Форум » Дела давно минувших дней » Литература по истории Себежского края » Ответить

Литература по истории Себежского края

НЕМО: Литература по истории Себежского края http://www.nlb.by/portal/page/portal/index/content?lang=ru&classId=C4C1B172F1854FCD8199A7A39EFC3E9D

Ответов - 50, стр: 1 2 All

НЕМО: Истории Белоруссии 1857 год. А так же на странице №137-138 упоминание о Себеже и Заволочье. http://www.runivers.ru/bookreader/book53928/#page/1/mode/1up Первое издание исследования Е. Карского “Белорусы” (7 выпусков в трех томах) датируется 1903-1922 гг. Книги издавались в Вильно, Варшаве, Москве. Во второй раз этот труд был издан в Москве в 1955-1956 гг. http://zapadrus.su/bibli/etnobib/133--qq-.html

НЕМО: Александр Максимович Сементовский-Курилло (Сементовский-Курило) Этнографический обзор Витебской губернии (стр.69, с картою и рис.) http://dlib.rsl.ru/viewer/01003083731#?page=1&view=list

НЕМО: Река Западная Двина (Сапунов А.) http://bookre.org/reader?file=593101&pg=1


НЕМО: Эркерт Р. Ф. Взгляд на историю и этнографии западных губерний России http://www.biblioclub.ru/book/68589/

НЕМО: АННАЛЫ, ХРОНИКИ, ИСТОРИИ [img] http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm [/img]

НЕМО: M. M. Кром Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в. Проблема выбора между Москвой и Литвой в различных городских слоях на рубеже XV–XVI вв. http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/1017232/Krom_-_Pogranichnye_zemli_v_sisteme_russko-litovskih_otnosheniy_konca_XV_-_pervoy_treti_XVI_v..html

НЕМО: Кром М. Стародубская война (1534-1537) Из истории русско-литовских отношений Книга посвящена важному эпизоду русско-литовских отношений - Стародубской войне 1534-1537 гг. Хотя она не принесла ни одной из сторон больших территориальных приобретений, но по напряжению сил и масштабу боевых действий в пограничье от Опочки на севере до Чернигова на юге нисколько не уступала иным кампаниям. Не сходясь в крупных полевых сражениях, армии ожесточенно штурмовали крепости, совершали глубокие рейды по территории противника: зимой 1535 г. русские почти дошли до Вильны. Кром М. Стародубская война (1534-1537) в электронном виде набрать заглавие.

НЕМО: РУССКАЯ АТЛАНТИДА: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ Когда‑то давно, в 1919 году, отступающие войска А. И. Деникина, похоронив павших в бою, оставили на могиле одну только надпись: «Здесь лежат свободные русские люди». http://www.ligis.ru/librari/2547.htm Изучая явление, обязательно следует посмотреть на его происхождение. Откуда оно взялось, какие стадии своего становления прошло, как развивалось. Так мы поступили с Великим княжеством Литовским[1], так же и по тем же правилам рассмотрим и Великое княжество Московское. http://read24.ru/fb2/andrey-burovskiy-ojivshiy-koshmar-russkoy-istorii-strashnaya-pravda-o-moskovii/ Итоги и перспективы http://www.rulit.net/books/zavtra-budet-vojna-read-233471-1.html

НЕМО: Великое Княжество Литовское и Русское http://youtu.be/KSyqjU9N3c8

НЕМО: Евгений Альфредович Шмидт. Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья Книга «Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья (в свете археологических данных)» вышла в Смоленске в июне этого года. Книга является, по сути, первой научной работой, объективно показывающей балтское происхождение носителей Культуры Смоленско-Полоцких длинных курганов (КСПДК), населявших, в том числе, и нашу Тверскую землю. http://tverzha.ru/books/Szmidt.E.A.Kriviczi.Smolenskogo.Podneprovia.i.Podvinia.2012.pdf http://tverzha.ru/archives/1820

Litops: Спасибо за информацию.

Старый Радиособак: Litops пишет: Спасибо за информацию. Присоединяюсь..

НЕМО: Кривичи. Историко-этногенетический очерк Городище близ д. Осыно (Себежский р-н, Псковская обл.). Поселение примечательно более чем полуторатысячелетней этнокультурной преемственностью: основанное в VII-V вв. до н. э., оно существовало непрерывно до XII-XIII вв. http://tverzha.ru/archives/1145

НЕМО: Орда Московия Русь Литва Лучшие комментарии 3Com100 2 мес. назад Русь это союз городов княжеств. Каждый город в то время отдельное государство но в зависимости от Киева. После монгольского нашествия практически все славянские города Руси в том числе и Киев, добровольно вошли в состав нового конфедеративного государства - Великое Княжество Литовское. Залесье добровольно вошло в состав империи монголов. http://youtu.be/O87qcGTb_70

