 4?

НЕМО: Глава четвертая: Трансильванский эксперимент Защита Венгрии от язычников Расписание и стоимость билетов на поезд по маршруту Себеж - Альба. Расписание поездов Себеж → Альба, 28 Март 2013 года Вы выбрали популярное направление из города Себеж в город Альба. Все цены на билеты вы можете посмотреть онлайн. 1) Узнать расписание поездов из города Себеж. 2) Посмотреть стоимость железнодорожного билета на поезд Себеж - Альба. 3) Купить жд билет на поезд Себеж - Альба онлайн. Обратно: поезд Альба - Себеж Как иногда происходит в жизни, лишь случайность дала повод тевтонским рыцарям задуматься над изменением своей миссии. Герман фон Зальца был представлен королю Венгрии и через короткое время повел свой орден навстречу его первому великому приключению в Восточной Европе. Центральной фигурой этих событий был граф Герман Тюрингский, сюзерен семьи Зальца. Зальца были верными вассалами, которые, возможно, нарекли Германа в честь их могущественного патрона, покровителя, который был известен своим блестящим двором, где он всячески поощрял поэзию и рыцарский дух. Предками графа были известные крестоносцы – его отец участвовал в Третьем крестовом походе, а он сам принимал участие в превращении Тевтонского ордена из госпитального в военный. Вполне возможно, что Герман фон Зальца сопровождал графа в крестовом походе и вступил в орден в это время. Несомненно, граф следил за карьерой своего вассала с большим интересом. Ко времени, когда новость про избрание фон Зальца Великим магистром Тевтонского ордена могла дойти до Тюрингского двора, граф договорился с Андреем II Венгерским, получив руку четырехлетней принцессы Елизаветы для своего сына Людовика. Андрей давно серьезно обдумывал поход в Святую землю: предмет, который очаровывал в равной степени и его, и графа. Но король не мог оставить Венгрию, пока она подвергалась опасности нападений язычников‑половцев. http://www.teuton-order.ru/книги-по-истории-тевтонского-ордена-и-средневековья/глава-четвертая-трансильванский-эксперимент Что такое "Сибенбюрген"? http://www.bolshoyvopros.ru/questions/372055-chto-takoe-sibenbjurgen.html

