Форум » Дела давно минувших дней » ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ » Ответить

ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ

НЕМО: Все религии разрешены в Московии, за исключением католической, которую они считают единственной истинной, исключая свою. Если иноверец какого-либо другого исповедания входит в их церковь, то они принуждают его принять русское, поскольку раньше иноземцы насмехались над их обрядами и пением, похожим на мычание немых. http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Nevill/frametext9.htm

Ответов - 134, стр: 1 2 3 4 5 All

НЕМО: Лекция А.Б. Зубова: «Русский XVI век – от соборности к опричнине» https://youtu.be/DCSDiuDVoz8

НЕМО: В Совете муфтиев напомнили о роли Золотой Орды в становлении России В Совете муфтиев России призвали отказаться от негативного отношения к Золотой Орде. В частности, в организации остались недовольны тем, как данный исторический период был изображен во время празднования Дня города в Москве. Об этом сообщает «Интерфакс». «Без Золотой Орды не состоялась бы государственность Московского царства и в целом России, да и всей российской системы управления и государственности», — утверждает замглавы Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов. По его словам, Москва превратилась в «мощный центр именно в золотоордынский период». 5 сентября в Москве на Красной площади по случаю Дня города состоялось театральное представление, посвященное истории России. Зрителям показали реконструкцию исторических событий, в том числе Смутное время, преобразования Петровской эпохи, Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну. Период татаро-монгольского ига был изображен как борьба славянских народов за независимость. Золотая Орда — государство, возникшее в XIII веке в составе Монгольской империи, а затем обособившееся от нее. В таком виде она просуществовала до середины XV века, после чего распалась на несколько самостоятельных ханств. Русь находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды на протяжении более 200 лет. http://lenta.ru/news/2015/09/07/orda/

НЕМО: СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН И ЕГО “ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ” 1 марта 1549 г. в Вене было подписано посвящение императору Фердинанду труда, ставшего одним из первых историко-географических бестселлеров в Европе второй половины XVI в., — “Записок о Московии” Сигизмунда Герберштейна. Как сообщал сам автор, в книге помещены описание “Руссии”, ее столицы и ее соседей, сведения о религии, о дипломатическом ритуале. Автор явно поскромничал: в “Записках” читатель нашел и множество других сведений: историю имперско-польско-венгерских отношений, характеристику Венгрии, подробные данные об экономике России, многочисленные переложения различных памятников русской письменности и пр. В следующем, 1550 г., в Венеции появился перевод “Записок” на итальянский, еще два латинских издания увидели свет в 1551 и 1556 гг., два перевода на немецкий — один, сделанный автором, или авторизованный, и другой, принадлежавший некоему Панталеоне, — вышли в 1557 и 1563 гг. За ними последовали многочисленные переиздания на латинском, немецком, итальянском языках. В чем заключается секрет успеха этого сочинения у просвещенного читателя эпохи Возрождения? Чем привлекла его хорография Руссии и описание ее соседей? Почему переложения летописей и Судебника Ивана III издавались и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии и всюду встречали неизменный интерес? И почему через 450 лет после выхода “Записок” Герберштейна к ним снова и снова обращается внимание историков, этнографов, языковедов, историков культуры и общественной мысли, исследователей социального и экономического развития, политических и дипломатических отношений не только Восточной, но и Центральной Европы? http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/pred.phtml Теперь я приступлю к хорографии государства (principatus) и владычества (dominium) (НГ княжеств и владычеств (Herrschafften)) великого князя московского, начав с главного города Москвы. Выйдя из нее, я буду описывать прилегающие к ней и только знаменитые княжества, ибо я не мог с точностью разузнать имена всех областей на таком огромном пространстве. Поэтому пусть читатель удовольствуется именами (только) замечательных городов, рек, гор и некоторых местностей Город Псков расположен при озере , из которого вытекает река, носящая то же название (НГ что и город), протекает посредине города и через шесть миль вливается в озеро, которое русские называют Чудским. Город Псков единственный во всех владениях московита окружен (каменной) стеной и разделен на четыре (НГ отдельные) части [каждая из которых заключена в своих стенах]. Это обстоятельство заставило некоторых ошибочно утверждать, будто он окружен четырехкратной стеной 495. Область, или княжество этого города, в просторечии (gentiliter) называется Псков (Pskow), или Обсков (Obskow) 496. Некогда она была весьма обширна и независима, но в конце концов в 1509 году по рождестве Христовом (НГ великий князь) Иоанн [Васильевич] захватил ее вследствие измены некоторых священников и обратил в рабство 497. Он увез даже колокол, по звону которого собирался сенат (senatus) 498 для устроения общественных дел; расселив самих (жителей) по другим местам, а на их место приведя московитов, Иоанн Васильевич полностью уничтожил свободу Пскова. В результате просвещенные и даже утонченные обычаи псковитян сменились обычаями московитов, почти во всех отношениях гораздо более порочными. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что [не прибегая к какому бы то ни было многословию для обмана покупателя] говорили одно только слово, называя сам товар. Прибавлю также кстати, что псковитяне и до сего дня носят прически [не по русскому, а по польскому обычаю] на пробор 499. Псков отстоит от Новгорода на тридцать шесть миль к западу, от Ивангорода — на сорок, от Великих Лук — на столько же. И через этот город лежит путь из Москвы и Новгорода в Ригу, столицу Ливонии, отстоящую от Пскова на шестьдесят миль. http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=438.0