НЕМО: Точка невозврата 13 века, или почему развалился СССР. Александр Невский . http://youtu.be/3ZiHLP55XuQ Даниил Галицкий . http://youtu.be/rVGeo-D7ZXk

НЕМО: Даниил Галицкий, король Руси. http://youtu.be/VFPiJC3Ma0Y

НЕМО: Рекомендую, очень интересная книга. Васи́лий Ники́тич Тати́щев (19 (29) апреля 1686 года, Псковский уезд, Русское царство — 15 (26) июля 1750 года, сельцо Болдино, Дмитровский уезд, Московская губерния, Российская империя) — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. http://bookz.ru/authors/vasilii-tati6ev.html

Олег Константинов: Очень рад, что зашел в этот раздел, спас, много интересного. У меня тоже есть кое-что из скаченного по Себежу. В частности, "Этимология местых названий по Витебской губернии" (Роман Чернов рекомендовал в свое время, очень пригодилась). Вопрос как сюда бросать? Как обычные фоты? Попробовал, увы, не лезут по объему, поэтому кидаю Томсинский кусок из карты Межевания 1780 года, мне она очень нравится. Хотя, думаю, она у вас у всех есть

Олег Константинов: Вроде Красный не с той стороны?

Олег Константинов: себежский юг

reader: Олег Константинов пишет: "Этимология местых названий по Витебской губернии" Этимология местных названий Витебской губернии Трусман Ю.Ю. В словаре представлены данные о топонимах, гидронимах, этнонимах Витебской губернии. http://bookfi.org/book/670653 *** Этимология местных названий Витебской губернии / Этiмология мѣстныхъ названiй Витебской губернии. Год выпуска: 1897 Автор: Ю.Ю. Трусман Жанр: словарь, лингвистика. Издательство: Ревель. Типография Н.Матиева Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 336 Язык: Русский дореформенный http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1725974 (нужна регистрация для скачивания торрент-файла с rutracker.org). *** Этимология местных названий Витебской губернии Автор: Трусман Ю.Ю. 1897 г. 336 страниц Трусман Георгий Георгиевич (1857 - ?) - исследователь по чудской истории, филологии и этнографии. Здесь можно просмотреть всю книгу,не скачивая ее! http://www.knigafund.ru/books/35394/read#page1 http://www.knigafund.ru/books/35394/read и т. д....

Олег Константинов: Апочка-СебежЪ 1800г

reader: Олег Константинов Литература и карты - это немного разные вещи,на форумах (здесь и на старом НСФ ) есть спец. тема для карт, все эти карты уже были выложены неоднократно,тем более,что Вы их выкладываете в миниатюре,сильно уменьшенные!..В таком виде на них ничего не видно и толку от таких карт - "0"...Не надо уменьшать,но ссылку перед отправкой на форум надо выделить всю и нажать самую правую кнопочку над окном ввода текста "MORE". И отправить сообщение на форум..Тогда карта,даже самая огромная,будет скрыта и не растянет экраны форумчан. Или просто добавляйте нужные тэги перед и после текста и тоже все получится... Например, так [*more*]Литература и карты - это немного разные вещи[*/more*] - конечно,без звездочек,они поставлены,чтобы не сработали тэги!.. Пользуйтесь кнопками,их там много,но без них трудно правильно,удобно и красиво отображать тексты, картинки и видео (только с Ютьюба).. Здесь карты на этом форуме,их пока не так много,как на старом форуме,там же они все в полном объеме есть!.. http://sebezh.myqip.ru/?1-4-0-00000019-000-0-0-1365652487

Олег Константинов: сорри, я уже понял что лопухнулся, как минимум по трем позициям, спас

НЕМО: Данилевич В.Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. История великого Полоцкого княжества. В отличие от южных русских земель на территорию Полоцкого княжества никогда не ступала нога татарского завоевателя. Русичи смогли сохранить здесь уникальную культуру, проникнутую духом свободы и независимости. Полоцкий дух выкорчеван был завоеванием царя Ивана Грозного, но именно отсюда пошла вторая Русь, Русь Малая, давшая начало Великому Княжеству Литовскому. http://eknigi.org/istorija/92008-ocherk-istorii-polockoj-zemli-do-konca-xiv.html Карта Руси 12-13 века. http://statehistory.ru/img_lib2/2013/04/1366147526_d965.jpg

НЕМО: История → История княжества Псковского. Часть I Работа замечательного русского историка Митрополита Киевского и Галицкого, в миру Болховитинова Е.А. будет интересна и современному читателю. В четырех книгах охвачен весь период истории Пскова, от первых упоминаний до присоединения княжества к Москве. Среди дополнений: карта города Пскова, исторические документы. http://eknigi.org/istorija/49654-istoriya-knyazhestva-pskovskogo-chast-i.html Очень интересный источник, тем более что он был опубликован в 1831 году. Что бы его прочитать, необходимо нажать кнопку "СКАЧАТЬ", а затем открыть. Так можно прочитать все 4 книги. Там очень много всего интересного, на мой взгляд, самый интересный момент, это то, что князь Владимир (креститель Руси) родился на Псковщине. Есть несколько упоминаний Себежа, и монастырей вокруг него. Но относились они судя по всему к Полоцкой епархии, так как в перечне монастырей Псковской епархии их нет.

