Форум » Тайны нашей земли (Кладоискатель) » Где прятали клады. » Ответить

Где прятали клады.

Тоха: Где прятали клады и где их искать [more] Теперь вы уже знаете, кто прятал клады и какие. Но не плете, где. Мы расскажем о самых распространенных местах находок кладов. На рис. показан дом в разрезе с указанием расположения возможных тайников. Всмотритесь внимательно. Начнем с крыши. На чердаке можно спрятать между крышей и потолком, в углу, между крышей, потолком и крышной притолокой. Он может быть спрятан под коньком, а иногда ценности вмуровывают в поимок или в межпотолочное пространство. Бывает, что тайник делают между стойками потолочин и кровлей. Находят клады и между потолком и печью. Печь универсальна для хранения кладов. В заброшенных домах ценности засовывались в трубу (дымоход) сверху, прятались в печной «гроб» на чердаке, в сажетруски или просто вмуровывались в печную стену. Клад может быть заложен под входным отверстием в печь, в поддувале или около него. Часто тайники находят в пространстве между печью и полом. Пространство под полом многое сулит кладоискателю: срывайте п олы и ищите клад, но только если дом заброшен. В самой комнате тоже много места для «тайников»: в степе или в углу дома, под подоконником, под порогом или над т.верью. Прекрасным местом для тайника являются ступень ки: ценности можно спрятать под ними или зарыть около. Часто можно обнаружить малые клады, мини-клады, а также единичные экземпляры монет или ювелирных изделий в полостях мебели, кроватях, стульях, столах. Очень интересное место — подвал, погреб. Здесь нас прежде всего должны интересовать отдушины — места пропуска воздуха, стены, пол и углы — все нужно тщательно обследовать. Под фундаментом дома или в нем самом тоже может находиться клад. Часто его находят там при разборке дома и самого фундамента. А теперь выйдем на улицу, вернее, во двор. Огород огорожен забором, и его столбы тоже хорошее место для поиска. Дорожка дома, а именно плитка или камень, прекрасно хранит клады средних и малых размеров, а может, и карту самого клада. Заложил под плитку, накрыл и ходи по ним. Никто не догадается, что там что-то есть. Хлев и сарай тоже храпят свои тайны. Около кормушки или под ней — очень удобное место. Еще два курьезных, но весьма реальных для хранения клада места — туалет и навозная куча. Были случаи нахождения в дерьме слитков золота и серебра. А вот колодец имеет только три места, где прячется клад, — либо он просто топится на дне колодца (были случаи в Сибири и на Урале), либо вмуровывается.в стенку колодца на определенной глубине, либо закапывается около колодца, вблизи сруба на расстоянии от 2 см до целого метра. А садовые деревья или просто деревья на приусадебном участке? О, сколько их найдено в них и под ними за прошедший век! В нашей станице один клад был найден под пнем выкорчеванного тополя; другой, по легенде, заложен был в саду и на месте заложения посажена груша. В один из пожаров груша сгорела, и место клада было утеряно. Известен случай, когда ветром было свалено старое дерево на огороде. Хозяин огорода был в гневе, но, увидев разбитое дупло дерева, а в нем — кувшин с золотыми червонцами, сразу остыл. Другой человек нашел клад, подвет. ними к веткам дерева и наполовину вросший в него. Находят мини-клады и в ульях. Тщательно обыскивайте все старые вещи. Посмотрим на огород, он тоже хранит свои тайны. Часто клады находят при распашке земли плугом или выкапывая сельхозпродукты (картошку, морковь). Можно выйти и за деревню: бывает, что клады находят прямо в поле или на дороге к селу. Посмотрите на рис. . Вы видите план села, кладбища и околицы. На кладбище или возле церкви тоже встречаются клады. В костелах, склепах помещались объемистые клады, небольшие клады вмуровывались в памятники. А в пещерах, на дне реки а тем более, в кургане их очень много. Интересно, что клады встречаются везде, так как фантазия человека безгранична. Встречаются клады около мостов и у столбов моста на берегу, слегка прикопанные. Находят клады на местах рынков и ярмарок. Взять хотя бы Красную площадь в Москве, где недавно были найдены несколько кладов. Часто сокровища обнаруживают в стене или прямо в степи, в