НЕМО: Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.) Пути сообщения въ XVI столетии по описашю иностранца Герберштейна въ пределахъ ныешняго Опочецкаго уезда. Большая дорога, пролегавшая въ XVIII—XIX столетияхъ черезъ Опочку. Почтовый трактъ, утвержденный въ XIX столетии. Устройство Киевскаго шоссе въ 1-й половине XIX столетия. Почтовыя станции. Передвижение въ дилижансахъ. Автомобильное сообщение. „Корсула есть уже безспорно Московское владение; переправившись тамъ чрезъ две реки Великую и Дстерницу и отъехавъ две мили, мы, говорить Герберштейнъ, при-были къ Опочкe, городу съ крепостью, стоящему на реке Велккой. На этомъ месте находится пловучий мостъ, который лошади перехо- дятъ большею частью по колено въ воде. Эту крепость осаждалъ король Польский, когда я договаривался о мире въ Москве. Казалось бы, что въ этихъ местахъ крайне неудобно вести войска по причине частыхъ болоть, лесовъ и безчисленныхъ рекъ, однакожъ они идутъ прямо туда, куда имъ надобно, ибо впередъ посылается множество поселянъ, которые должны удалять все препятствия, вырубать деревья и настилать мосты чрезъ болота и реки. 3aтемъ мы прибыли въ Вороничъ (8 миль), городъ, стоящий на реке Copoть, которая, принявъ въ себя реку Воронецъ, впадаетъ въ Великую реку немного ниже города") http://history.opochka.ru/content/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-viii

НЕМО: Модернизация российского менталитета https://youtu.be/Zu5CwdRILXw

НЕМО: «Правление крымских ханов Гиреев в Казани называют «эпохой национального возрождения» 07:00, 20.07.2016 20 Историк Булат Хамидуллин вспомнил, чем обязано Казанское ханство чингизидам, приехавшим на Волгу с берегов Черного моря Споры вокруг перезахоронения казанских ханов в Кремле (на территории Казанского Кремля) неожиданно вскрыли еще один пласт истории — правление представителей крымской династии Гиреев. По мнению историков, один из ханов, приехавший на берега Волги из Бахчисарая, похоронен в мавзолее в казанской крепости. На днях неожиданно о Гиреях вспомнили на другом конце Татарстана, в Актаныше, где, по легенде, живут то ли царские родственники, то ли потомки крымских гвардейцев. Колумнист «Реального времени», историк и писатель Булат Хамидуллин свою очередную авторскую колонку посвятил представителям этой династии, правившим в Казанском ханстве. http://realnoevremya.ru/today/37507

НЕМО: Ровно 444 года назад состоялась битва при Молодях (1572 г.) Поразительно, но одно из самых важных сражений русской истории практически не освещалось историками. Хотя, если бы войска Ивана Грозного проиграли битву при Молодях, Русь бы подверглась принудительной исламизации, а то и вовсе перестала существовать. Османская империя, одно из самых крупных и мощных государств Европы и Азии в XVI веке, продолжало расширение своего влияния и захват земель. Однако амбиции турок были оспорены решимостью Ивана Грозного, захватившего в 1552 г. Казань, а затем и Астраханское ханство – союзников и опору Османской империи на востоке. Укрепление Руси мешало экономико-политическому доминированию турок, что повлекло за собой вторжение в Москву вассала Османской империи, крымского хана Девлета I. Тем временем шла Ливонская война, сильно обескровившая русские войска, и, воспользовавшись слабостью противника, Девлет сжег Москву – сгорело все, кроме каменного кремля. Помимо этого, ханом было разорено множество городов на обратном пути. Гибель тысяч людей, начавшиеся на русских землях голод и эпидемии подталкивали Девлета к мыслям о полном подчинении Руси, и он начал готовиться к масштабному военному походу. http://russianpulse.ru/continentalist/2016/08/03/1557404-rovno-444-goda-nazad-sostoyalas-bitva-pri-molodyah-1572-g