НЕМО: Кром М. Стародубская война (1534-1537) ЛЕТНЯЯ КАМПАНИЯ 1535 ГОДА Менее продолжительным, но более результативным оказался поход новгородской рати. Новгородские наместники кн. Б. И. Горбатый и М. С. Воронцов и дворецкий И. Н. Бутурлин вместе с псковскими воеводами кн. М. И. Кубенским и Д. С. Воронцовым пришли к Опочке; «большие воеводы» стали на р. Чернице (в 15 верстах от Опочки), а в Литовскую землю послали И. Н. Бутурлина с ратью и «нарядом» ставить на озере Себеж «город». Скрытый текст Город, названный в честь Ивана IV Ивангородом (новгородские летописи сообщают, что имя городу нарек новгородский архиепископ Макарий), был заложен 29 июня и строился три недели, до 20 июля (только в Псковской I летописи названа иная дата окончания строительства — 25 июля) силами «детей боярских, Деревской пятины и черных людей»311. Вологодско-Пермская летопись сообщает имя архитектора, руководившего строительством: «…а мастер был городовой Петр Малой Фрязин архитектон». Были возведены земляные укрепления, в городе построены и освящены три церкви, доставлено продовольствие и артиллерия. Оставив в крепости гарнизон из новгородских и псковских детей боярских во главе с воеводами В. Чулком-Засекиным и А. Тушиным, И. Н. Бутурлин вернулся к «большим» воеводам на р. Черницу. Название «Ивангород» не прижилось, в дальнейшем новый город называли Себежем. Литовские власти с тревогой следили за строительством на своей территории, на полоцкой земле, вражеской крепости. Из письма О. Гаштольда Ю. Радзивиллу от 20 июня 1535 г. выясняется, что в свое время король велел некоему Михаилу «зарубити» Себежское городище, но этому воспротивился полоцкий воевода и «замочек» тот не был построен, теперь же, пророчески замечал литовский канцлер, «когды тое городище москвичи зарубять, тогды пан воевода немалое трудности в том уживеть». 17 июля подскарбий земский Иван Горностай писал гетману, что «люди… неприятельскии, москва, суть на Себежи и на том городищи Себежском замок рубять и вже деи его обрубили выше стояча человека», но еще не до конца «справили», когда же «оный замок весь обрубят, тогды то будеть замком господаря его милости Полоцкому и Витебскому ку великой шкоде и переказе…». Литовское правительство прекрасно осознавало угрозу, исходившую от новой вражеской крепости, появившейся на полоцком рубеже, но оно оказалось бессильным помешать ее строительству. 19 июля конюший В. Б. Чиж сообщил гетману Ю. Радзивиллу о том, что король приказал находившимся в Полоцке воеводам прогнать «неприятельских людей» с Себежского городища, но этот приказ не был выполнен. Обсуждавшийся было проект сооружения литовского «замка» «против Себежа» также не был реализован. Но, не имея возможности противодействовать строительству Себежа или осаде Мстиславля, литовское командование сумело, однако, нанести чувствительный удар в другом месте — на Северщине. ...........................................................В-третьих, точно известно, что жемайтское ополчение в походе на Северщину не участвовало: все лето оно со своим старостой Яном Радзивиллом простояло без движения в Полоцке; там же оставались полоцкие бояре во главе с местным воеводой Яном Глебовичем. «Великие послы» прибыли в Москву 12 января 1537 г., через несколько дней начались переговоры [434] . По традиции стороны начали их с «высоких речей», взаимонеприемлемых требований: послы требовали уступки Новгорода и Пскова и предлагали заключить мир на условиях докончания Василия II с Казимиром (1449 г.), а бояре «припоминали» Киев, Полоцк, Витебск, называя их вотчиной великих князей; за основу мирного договора они предлагали принять перемирную грамоту Василия III с Сигизмундом, о чем литовская сторона и слышать не хотела и т.п. [435] Когда после многих «спорных речей» выяснилось окончательно, что без отдачи Смоленска мира послы заключить не могут, встал вопрос о перемирии. Бояре в присутствии великого князя совещались: «пригоже ли с королем взяти перемирье на время?» - и решили заключить перемирие «для иных сторон недружних: Крым неведом… а казанские люди измену учинили», поэтому нужно «с королем перемирье взяти, на колко лет пригоже, чтоб с теми сторонами поуправитись» [436] . Условия перемирия также вызвали долгие споры: послы требовали уступки северских городов (Стародуба, Почепа, Радогоща и др.) и новопостроенных московских крепостей - Заволочья, Себежа и Велижа, а бояре, не соглашаясь на это, настаивали в свою очередь на возвращении Гомеля и размене пленными. Наконец, 30 января стороны договорились о компромиссе: Гомель отходил к Литве, а Себеж и Заволочье - к Москве (о Велиже речи не было, поскольку он был построен на московской территории). После этого еще две недели длился «торг» о волостях к Себежу и (92) Заволочью; дело дошло даже до «отпуска» послов к королю ни с чем, но все же переговоры возобновились [437] . 16 февраля боярин М. Ю. Захарьин «с товарищи» уладили с послами последние спорные вопросы; в тот же день началось составление перемирных грамот, а 18 февраля великий князь целовал на них крест и велел к одному экземпляру привесить свою печать [438] . Перемирие было заключено на пять лет, с 25 марта 1537-го по 25 марта 1542 г., на условиях, по словам послов, «которой что взял, тот то и держи» [439] : к России отошли города Себеж и Заволочье с волостями, а также Долысская волость; к Литве отошел Гомель с волостями и ряд сел [440] . 22 апреля 1537 г. в Литву было отправлено посольство В. Г. Морозова, кн. Д. Ф. Палецкого и дьяка Г. Д. Загрязского - для принятия от короля присяги на перемирии [441] . 8 июля король утвердил крестоцелованием перемирные грамоты [442] . В русско-литовских отношениях открылась мирная полоса. http://www.telenir.net/istorija/starodubskaja_voina_1534_1537_iz_istorii_russko_litovskih_otnoshenii/p6.php Еще, на мой взгляд, необходимо знать о территории, которая неоднократно переходила от Литвы к Москве и обратно, та как она составляла не более 2/10 территории, в будущем Себежского уезда. http://www.hist-geo.net/media/blogs/blog/Iz_knig/Starodub/Mosk-lit_gr-ca_1530-e.jpg http://www.hist-geo.net/media/blogs/blog/Iz_knig/Starodub/07_Granica.jpg

Кащейдер: Piotr Да. Но в принципе, мне например не совсем понятны там только пара фрагментов. А Ваше мнение, как человека знающего польский, по этому вопросу просто бесценно для нас!