курганах: на верху, на краю, в центре и в глубине кургана. Богатыми были захоронения скифов, мёотов и сарматов. Были и земляные курганы (т. е. без насыпи), но обнаружить их очень трудно. Но курганы разрывать нельзя, они находятся под охраной государства. Если и находят что-то на курганах, то уже наверху, выпаханное плугом. Часто сокровища прятались на дне реки: с помощью дамбы отводилась вода, рылась яма, закладывался клад, зарывалась яма и снова пускалась вода. Все чисто и не видно. На дне клады прятали и запорожские казаки, в основном на мелководье. Они и русло Кубани отвели из Черного в Азовское море, чтобы спрятать клад Запорожской Рады. Это достоверный факт. Много есть еще мест, где могут лежать клады: это и болота, и лесные поляны, и горные склоны. Везде, где был человек, он мог спрятать свой клад. Ищите и обрящете. Клад будет ваш, если вы подробно изучите местность, карту расположения населенного пункта и будете соблюдать меры безопасности кладоискателя.[/more]

Ответов - 21

Тоха: Клад — спрятанное в земле или в стене дома богатство. Бывают «чистые», т.е. незаклятые Клады, которые может забрать любой человек без вреда для себя. Но большинство Кладов «нечистые», заклятые, охраняемые нечистой силой и доступные тому, кто знает специальные магические способы их нахождения и получения. Пряча богатство, его владелец «кладет зарок», т.е. произносит заклинание, где определяет условия, при которых можно овладеть Кладом, например выдержать семидневный пост, принести жертву и др. Клад бывает положен «на чью-либо голову» (например, на гусиную, собачью, бычью). Это означает, что забрать Клад может только тот, кто убьет это животное на месте нахождения Клада. Сокровище может быть заклято на голову отца или матери того, кто попытается взять клад; на 40 человеческих голов, и тогда должны умереть 40 человек, попытавшихся овладеть Кладом, и только сорок первый сможет его забрать. Согласно поверьям, существуют особые демоны, охраняющие Клад: у русских — кладенец, копша, кладовые бесы, которых на Ивана Купалу выбирают бесы из своей среды, у белорусов — кладник, демон, одетый в сапоги с золотыми подковами, золотой пояс и шапку, питающийся только хлебом, подобранным на улице, у украинцев и поляков — скарбник, у болгар — стопин (хозяин). Часто клады стерегут черти, проклятые люди, у западных славян — карлики, у болгар и лужичан — змей. Хранителями Кладов бывают легендарные разбойники, атаманы и короли. Места, в которых спрятаны Клады, — лес, поле, пещеры, горы, подземелья старых замков. Клад часто зарывали под камнем, корнями дерева. Клад может быть сокрыт во дворе и даже в пределах дома например, в стене, в погребе, под печкой. Согласно верованиям, закопанные в земле Клады поднимаются на поверхность открываются или светятся из-под земли тогда их можно увидеть и забрать. Такое бывает накануне Ивана Купалы, в Вербное воскресенье, в полночь перед большими праздниками: перед Рождеством, Новым годом, Благовещением, Юрьевым днем, Пасхой. Местонахождение Клада можно определить по некоторым признакам: когда сокровища поднимаются на поверхность земли, на этом месте виден огонь, отблески света, бледные огоньки. Клад может показаться в виде старика, красивой девушки, любого животного, белой птички, а также предмета, например клубка. Для овладения Кладом необходимо знать условия, на которых он зарыт. Для этого нужно подслушать произносимое при сокрытии Клада заклятие. В этот момент можно изменить условие заговора, самому произнеся другое, более легкое, т.к. действенным является последнее заклятие. К примеру, бродяга, подслушав владельца Клада, заклинавшего его «на три головы молодецкие», изменил заклинание, сказав «на три кола осиновых», и, когда владелец ушел, срубил три осиновых кола и забрал Клад. Тот, кто пытается забрать Клад, не зная магических приемов, подвергает себя и своих близких опасности: тяжелой болезни и даже смерти. Демоны, стерегущие Клад, пугают, отгоняют и убивают неосведомленного человека. Клад «не дается» ему, а лишь глубже уходит в землю или из золота превращается в черепки. Если Клад показывается в виде животного, птицы или предмета, нужно ударить по нему наотмашь