НЕМО: "Археологический сборник документов относящихся к истории Северозападной Руси". Печатня Губернского Правления, Вильна, 1867. (5,7 Мб) http://www.14vn.com/useful.php?perpage=100

НЕМО: Кревинги, Кревины — почти вымершее племя, живущее в Бауском уезде Курляндской губернии, в дер. Мемельгофе. Праотцы К. в XVIII стол. были, по преданию, куплены на острове Эзфле владельцем Мемельгофа и им сюда переселены взамен погибших от чумы крестьян. Название К. или Кревинни (Krewinni), т. е. "русачки", объясняется тем, что эстов, как давних русских подданных, в старину часто приобщали к русским. Теперь К. почти слились с латышами, но отличаются от них особенностями костюма. В начале XIX-го столетия К., в числе около 1500 душ, жили в имениях Ханс-Мемельгоф, Ней-Раден, Круссен и Виттвенгоф, из чего надо заключить, что приведенное выше объяснение их появления в Курляндии едва ли заслуживает доверия. Вероятнее, что К. происходят от эстов, которые при постройке Бауского замка в 1456 г. были переселены из Эстляндии. Так как язык их — кревский (см. Кревское наречие), теперь почти утративший свои особенности, близко подходил к языку ливов (см.), то существует и такое предположение, что К. — потомки коренных обитателей Курляндии. Видеманн считает К. финнами. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. http://bookitut.ru/Etnograficheskoe-opisanie-narodov-Rossii.html

НЕМО: Журнал Министерства народнаго просвѣщения, Том 21 http://books.google.ru/books?id=2kIZAQAAIAAJ&pg=RA5-PA6&lpg=RA5-PA6&dq=Кревинги&source=bl&ots=7Q8jT-YSBD&sig=hsA0cevyHHeLtHTaDndJZPmw2Ok&hl=ru&sa=X&ei=S-C3U8G9H6zQ4QTXoYCQDA&ved=0CCIQ6AEwAQ#v=onepage&q=%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8&f=false

Joker-Point: "Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу,- ПЬЮТ И ВОРУЮТ". (C)Салтыков-Щедрин. После этого высказывания глубоко уважаемого российского сатирика прошло почти 2 века, но насколько оно актуально и в эпоху путинизма.

НЕМО: ШАФАРИК СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ 1 1 OCR http://www.docme.ru/doc/134717/shafarik-slavyanskie-drevnosti-1-1-ocr

НЕМО: Издана книга, рассказывающая о малоизвестных страницах истории западно-белорусских территорий в 1920-1940 гг. http://www.istpravda.ru/bel/

НЕМО: Mindove (RU) Заблуждение, что в те времена в Литве и на Руси не было монет, опровергает не только их наличие. В летописях Руси они упоминаются с 859 года. В сборнике законов 1019 года князя Руси (1019-1054) Ярослава Георга “Правда Русская” приведены вся денежная система и названия монет. В IV Новгородской летописи в 1170 году перечислены цены товаров. В Старой Ливонской хронике Хенрика из Летты епископ clip_image010Риги Альберт, захватив в 1209 году город русских Герсику, взял в нём большую добычу вещами и деньгами. В договоре 1228 года Смоленска с Ригой и Готландом упоминаются серебряные гривны, гривны кун, ногаты, смоленские куны и векши – соответственно: слиток серебра весом 204,756 г, 48 и 12 кун, серебряник весом 1,066 г и ½ его. В Тверской летописи за 1231 год приводятся цены в Новгороде и Смоленске с названиями: гривна серебра, гривна и куна. На ф. 6clip_image012– сребреник весом 0,91 г с надписью: „χθм BsМs кнsмо ленs“ – Христа 1241 год Всеволод сын Мстислава князь Смоленска. В Ипатьевской летописи в 1256 году упоминается дань ятвягов (в то время племя во власти Миндове) монетами: “чёрные куны и бель сребро” – чёрные или медные деньги и сребреники. В грамоте 1263 года сына Ярослава князя Великого Новгорода (1263-1272) Ярослава упомянуты “векши”. В каталоге 1936 года А. Орешникова “Денежные знаки домонгольской Руси” показаны монеты Руси до 1125 года. В каталоге 1901 года И. Любомудрова “Старинные ценные русские монеты” изображён сребреник сына Ярослава князя Владимира (1272-1276) Василия с надписью: “вели кня василеи яpoc”. Итак, монеты на Руси и в Литве были. http://lipovka.com/mindove/mindove-ru/