НЕМО: "Средневековое приключения итальянцев в "России" (Московии)". Кирилл Бенедиктов: В 1472 году племянница константинопольского царя Константина Софья Палеолог вышла замуж за Великого князя Московского Ивана III. С собой, в качестве приданного, она привезла бесценную огромную библиотеку, которую на протяжении многих веков собирали владыки Константинополя. В этой библиотеке хранились ценнейшие, существовавшие в единственном экземпляре рукописи античных авторов, трактаты по естествознанию, по наукам древнего мира и в т.ч. по магии. Эта библиотека после смерти Софьи Палеолог пропала, и ищут ее уже много веков. И одно из тех мест, где как предполагают, она могла храниться считается церковь Вознесения в Коломенском. Церковь Вознесения в Коломенском по праву считается одним из самых красивых русских храмов. Была построена в последние годы правления Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Долгое время считалось что архитектором ее был Алевиз Фрязин, но в последние годы преобладает точка зрения, согласно которой построил ее тоже итальянский, а Фрязин на старорусском языке означает итальянец, зодчий Петрок Фрязин Малый. Одновременно с церковью Вознесения Петрок Малый построил примыкавший к ней с севера дворец для Василия III и, вероятно, под дворцом и под церковью Петрок Малый построил большую систему подземных коммуникаций и хранилищ, которые находятся где-то в недрах Коломенского холма. Строительство осуществлялось в большом секрете, но через несколько лет после окончания работ в 1539 году во время, как мы бы сейчас сказали, командировки в город Сенеж, где он должен был построить еще один храм, бежал и пытался скрыться на территории Литвы, Ливонии. Его поймали, бросили в темницу и с тех пор следы Петрока Малого из русской истории исчезают. ???? Побег В 1539 Петрок Малый с переводчиком был командирован в город Себеж, а затем в Псково-Печерский монастырь и Псков. Оттуда он должен был вернуться в Москву, но попытался бежать. Архитектора и его спутников поймали и доставили в Юрьев (ныне Тарту). Чем закончилась история побега Петрока Малого из Московии неизвестно, но после 1539 его имя нигде не встречается. Исследования последних лет показали, что Петрок Малый был автором одного из самых выдающихся памятников середины 16 в. — церкви Вознесения в Коломенском. Фрязин бежал во время поездки в Себеж и Печёрский монастырь, прибыл в Новгородок (Нейгаузен) и был перевезен в Юрьев. Конец дела считался потерянным, но был найден Ю. Ю. Кивимяэ в Шведском государственном архиве в Стокгольме; дальнейших сведений о Петре Фрязине нет. По словам самого Петра, причиной бегства были «великая мятеж и безгосударьство» после смерти Елены Глинской. Если считать, что этот Пётр Фрязин и Петрок — одно и то же лицо, то материалы дела позволяют датировать приезд Петрока в Москву 1528 годом («служил, сказал, Великому Князю одиннадцать лет, а держал его Князь Великий силою»). В том году, в июне, вернулось в Москву посольство Трусова и Лодыгина, привезя с собой мастеров от двора папы Климента VII Медичи.

НЕМО: Бона Сфорца из династии Медичи Вся дорога перед кортежем принцессы д’Арагоны была устлана коврами и цветами. Есть историческое упоминание и о том, что на следующий день вечером гости провели молодоженов к дверям спальни, где 51-годичный король сел на кровать-опочивальню с правой стороны, а 24х-летняя Бона – с левой. Слуги подали новобрачным вино и сладости и сразу же оставили их наедине….. Через год у Боны родилась дочь, а еще через год, в 1520 году, у семейной пары появился так ожидаемый наследник – Жигимонт II Август. http://www.istpravda.ru/bel/research/10760/ Есть упоминание у королевы Боны Сфорца и о Себежском крае. Кстати, скорее всего, именно она была учредителем Себежской таможни.