и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься!» или бросить на него что-либо из одежды. По чешским поверьям, тот, кто увидит бледный огонек на месте нахождения Клада, должен положить в него четки, белую тряпку или кусок хлеба, тогда Клад выйдет на поверхность. Болгары полагают, что место, где находится Клад, нужно посыпать пеплом от бадняка. На следующий день на пепле будут видны следы, по которым определяют, какую жертву нужно принести Кладу . Если видны следы животного или птицы — закалывают ягненка, барана или петуха, если следы человека — считается, что демон — «хозяин» Клада ждет человеческой жертвы. Прежде чем раскапывать Клад, это место нужно «зааминить», а во время добывания Клада нужно сохранять молчание, что бы ни грезилось. Универсальным средством для поиска и овладения Кладом считается цветок папоротника и плакун-трава. Папоротник показывает то место, где зарыт Клад, а плакун-трава прогоняет стерегущую его нечистую силу. Несмотря на принятые меры предосторожности, человек, нашедший Клад, часто бывает несчастлив, тяжело болеет и преждевременно умирает или сходит с ума, потому что эти деньги несчастливы и закляты чертом. Восточные славяне и болгары верили, что часто проклятие падает на семью кладоискателя и его потомков. Углы дома Нерушимость границы дома закреплялась и при начале строительства: под углы фундамента закапывали ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, остатки освященной пасхальной пищи и др. Подкладывая под углы дома монеты или хлеб, надеялись на то, что в доме не будет переводиться добро, богатство и т.п.... УГОЛ дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших (ср. русское представление о домовом, живущем в УГЛУ, южнославянские поверья о домовой змее, обитающей под УГЛОМ дома, и т.д.) и потому был объектом многих очистительных, апотропеических и умилостивительных ритуалов.... Колодец Колодец — объект и локус, осмыс ляемый как пограничное пространство, как канал связи с потусторонним миром. Посещение Колодца и набирание воды было окружено многочисленными запретами, которые соотносились с суточным и календарным временем и касались конкретных лиц. Считалось, например, что нельзя пить воду из Колодца в Юрьев день, когда земля «открывается» и выпускает яд... Колодец использовали как канал связи с «тем светом». Болгары на заре склонялись над Колодцем, ожидая, что при восходе солнца на водной глади появятся силуэты умерших родственников. У русских запрет отливать из ведра воду при набирании ее из Колодца мотивировался тем, что «оттуда на нас родители смотрят».... Чердак Чердак — верхняя часть жилища, пространство, ограниченное крышей и потолком . Чердак выделился с появлением потолка, который ограничил и несколько сузил «свое» пространство дома. Чердак — периферия жилища, в связи с чем он получает отрицательные значения, приобретает семантику «чужести», полуосвоенности. Чердак использовался для хранения предметов, которые требовалось временно, по ритуальным предписаниям, удалить из дома: на период святок и после окончания прядения весной на Чердак выносили прялку, веретено, прятали на лето готовую основу, подготовленную для тканья (Полесье), и т.п. В некоторых русских областях на Чердаке старики хранили приготовленные для себя гробы. Чердак считался одним из мест обитания домового и духа обогатителя. На Чердаке хозяйки оставляли для них угощение в большие календарные праздники. Накануне поста относили на Чердаке кусок мяса или чашку молока. В Полесье на Чердаке относили примирительную жертву для рассерженного домового: если положенный на Чердаке хлеб наутро исчезал, то считалось, что домовой простил хозяев и больше не сердится... Папоротник Папоротник, Жар-цвет — растение, которое, согласно народным представлениям, зацветает раз в году в одну из летних ночей. Цветок ПАПОРОТНИКА наделялся чудесными магическими свойствами. Цветение ПАПОРОТНИКА чаще всего происходит в купальскую ночь (см. Иван Купала), в одну из ночей Успенского поста, в канун Ильина или Петрова дня, а также в так называемую воробьиную ночь, когда случаются сильные грозы. Человек, которому удалось раздобыть ярко-красный распускающийся лишь на мгновение цветок ПАПОРОТНИКА, приобретает