НЕМО: Русь и Орда: союз или иго? Игорь Данилевский http://scisne.net/a-2109

НЕМО: Как присоединяли Украину В чем смысл событий, происходивших на западных границах Русского царства в середине и во второй половине XVII века? Добровольно ли объединились два славянских народа — русский и украинский? Какую роль присоединение сыграло впоследствии в судьбе каждого из них? «Лента.ру» продолжает изучать «31 сложный вопрос» по отечественной истории, седьмой из которых эксперты, разрабатывающие единый учебник по этому школьному предмету, сформулировали так: http://apxeo.info/sng/kak-prisoedinyali-ukrainu.html

НЕМО: Российское государство в начале XVI века. Правление Ивана Грозного. Опричнина. https://youtu.be/J_YhxVr5FJU

440Гц: Разин: Русь против Московии «Не пора ли нам, ребята, взяться за ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум…» (Сергей Есенин) Казалось бы, после лютой «татарской школы», после деспотической московской централизации, после ДВУХ геноцидов Новгорода Русь, как культурно-политическое начало, исчезла, уступив место России. Но во второй половине 17-го столетия Русь, будто бы уже уничтоженная, восстала против России, стремясь изменить роковой ход истории. Призрак Новгорода, дух нордической вольности двинулся, грозя, на Москву – и откуда же? С противоположного края страны, с юго-востока. В 1667 году на Дону и Волге вспыхнуло восстание Степана Разина, охватившее почти половину территории Московского государства. Казалось бы, какая связь между Новгородом и Степаном Разиным? А она есть! Чтобы понять это и взглянуть на Разинское восстание в новом неожиданном ракурсе, заглянем в конец 12-го века, когда новгородские ушкуйники, любившие говаривать: «Мы от рода варяжска», основали на реке Вятке город Хлынов (ныне город Вятка). «Вятская община управлялась, как и древний Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом "атаманы" (или "ватманы"; по мнению ряда историков, это слово имеет индоевропейское, а не тюркское происхождение; родственные слова: “гетман” , сканд.“headman”, нем. “hauptmann” – А.Ш.). Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России…», - читаем в замечательной книге дореволюционного казачьего историка Е. П. Савельева «Казаки. История» (Владикавказ, 1991). Под предводительством «ватманов» ушкуйники, «эти отважные купцы-воины», ещё в 1361 году дерзко проникают в столицу Орды, а в 1364-65 гг. под началом «молодого ватмана Александра Обакумовича» достигают Оби и Ледовитого океана. Потом «на 150 лодках» приходят в Нижний и истребляют там «множество татар, армян, хивинцев, бухарцев…». Затем громят Казань, другие татарские города и села, захватывают товары всех встречных купцов. «Хотя подобные набеги не нравились московскому великому князю, принужденному поддерживать дружбу с ханами, но новгородцы его мало слушались и действовали на свой риск и страх» (там же). Хлынов был вольным вечевым городом, независимым и политически, и религиозно. Согласно древней традиции, вятские священники, как и в Новгороде, избирались народом (в Новгороде выбирали и самого архиепископа). Московский митрополит Геронтий жаловался, что «он не знает даже, кто там духовенство». Однако в 1489 году, спустя десятилетие после окончательного разгрома Новгорода Иваном Третьим, Москва дотянулась и до Хлынова. «Разгром Вятки, - пишет Е.П. Савельев, - сопровождался большими жестокостями: главные народные вожаки Аникеев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах привезены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск и Кременец, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов…». Однако весьма значительная часть хлыновцев не покорилась, «со своими женами и детьми на судах спустилась вниз по Вятке и Волге до Жигулей и укрылась в этом малодоступном и диком краю. В первой половине 16-го столетия эта удалая вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, запорожского и северского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова». Получается, именно новгородцы составили казачье ядро, благодаря которому Дон стал одним из плацдармов сопротивления имперско-московскому режиму. «Казаки-новгородцы на Дону самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, с круглой головой и высоким лбом. Волосы на голове от темнорусых до черных; на усах и бороде светлее, волнистые…», - отмечает Е.П. Савельев. Именно новгородцы принесли на Дон вечевое устройство, выборность священников, а также многие обряды, коренящиеся в русском «язычестве» (Новгород очень своеобразно усваивал христианство и, в конечном счёте, сформировал своё, особое православие, заметно отличавшееся от византийско-московской церковности). Так, на Дону при бракосочетании «когда собирались ехать в церковь, то впереди поезда шел, а с хутора мог и ехать, священник с крестом в руках, за ним жених в алой черкеске, с высокой шапкою в руках, рядом с колдуном (точнее, с волхвом – А.