полезная информация: Сайт создан для систематизации сведений о Псковской губернии (области), хранящихся в различных архивах (Государственный архив Псковской области и другие архивы, в том числе электронные). http://i-nventory.ru/index.php?id=1

НЕМО: Венеты на исторической карте Европы В самой тесной связи с историей славянства находятся венеты (венеды), которых средневековые авторы даже прямо отождествляют со славянами. Сложность вопроса и в этом случае заключается в том, что имя венетов прилагается как будто к разным народам, далеко отстоящим друг от друга. Отмечая это обстоятельство, П. Шафарик привел аналогию с именем вандалов и ряда других племен, которые в процессе переселения оказались разорванными на части и рассеялись на огромной территории от Северной Европы до Причерноморья и Африки[228]. П. Шафарик, вслед за древними авторами, готов был признать возможность общего их происхождения, предполагая, что речь идет о славянах. В современной немецкой лингвистике венеты рассматриваются как ветвь иллирийцев. Древнейшее упоминание «енетов» (генетов) находится уже у Гомера. Речь шла о малоазиатской области Пафлагонии. Енеты были союзниками троянцев и после падения Трои вынуждены были покинуть свои земли. В античной традиции, полнее всего представленной у Страбона, енеты во главе с Антенором и его сыновьями проходят через Фракию к устью реки По. Знал Страбон и иные версии происхождения адриатических венетов, в частности от венетов арморейских. Но предпочтение он отдавал пафлагонской версии, отыскивая в пользу ее и собственные аргументы. Здесь также были варианты, но они связывались с маршрутом переселения: через Фракию морем[229]. http://www.oldru.com/nachalo/08.htm Виктор Борисович Шкловский Марко Поло Город Святого Марка Про Венецию написано много книг на разных языках мира. Две самые знаменитые драмы об этом итальянском городе написал англичанин Шекспир. У Шекспира венецианский купец Шейлок – еврей, венецианский генерал Отелло – мавр. Венеция – город международный. Имя Венеции происходит от имени народа – венетов. Народ этот очень древний. Когда венеты, заселявшие восточную часть Адриатического побережья, исчезли, растворились в многонациональном населении Римской империи, в Европе оставались еще другие венеты – на берегу Балтики. И уже тогда, больше двух тысяч лет назад, ученые спорили: в родстве ли между собой венеты адриатические и венеты балтийские? У венетов Балтийского моря был свой город Венета, который находился на отмелях, неподалеку от теперешнего города Штеттина – древнего славянского Щетина. http://booksonline.com.ua/view.php?book=32842

НЕМО: Arkona, Rethra, Vineta Многочисленные топонимов, в которых упоминаются венды, венеды, или винеды - массово представлены практически по всей Германии - от Австрии, и северной Швейцарии, до Северного моря. Есть среди них, в том числе, очень древние. Например, римское название Вены - это Vindobona, а современного баварского Аугсбурга, который считается одним из древнейших городов Германии - Augusta Vindelicorum (буквально - "город Августа, в стране винедов, живущих по Лику", современное немецкое название реки Licus - Lech, Лех). Подробней о балтийской Винете смотрите здесь: Карл Шухардт Аркона, Ретра, Винета. https://yadi.sk/d/gBP_5nNZNHdd7 ПРИМЕЧАНИЯ http://kladina.narod.ru/rethra/rethra_comment.htm

НЕМО: ПРИМЕЧАНИЯ 44 Криве - богиня Луны у балтских племён. В Ромове главный жрец, по сведениям исследователей, вроде бы носил название криве-кривейто, что совершенно не означает, что и в других местах жрецы назывались так же. Город Кривич - либо город, где живут "кривичи", поклонники богини Криве, либо, что вероятнее, сам город был назван по имени богини. Так что вряд ли в нем проживал главный жрец всех вендов (прим. перев.). 126 Sieba - Сиеба - Жива (прим. перев.)., 128 Маш считает, что наша Сиеба и богиня ?Кива - одно и то же божество (прим. перев.). Жива Жива. Гравюра из книги Вестфалена, 1740 год. Жи́ва (Dziva, нем. Siwa) — западнославянское женское божество, главное в земле полабов. Согласно некоторым интерпретациям — богиня жизни и плодородия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7089 А вот этот, её муж-SIEBIS. СИЕБА — златовласая богиня согласия, родства и дружбы. Афанасьев считает, что именно эта богиня научила людей возделывать землю, сеять, жать и обрабатывать лён. Вероятно, на этот вывод его навело имя богини. У литовцев её имя Seewa; у германцев — Sif. (Что переводится как «согласие, дружба».) СИЕБОГ — мужской аналог Сиебы. "Сива, Сиеба и Дсива, Диво или Дева, ибо на западных наречиях дзева. Это богиня поляборов. Имя сие, прилагательное, как греки Юнону Парфеною именовали, то же значит." В.Н. Татищев Свянтовид и Святовид, знатнейший бог вендов, выше упомянут.