магические знания и умения: он будет счастлив всю жизнь, научится понимать язык животных, птиц и растений и из разговоров растений узнает, какое растение от какой болезни помогает; ему откроются спрятанные в земле сокровища и клады, он приобретет способность становиться невидимым, приворожить понравившуюся ему девушку, «отвернуть» от своего поля градовую тучу, над ним не имеет власти нечистая сила; с помощью этого цветка человек может добыть целебное муравьиное масло, которое сбивают муравьи в ночь на Ивана Купалу, и т. п. По словенским поверьям, если в купальскую ночь вырвать из земли Папортник с корнем, то на конце корня найдешь золотой перстень... Закладка дома Закладка дома — начальный этап строительного обряда, призванный обеспечить успех строительства, а также благополучие и процветание хозяев будущего дома. При выборе строительного материала (как правило, древесины) соблюдался ряд запретов, связанных с видом деревьев, местом их произрастания и временем рубки. К ряду запрещенных для строительства дома деревьев относились так называемые священные и проклятые деревья: осина, ель и сосна, липа. Словаки избегали заготавливать ель и лиственницу, поскольку эти деревья, по поверьям, «притягивали» гром и молнию. Важным моментом был выбор места для будущего дома. Запрещалось строить жилище на «святых» (церкви, сады и поля), опасных (кладбища, места побоищ), «нечистых» (перекресток, баня, мельница, болото, свалка) местах: это могло привести к болезни, смерти хозяев или др. несчастьям. Выбор места постройки часто осуществлялся с помощью гадания: посыпали вокруг будущего строения просо или рожь, по четырем углам выбранного места оставляли четыре кучки зерна, четыре куска хлеба, сосуды с водой. Если наутро (через три, девять дней) все останется нетронутым (особенно если хлеб будет целым), то место выбрано удачно, дом простоит долгие годы и в нем будет достаток. Положительным знаком считалось, если наутро под оставленной сковородой была роса или в сосудах с водой вода прибывала, шерсть в горшках становилась отсыревшей либо были обнаружены муравьи. У русских при выборе места пекли хлебы, один из которых «назначали» на новый дом. Если хлеб удавался, это было хорошим предзнаменованием, если же хлеб распадался или не поднимался, значит, «будет худо». Особое значение при Закладке дома придавалось выбору времени для начала строительства. Русские в Сибири начинали ставить дом в Великий пост (ранней весной). У южных славян старались начать работу в «добрый» час: перед восходом солнца или до полудня, замечая, что «как день растет и развивается, так должен расти и развиваться строящийся дом». В Полесье же закладывали дом после захода солнца, так как боялись сглаза. Часто Закладку дома приурочивали к полнолунию или новолунию. Если же начать Закладку дома на ущербе месяца, то дом разрушится. Фундамент начинали копать с восточной стороны, часто это делал хозяин или самый старший мужчина в доме, который затем бросал мастерам деньги на камни основ, «чтобы они не качались». При положении основ будущего строения совершали охранительные обряды или зарывали в фундамент предметы - апотропеи: освященные травы, зерно, хлеб, воду, масло, монеты, ладан, кусочки пасхальной свечи или пасхи и веточки ели — от «молнии», чеснок, семена горчицы, ртуть, стекло, «ибо оно не гниет и не разлагается и его боятся нечистые духи»... Печь ... Поскольку через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, в том числе с «тем светом», ПЕЧЬ сопоставима и с дверью и окнами. Печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через нее в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п. Символическую функцию ПЕЧЬ выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т.