Ш.)…» (аналогичный обычай в самом Новгороде запретили Большим московским собором лишь в 1667 году!). Кроме того, в Новгороде был распространен обычай венчаться в «церкви и около ракиты, как о том поется в былине о Дунае Ивановиче: "круг ракитова куста венчалися "» (само же венчание в церкви считалось не обязательным). «Известно, – пишет Е.П. Савельев, – что Разин, отвергавший форму церковного брака, велел венчать молодых вокруг ракиты или вербы. Не удивительно, что Разин, как человек грамотный, читал и хорошо знал древние новгородские языческие предания. Это подтверждается и тем, что Разин часто выражался языком былин, подражая Ваське Буслаеву, новгородскому удальцу». Немудрено, что знаменитый казачий вождь заслужил у московских церковников репутацию «колдуна» (после ареста Разина держали в соборном притворе на «освященной» цепи). Исследователи отмечают также разительное архитектурное сходство древних новгородских и донских храмов. Объяснение этому простое: строительное искусство на Дон принесли новгородцы, унаследовавшие его от своих предков-венедов, основателей знаменитой Арконы. Новгородцы, отмечает Е.П. Савельев, считались «лучшими мастерами при возведении церковных деревянных построек как в северных областях, так и на Дону. План и фасад этих построек был свой, особенный, древне-славянский, ничего общего с византийским стилем не имеющий – это архитектура древне-славянских языческих капищ, близко напоминающая древне-персидскую… Окна в этих церквах до начала 19-го века были круглые и маленькие, так что впечатление внутренности подобного храма было мрачно и напоминало скорее грозного языческого Сваргу прибалтийских славян, чем кроткого Иисуса». Кроме того, «связь новгородских областей с Доном сказывается, помимо исторических данных, еще в следующем: в говоре, тождественных названиях старых поселений, озер, речек, урочищ…, народной орнаментике, нравах…, обособленном церковном управлении, антропологии жителей-воинов древнего Новгорода и Дона и проч.». Е.П. Савельев пишет о Разине: «Закон, общество, церковь, все, что веками сложилось в московском государстве под влиянием византийского культа, им отвергалось и попиралось». Разин, в чьем солнечном имени слышится древнее название Волги – РА, это реакция Руси на господство московитской азиатчины. Атаман, как известно, мечтал переделать Россию на казачий, т.е. новгородский лад; проще говоря, хотел переделать Россию в Русь, в собрание вольных земель. Восстание Разина разразилось тогда, когда позорное крепостничество ознаменовало дальнейшее отчуждение российской политической Системы от русского народа. С 1649 года, с введением Соборного Уложения, в Московской псевдо-Руси, которую по сей день патриоты воспевают в качестве «народной монархии», крепостное право стало фактом. Неслучайно, что в 1668 году – в общем контексте разинского освободительного движения – восстал Соловецкий монастырь, духовный центр вольнолюбивого Новгородского Поморья, куда приходил паломником Разин. Соловки встали за старую веру, и восемь лет северная твердыня выдерживала московскую осаду. Лишь в 1676 году, благодаря предательству отщепенца, царские войска взяли крепость. Расправа была по-московитски жестокой. Из 400 защитников Соловков уцелело лишь четырнадцать – кого перевешали, а кого просто заморозили. После Октября большевики, продолжая традицию московского азиатизма, отомстили светлым Соловкам, устроив там один из своих первых концлагерей. Историки утверждают, что в ходе подавления Разинского восстания Москва истребила порядка 100 тысяч человек. Русская попытка взломать клети ордынско-имперского Проекта была, как до и после этого, пресечена нещадно. Каратели сжигали целые деревни вместе с жителями лишь по подозрению в повстанчестве. Но об этих «хатынях» мы почему-то не вспоминаем… Анафемы «Стеньке» Разину, провозглашенные московской церковью, не сняты до сих пор. Но в лучшей части народного сознания Разин-Ра живет как яркая притягательная точка, побуждая к гордости, дерзновению и свободе. https://rufabula.com/author/alexey-shiropaev/1282

НЕМО: Московский Кремль при Иване Калите. Картина А. Васнецова. http://fs1.ppt4web.ru/images/5551/71678/640/img9.jpg http://images.myshared.ru/5/458484/slide_8.jpg

НЕМО: Юрий Пивоваров Россия не Русь. Россия это потомок Орды. https://youtu.be/hcetos9GcUs

НЕМО: Андрей Фурсов. Как нищая Москва подмяла под себя жирующих соседей. https://youtu.be/f27sg20ds10



полная версия страницы