НЕМО: Спор на западном рубеже Ливонская война 1558 - 1583 года. Россия начала войну в январе 1558. Уже в первый год войны были заняты Нарва и Дерпт (Тарту); русские войска подступали к Ревелю. Однако в 1559 под влиянием политических деятелей, группировавшихся вокруг А. Ф. Адашева, было заключено перемирие. Ливонские феодалы воспользовались перемирием для заключения с польским королём Сигизмундом II Августом в 1559 соглашения, по которому орденские земли и владения рижского архиепископа переходили под протекторат польского короля. В том же году Дания завладела епископствами Курляндским и Эзель-Викским. В 1560 русские войска взяли Мариенбург (Алуксне) и Феллин (Вильянди); преграждавшая путь к Феллину орденская армия была разбита под Эрмесом (Эргемс). Успехам русских войск способствовали вспыхнувшие в стране крестьянские восстания против немецких феодалов. Произошёл распад Ливонского ордена. Немецкие феодалы Северной Эстонии перешли в подданство Швеции. С 1561 начался второй период Л. в., когда России пришлось вести войну с Польским королевством, Великим княжеством Литовским и Швецией. http://slovari.yandex.ru/ливонская%20война/БСЭ/Ливонская%20война%201558%20-%2083/

НЕМО: Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Переписка князя Андрея Михайловича Курбского с царем Иваном Грозным принадлежит к числу самых известных памятников древнерусской литературы. История этой переписки вкратце такова. В апреле 1564 г. царский воевода князь A. М. Курбский бежал под покровом ночи в сопровождении верных ему слуг из новоприсоединенного к Русскому государству ливонского города Юрьева в соседний ливонский город Вольмар, принадлежавший в это время польскому королю Сигизмунду II Августу. Поводом для поспешного бегства послужили полученные Курбским сведения о готовящейся над ним царской расправе. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8869

НЕМО: Послание Польскому королю Стефану Баторию Ты пишешь также, что велел нашим послам упомянуть город Себеж, построенный на земле Полоцкой, не ради какой-нибудь корысти, а только для того, чтобы установленная дружба не была нарушена своевольными людьми, ибо возле Себежа всюду расположены села и люди полоцкие; нам же, пишешь ты, следует мириться так, чтобы доброе дело нерушимо укрепилось на благо христиан, а дружба между нами все более усиливалась. Но ты предлагаешь это только на наше усмотрение и решение, а сам ты ради блага христиан не собираешься этим малым делом разрушать больших. Тех же твоих купцов, которые без всякой вины задержаны в нашей земле, ты просишь добровольно выпустить со всем их имуществом и тем самым дать тебе доказательство нашей склонности и готовности к дружбе. С этой своей грамотой ты послал к нам своего дворянина Криштофа Держка, и ты просишь без всякой задержки отпустить его к тебе, чтобы он не опоздал к сроку, указанному нашим послам. Твои же паны, как сообщают наши послы, дворянин и наместник муромский Остафий Михайлович Пушкин с товарищами, говорили им от твоего имени, что ты с нами помиришься, только если мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище - все -это уже у тебя, а Луки Великие, Заволочье и Холм беспрекословно оставлены нами при отступлении и что мы должны разрушить город Себеж да еще уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев за твой убыток, что ты снаряжался, отправляясь воевать наши земли. Мы никогда еще не встречали такой самоуверенности и недоумеваем: ведь нынче ты собираешься мириться, а твоя рада предъявляет такие безмерные требования - чего же они потребуют, прервав мирные переговоры? Твои паны попрекали наших послов, что они приехали торговать Ливонской землей. Так что же: если наши послы торгуют Ливонской землей, то это плохо, а если твои паны нами и нашими владениями играют и из гордости предлагают невозможное - это хорошо? Да это не торговля была, а переговоры. http://www.hrono.ru/dokum/1500dok/1581groz.php "...после этого все равно ты будешь лить христианскую кровь! Вот и теперь - чего только ты у прежних наших послов ни просил, а нынешним нашим послам ты еще прибавил Себеж, а дай тебе его - возгордишься безмерно и еще чего-нибудь попросишь, ничем не удовлетворишься и не помиришься."

НЕМО: Стефан Баторий, король Польши Батори являются ответвлением рода Гуткелед ruhu, основателями которого были братья Гут и Келед, которые во время правления короля Петра Орсеоло (1038—1046) переселились в Венгрию из Германии. Собственно род Батори ведёт начало от Андраша Лысого из Ракомаза, который упомянут в 1250 году, как покровитель монастыря Шарвар в комитате Сатмар. В 1279 году король Ласло IV наградил брата Андраша Ходаша и сыновей Андраша Дьёрдя (? - 1307), Бенедикта (? - 1321) и Берека (? - 1322) за их военные заслуги замком Батор в комитате Сабольч. Батор к тому моменту был владением Вайды, сына Лангоша, который женился на родственнице Андраша, но не оставил наследников. В 1310 Берек стал полноправным владельцем Батора, после чего его потомки начали именоваться Батори. http://www.allmonarchs.net/poland/stefan_batory.html



полная версия страницы