е. природный продукт превращается в культурный объект, сырое — в вареное, печеное или жареное, а дрова, в свою очередь, обращаются в пепел и дым, восходящий к небесам. Разные символические значения ПЕЧИ актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и родинном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти, подчас дифференцированное на ад и рай. Если в обрядах, призванных приобщить новорожденного ребенка или купленное домашнее животное к дому, она обозначала его средоточие, то в быличках о проникающих в дом огненном змее или черте с ней связывалась смертельная опасность для его обитателей. В обряде перепекания ребенка ПЕЧЬ символизирует одновременно и могилу, смерть, и рождающее женское лоно, причем засовывание ребенка в ПЕЧЬ призвано убить болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить уже ребенка здорового. Соответственно разные значения получали одни и те же действия, совершаемые в ходе разных обрядов: когда заглядывали в ПЕЧЬ, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему; когда то же совершала невеста, входя в новый дом, то этим она выражала пожелание, чтобы умерли родители ее жениха.. Труба Труба печная — наряду с окном, дверью, подполом, чердаком осмысляется как открытая граница, посредник между этим и потусторонним миром, место, связанное с миром мертвых. Согласно южнославянским верованиям, через Трубу пролезает в дом вампир, вештица, дьявол, духи болезней, духи судьбы . Восточные и западные славяне полагали, что через Трубу прилетает к вдовам черт в облике умершего мужа, приносит богатство летающий змей; чехи считали, что в Трубе стонет панна Мелюзина, занесенная туда вихрем. Через Трубу черти уносят душу умершего колдуна, вылетает ведьма на шабаш... Восточные славяне полагали, что около Трубы находится место домового, а на востоке Польши считали, что там сидит дух-обогатитель. Чтобы демоны не могли проникнуть в дом, сербы в Трубу втыкали колючки боярышника, украинцы вокруг нее обсыпали маком, а саму Трубу крестили на ночь. Труба — путь, по которому души умерших уходят в загробный мир, а души новорожденных детей появляются на свет. Белорусы верили, что душа умершего, которого забыли помянуть родственники, ветром врывается в трубу и стонет, прося поминовения; по украинским представлениям, там находятся души мертворожденных детей, а по сербским — души предков, поэтому в Сочельник хозяйка бросала остатки ужина в Трубу, чтобы накормить их. Украинцы полагали, что смерть, приходя за человеком, садится около Трубы. Чтобы не бояться покойника, придя домой после похорон, заглядывали в Трубу. Монастырские и церковные клады Прежде всего их ищут в монастырских колодцах или закладных церковных столбах. И, разумеется, не в действующих культовых сооружениях, а в разрушенных в свое время большевиками либо в ходе последней войны. Тем более что в России, к сожалению, таких печальных развалин пока еще предостаточно. Монастырские колодцы привлекают кладоискателя не мифическими сокровищами, а конкретными. Старинные монеты из века в век бросали в колодцы паломники, это известно. Известно также, что большевики извлекали из некоторых подмосковных колодцев монастырей по 25 — 30 пудов серебряных и медных монет. Поиск кладов в закладных церковных столбах — дело не простое, но и находки здесь бывают довольно серьезные. Дело в том, что в старину во время закладки той или иной церкви было принято преподносить дорогие дары. Жертвователями, как правило, выступали весьма высокопоставленные персоны вплоть до царствующих особ. По церковным правилам дары в присутствии дарителя помещались в специальную нишу закладного столба. И замуровывались. К примеру, доподлинно известно, что при закладке храма в деревне Низино близ Петербурга лично присутствовал император Александр III, который в качестве дара преподнес на серебряном блюде около трех килограммов золотых и серебряных монет. В начале девяностых годов в храме, превращенном за годы советской власти в картофельный склад, побывали кладоискатели. Но… ничего не нашли. Верхняя ниша закладного столба оказалась пустой, поскольку сам столб изначально сооружался с расчетом на другую нишу, расположенную много ниже уровня подвала, в престольной части храма. В настоящий момент, слава Богу, низинский храм обрел свое прежнее предназначение. И если императорский дар никто за это время не похитил, он находится во владении храма и поныне, в чем совершенно уверен Игорь Сидоров. Повсеместно на Алтае при сломе старых домов находят обрядовые монеты, положенные строителями либо под "подушками" окон, но чаще по углам срубов - под первым венцом, лежащих на лиственничных "стульях" или на