НЕМО: Славянская мифология – кратко Мифологические воззрения славян исходят от общей всем индоевропейским народам арийской основы и потому, наряду со многими своеобразными чертами, представляют и много сходства с первобытной религией германцев, греков, литовцев и персов. Народ сравнительно молодой, рано и быстро принявший христианство, славяне не успели выработать вполне законченной мифологической системы. С другой стороны их мифологические воззрения не были закреплены в таких цельных произведениях, как поэмы Гомера и Гесиода или «Эдда» скандинавов, а сохранились лишь в песнях, сказках, загадках и других, не стоящих во взаимодополняющей связи по содержанию произведениях народного творчества, на которых вдобавок часто лежит затемняющая и искажающая печать позднейших верований. Предания славян о создании мира и человека, взгляды на значение своих божеств и имена последних значит, расходятся у разных племен. Согласовывая и взаимодополняя эти варианты, можно установить в общем следующую схему славянской космогонии и мифологии. Чуждаясь зла, неизбежного в мире, Белбог (иначе называвшийся Прабог или просто бог, Белун, Сварог, Род, Триглав, Дий) сам не правил миром. С супругой своей Дивой, богиней земли, он царил за облаками, предоставив правление миром и возможную борьбу против зла четырем низшим мировладыкам. Между ними первое место в славянской мифологии занимал Перун, небесный властитель, могучий и гневный чернокудрый бог с пламенными усами и бородою, защищающий и охраняющий людей и ведущий непрерывную борьбу с Чернобогом при помощи громового молота, лука – радуги и стрел – молний. Супруга Перуна, Симаргла, Жива или Сива, была богиней молний, летних гроз и плодородия. http://rushist.com/index.php/mifologiya/2539-slavyanskaya-mifologiya-kratko

НЕМО: Пола́бы (полабяне) (лат. polabi) — средневековое западнославянское племя, входившее в племенной союз ободритов. Полабы населяли земли по правому берегу нижней Лабы к северо-востоку от Гамбурга, к югу от реки Траве. К западу от них находились области расселения немцев, к северу от них размещалось племя вагров, к востоку — племена бодричей и глинян (выше по течению Эльбы), к юго-востоку за Эльбой — племя древян. Все эти племена, также как и полабы, входили в ободритский союз. Впервые племя полабов упоминается в хронике Адама Бременского XI века. Центром полабов был Ратибор (совр. Рацисбург) — в настоящее время этот город является одним из районных центров земли Шлезвиг-Гольштейн. Главным языческим божеством полабов была Жива, или Сива, местами совершения языческих культов у них были священные рощи. В XII—XIII вв полабы были окончательно завоёваны немцами, приняли христианство, их земли на западе (а также земли вагров) вошли в состав графства Гольштейн, на востоке — в состав герцогства Мекленбург. В течение нескольких веков полабы были полностью ассимилированы немцами.

НЕМО: По «Славянской хронике» Гельмольда, 1167–1168 гг.: Святовит — бог руян, Прове — бог вагров, Жива — богиня полабов, Редегаст — бог бодричей, Чернобог — дьявол. По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана. (Copenhagen, 1824): Хорошие боги: Триглав, Перун (Бог), Святовит, Радегаст, Прове, Sieba, Siebog, Schwayxtix, Числобог, Подага, Ругивит, Каревит, Juthrbog, Девана, Woda или Waidawut (Один), Balduri (Бальдр). Плохие боги: Чернобог (Pya), Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит (домовой), Hela (Хель). Другие: Ипабог ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ Полабы одно из западно славянских племен, которое вместе с племенами варнов, вагров, бодричей (ободритов), линян (глинян) и древян входили в крупный племенной союз ободритов. Заселяли они самый северо-западный край славянского мира. Впервые славяне появляются в землях западнее Одера начиная с середины VI века. Сами полабы заняли земли к северу от нижней Лабы (Эльбы) и к северо-востоку от Гамбурга. Главным центром был Ратибор (Racibórz). Земли к востоку от ободритов были населены племенами союза велетов (лютичей), а земли к западу заселяли немцы. Говорили полабы на полабском (древяно-полабском) языке (ныне вымерший), который относится к лехитским языкам (подгруппа западнославянских языков). http://vk.com/wall67032673_866

НЕМО: Бог Семаргл (Симаргл) Семаргл (Симаргл, Симарьгл, Семарьгл) - языческое божество, Огнебог, Посланник Богов, охранитель посевов. О значении Симаргла без конца спорят историки и исследователи славянской культуры. Данный Бог был очень известен в языческие времена и даже присутствовал в пантеоне князя Владимира, а, следовательно, ему придавали очень большое значение: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. http://web-kapiche.ru/305-bog-semargl.html http://slavyans.myfhology.info/panteon/semargl.html

НЕМО: Единый пантеон Славянские и древнеримские Боги В третьей главе из серии «Единый Пантеон» мы сравним языческих богов древних славян и языческих богов древних римлян. В очередной раз вы сможете убедиться в том, что все языческие верования мира очень схожи между собой, что говорит о том, что изначально они произошли из одного и того же верования, которое существовало в те времена, когда все народы были едины. Сразу хочу сказать, что данный материал будет довольно похож на предыдущую статью о славянских и греческих богах, так как греческие и римские боги очень схожи между собой и зачастую отличаются только лишь именами. Однако этот материал станет для кого-то из вас полезным, и для того, чтобы не искать потом в тоннах информации во всемирной паутине - кому же соответствует в римском пантеоне наш Велес или Перун, вы сможете просто воспользоваться этой статьёй. Считается, что римская мифология берёт начало в греческой мифологии. Влияние греческого язычества на римское началось примерно в VI-V веке до нашей эры. Так как римская и греческая культуры очень тесно контактировали, греческая мифология, уже в те времена невероятно развитая, структурированная и подробная, стала влиять на римское язычество. Нельзя сказать, что римская культура просто отказалась от своих богов взамен греческих. Скорее всего, верования римлян, которые и до того были похожи на греческие, стали обрастать новыми мифами, у богов стали появляться новые качества, по силе и мощи становясь равными греческим. Также в римский пантеон стали попадать и новые греческие боги, которых до этого просто не существовало в их верованиях. Таким образом древний Рим проявлял хитрость, привлекая на свою строну и самих богов и поклоняющиеся им народы. Соответствия славянских и римских богов http://web-kapiche.ru/367-slavyanskie-i-drevnerimskie-bogi.html

НЕМО: Интересная этимология Иногда в истории бывает так, что исчезает какой-то язык, а вместе с ним исчезает и целая культура народа и даже сам народ. Восстановить утерянное становится практически невозможно. Именно это и произошло с потомками западнославянского племени древян, носителями полабского языка. В XVIII веке их языка больше не стало, а народ ассимилировался с немцами. Сегодня вряд ли кто-то сможет похвастаться, что его предки говорили на полабском, ведь когда-то этот язык был отвергнут самими носителями. Из всех полабских славян, имевших славную историю, но так и не построивших своё государство, посчастливилось выжить только лужичанам, или лужицким сербам (сорбам). Сегодня несколько десятков тысяч лужичан компактно проживают в области Лужица в Восточной Германии и говорят на своих языках: жители Нижней Лужицы – на нижнелужицком, жители Верхней Лужиуцы – на верхнелужицком. Несмотря на сильное влияние немецкого языка, лужицкие языки продолжают существовать, и лужичане делают всё для того, чтобы не повторить судьбу полабов. Название «полабский язык» несколько неверно, учитывая, что недалеко от древян, носителей полабского, существовало другое племя полабов, язык которых исчез ещё раньше. Поэтому некоторыми лингвистами предлагались и другие названия вымершего языка. Исследователи Лер-Сплавинский, Олеш и Полянский предлагали называть его древянским или древяно-полабским. Сами же носители языка называли его slüvensťĕ, то есть «славянский». Немцы, не различая языков полабов и сорбов, все славянские языки Германии называли wendlisch, то есть «вендский». Полабский язык был распространён между Одером и Эльбой на землях бывшего герцогства Брауншвейг-Люнебург (современная Нижняя Саксония). Представление о том, каков был этот язык, довольно смутное. Известно, что в нём были носовые гласные, как в польском. Также в полабском была сохранившая множество древних черт морфологическая система: в нём наблюдались аорист и реликты двойственного числа. Он был, разумеется, похож на другие славянские языки, но имел много отличий и был бы не понятен, скажем, современным чехам, полякам или даже лужичанам. В XVII – начале XVIII века в немецких землях вводится запрет на использование славянских языков. Всё славянское население Германии продолжает активно ассимилироваться, молодёжь постепенно переходит на немецкий. К началу XVIII века по-полабски говорят всего в нескольких деревнях, после 1725 года язык знали лишь старики, а в 1756 году умирает последняя носительница полабского языка – 88-летняя крестьянка Эмеренц. Полабский язык был бесписьменным языком крестьян, поэтому надеяться на то, что где-то среди тонн немецких рукописей в старинных архивах можно будет отыскать какой-нибудь полабский текст, не приходится. И всё же история дала лингвистам шанс. «Мне 47 лет. Когда я и ещё три человека в нашем селе умрут, вероятно, уже никто не будет знать, как по-вендски называлась собака...». Эти слова принадлежали Яну Прауму Шульце, который ещё мог немного говорить по-полабски, но лучше говорил по-немецки. Благодаря ему мы знаем, что «собака» по-полабски – ṕås. Его записи и небольшой словарик, насчитывающий около 300 слов, стали одним из немногочисленных памятников полабского языка. Среди других источников, дошедших до нас, особо выделяют словарь пастора Христиана Хеннига, который сильно интересовался обрядами и языком славян в Германии. Прибыв в город Вустров, что недалеко от Люхова, Хенниг принялся записывать целые тексты на полабском, но в результате пожара все его записи сгорели. Будучи человеком упрямым, Хенниг взялся за составление большого полабского словаря, включавшего около 3000 слов. В своей работе он опирался на крестьянина Яна Янишге, который охотно делился с пастором своими знаниями о уже почти забытом языке. Этот словарь и позволил исследователям частично восстановить облик полабского языка. Несмотря на то, что ещё сохранились некоторые другие тексты, восстановить язык в полной мере нельзя. Язык умер и, вероятно, уже не подлежит восстановлению. А без языка нет и народа. Это ещё раз подтверждает, что к языку следует относиться очень бережно, нужно передавать его из поколения в поколение и прививать детям любовь к родному языку. Только так язык может быть спасён от гибели. ( лингвистика, полабский язык ) Чешские народные сказки Кратко о стране и народе. ЧЕХИЯ (Чешская Республика) - государство в Центральной Европе. Её площадь 78,9 тысяч км2. Население 10,3 млн. человек (2000г.): чехов 91,3%, словаков 3%. Официальный язык — чешский. Верующие в основном католики, но встречаются и протестанты. Столица Чехии — город Прага. В 5-6 веках на территории современной Чехии расселились славянские племена. Древнее предание гласит, что привел одно из них на эти земли вождь по имени Чех. Люди увидели с холма Ржеип "сторону вольную, широкую, с лесами и рощами, лугами и нивами". Тут были "реки многорыбные, земля плодородная, угодья богатые". Вдоволь было зверя, и птицы, и дикого меда в лесах. Сказал тогда Чех: "Станете жить в довольстве, а горы будут служить вам охраною от врага". Холмистый Чешский массив стал колыбелью чешского народа. С трех сторон его окружают горы: на северо-востоке - Судеты, на северо-западе - Рудные горы, на юго-западе - Чешский Лес и Шумава. Внутри холмы Чешского массива чередуются с низменностями, самая большая из которых - Полабская равнина, а с юга Чешский массив окаймлен Чешско-Моравской возвышенностью. Здесь, среди равнин, окруженных горами Чешского массива, в 10 веке образовалось Чешское государство. Со второй половины 12 века Чешское королевство находится в составе «Священной Римской империи». Высшим этапом национально-освободительного (против немецкого господства) и антикатолического движения Чехии стало Гуситское движение 1-й половины 15 века. http://www.nskazi.narod.ru/cheh.html

НЕМО: Западнославянская подгруппа Йоахим Херрман всех балтийских славян делит на три большие группы: 1) руян (жителей острова Рюген, которых также называли ругинами, ругами, рюгенскими славянами, ранами, а, возможно, и лугиями), 2) ободритов и 3) вильцев-лютичей (последнее название стало известно с X века). Восточнее лютичей жили еще поморяне (от низовий Одры (Одера) до низовий Вислы), которые также считаются по языку западными славянами. Лютичи и бодричи часто воевали друг с другом из-за "закоренелой вражды". Вторые даже помогали Карлу Великому воевать с первыми. По одной из гипотез, Рюрик, родоначальник русской династии Рюриковичей, – это выходец из балтийских славян. Возможно, он – ободрит (бодрич). Во всяком случае, Рюрик некоторое время был князем ободритов. Затем он пришел на Русь именно с варягами-ободритами. История ободритов. О полабских славянах - бодричах. http://www.garshin.ru/linguistics/languages/nostratic/indo-european/slavic/west-slavic/ Полабский язык http://dictionary.sensagent.com/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA/ru-ru/ Словинский язык http://unienc.ru/w/ru/969630-slovinsky-yazyk.html Словинский (словенский, словенский, виндский) язык, https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

НЕМО: А. Н. Насонов «Русская земля» и образование территории древнерусского государства Орфография и административно-географическое деление 1950-х годов. http://fanread.ru/img/g/?src=9358348&i=6&ext=jpg Обратимся к «Повести временных лет». Она озаглавлена «Се повести времяньных лѣтъ, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киевѣ нача первѣе княжити, и откуду Руская земля стала есть». Хотя в заголовке читаем только о «Русской земле», но в тексте «Повести», в том виде, в каком, она дошла до нас в составе летописных сводов, дано разъяснение, кого автор считает Русью и что такое Русь, как территория. После выписок из Амартолы и из Хронографа читаем: «в Афетовѣ же части сѣдять Русь, Чюдь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочьская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Угра, Литва, Зимъгола, Корсь, Лътьгола, Любь. Ляхъве же и Пруси и Чюдь присѣдять к морю Варяжьскому»{80}. По перечислении славянских «племен» и других народов, обитающих на нашей равнине, автор пишет: «се бо токмо Словѣнескъ языкъ въ Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородьци, Полочане, Дреговичи, Сѣверъ, Бужане, зане сѣдоша по Бугу, послѣже же Велыняне. А се суть инии языци, иже дань дають Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Моръдва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Нерома, Либь»{81}. Ниже, после извлечений из «Сказания о преложепии книг на словенский язык», к фразе «тѣмьже и Словеньску языку учитель есть Павелъ», приписано: «отъ него же языка и мы есмо Русь; тѣмъ же и намъ, Руси, учитель есть Павелъ, понеже училъ есть языкъ Слов(ѣн)ескъ… А Словеньскыи языкъ и Рускыи одно есть»{82}. http://coollib.net/b/137716/read

НЕМО: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ. ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ Cхолия 25. Король свеонов Эрик заключил союз с королем поланов (polani) (51) Болеславом (52), который отдал Эрику не то дочь, не то сестру (53). Затем склавы и свеоны вместе напали на данов. II, 34. В Дании, на Хюне, Зеланде, в Сконе и в Сведии проповедовал Одинкар Старший, обративший в христианство множество народу. Его учеником и племянником был другой Одинкар, Младший, тоже знатный муж, происходивший из датского королевского рода, богатый землями, так что, как рассказывают, его владения легли в основу Рипского епископства. Говорят, что уже раньше, когда он учился наукам в Бремене, архиепископ Адальдаг (54) крестил его своими руками, и он был назван его, архиепископа, именем Адальдаг. Итак, теперь архиепископ Либентий (55) назначил его епископом для племен, поставив на кафедру в Рипе. Другие епископы из тех, кто все еще оставался в живых со времен Адальдага, не сидели без дела. Продвинувшись в Норвегию и Сведению, они обратили к Иисусу Христу много народа. II, 36. Король сведов (Suedi) (56) Эрик был обращен в христианство и крещен в Дании. Воспользовавшись этим, из Дании в Сведию отправились проповедники. Король данов Свейн говорил, что после принятия христианства Эрик снова вернулся к язычеству. От других я узнал, что Эрик вел войну с Оттоном III (57) и потерпел в ней поражение. Свейн же об этом ничего не говорил. II, 37. Свейн [Старший] после столь долго им желанной смерти Эрика вернулся из четырнадцатилетнего изгнания и принял королевство своих отцов. К нему перешла жена Эрика, мать Олафа (58), родившая Cвейну Канута (59). Король свеонов Олаф был христианином. Он женился на Эстред (60) из племени ободритов (Obodriti) (61), родившей ему сына Якоба (62) и дочь Инград (63) (Индигерда), которую взял за себя святой Герзлеф (64) (Георгий-Ярослав Мудрый к крещении)из Руссии (Ruzzia) (65). После смерти Эрика королем свевов (Suevi) (66) стал его сын Олаф. Явившись с войском, он прогнал неудачника Свейна и сам стал править в Дании. Однако Свейн уверовал в Господа, и благодаря Его помощи Олаф восстановил власть Свейна в Дании. Олаф и Свейн заключили друг с другом договор сохранять в своем королевстве насажденное там христианство, а также способствовать насаждению оного среди других народов. http://ulfdalir.ru/sources/45/644/1975/1981

НЕМО: Разумовская Л. В ГЕЛЬМОЛЬД СЛАВЯНСКАЯ ХРОНИКА INCIPIUNT CRONICA SLAVORUM EDITA A VENERABILI HELMOLDO PRESBITERO http://svitk.ru/004_book_book/9b/2097_razumovskaya-galmold.php

НЕМО: Выписка из протокола заседания Президиума ВЦИК № 12 от 14 апреля 1924 года о продлении срока для передачи Себежского, Невельского и Велижского уездов Витебской губернии в состав Псковской губернии. https://youtu.be/jNZqk46rUh8?list=RDjNZqk46rUh8

НЕМО: О правлении Бориса известно только из сообщения В. Н. Татищева, который в своей «Истории Российской» привёл «Повесть о Святохне», пересказанную на основе сделанной им выписки из Полоцкой летописи. Там под 1217 годом сообщается, что некогда в Полоцке правил князь Борис Давыдович, который женился во второй раз на Святохне, «женщине красивой и лукавой», дочери поморского князя Казимира. По мнению Войтовича, отцом Святохны может быть князь Щецина Казимир II, однако, из хронологических рассуждений, это был нейкий другой князь, как считают некоторые польские историки — Казимир I (Kazimierz I dymiński), но и в этом вопросе нет согласия. http://imwerden.de/pdf/tatishhev_istoriya_tom1_2005.pdf

НЕМО: http://kdet.ucoz.ru/



полная версия страницы