каменных табуретах. Земля, могила становится новым домом покойного, ее и обустраивают, как дом. Как при строительстве нового жилища под углы дома кладут монеты в качестве платы за место земле или неназванным обитателям потустороннего мира, на похоронах принято бросать вместе с землей в могилу деньги. Это и объясняется так же: нужно землю окупить. У кого? Да у тех, кто там поселился раньше, у тех, кто принимает в свое сообщество нового умершего. Впрочем, иногда в качестве получателя выкупа выступает собственно земля: «Когда зарывают могилку, дак денюжек медных туда пихнут — могилу окупали. Опустят гроб, туда платок носовой свой, которым плакала, слёзы-то штобы ушли, и окупают могилу. [У кого?] У земли» (КА). Выкупают участок земли для своего родственника, чтобы не был он там чужим. Тогда и ему там будет житься хорошо (надо домик окупить). Чужая земля становится своей, точнее — родовой, принадлежащей семье, роду. Когда положили два нижние бревна — два первые венца так, что, где лежало бревно комлем, там навалили другое вершиной, приходил хозяин, приносил (водки, пили "закладочные". Под передним, святым углом, по желанию хозяев, закапывали монету на богатство, плотники сами от себя — кусочек ладану для святого. На территории Новосибирской области до недавнего времени сохранялись сходные ритуалы. Например, в поселке Сузун и в д. Стародубровино Мошковского района под окладной венец, на фундамент, в четырех углах будущей избы “чтобы водились деньги” закладывали по монете. В селах Мамоново и Старобибеево Болотинского района кроме закладки монет под правую сторону дома, где будет его передний угол, зарывали на определенный срок клад, который в назначенное время “должен сам выйти”. Находка монеты на правой стороне ленточного фундамента юго-западной башни Умревинского острога явно неслучайна, поскольку именно здесь располагался передний угол сооружения. Расположение монеты на свае фундамента юго-западной башни Умревинского острога гербом Российской империи вверх было также символично. Известно, что в этот период российской истории за небрежное отношение к государственной символике карали достаточно строго. Уронить монету гербом вниз считалось не просто плохой приметой (по аналогии с игрой “орел–решка”), но и могло быть истолковано как оскорбление символов царской власти..

asf1: А. В. Филимонов. «Случайные» археологические находки на территории Псковской области в 1940-1970-е гг. Археологические исследования, проводимые на территории Псковской области (главным образом в Пскове) уже в течение не-скольких десятилетий, ежегодно дают богатейший вещевой матери-ал об истории края, его материальной и духовной культуре, пополняя коллекции музейных фондов и обогащая источниковую базу истори-ческой науки. Но нередко предметы, имеющие археологическое зна-чение, обнаруживаются помимо раскопок, случайно, даже в тех мес-тах, где археологи не проводили не то что масштабные исследования, но даже разведку. Целью настоящего сообщения является выявление сведений о таких находках по сообщениям газеты «Псковская правда». Изучение полных комплектов последней за послевоенные 30 лет (1945-1975 гг.) позволяет сделать некоторые обобщения и выводы, не претендуя на исчерпывающую полноту. Всего за указанные годы на страницах «Псковской правды» сообщений и заметок о находках встретилось не так уж много - всего 28. Первая из них относится к 1948 г., затем они публиковались почти ежегодно, даже по нескольку раз в году, и в то же время с пробелами за ряд лет. Так, например, не было ни одной заметки такого рода за 1949, 1951-1952, 1960, 1962, 1965-1970 гг., а после 1971 г. их не было вообще (не считая сообщений и репортажей об археологических раскопках). В определенной мере газетные за-метки могут служить дополнением к официальным отчетам, а в ряде случаев являются единственным источником сведений. Выявленные заметки об археологических находках с определенностью позволяют предположить, что они сообщали далеко не обо всех обнаруженных предметах. Чаще всего газета писала о находках, поступивших в му-зей, и то, видимо, не обо всех. Не исключено, что ряд из них в музей просто не передавались теми, кто их обнаружил, о других же в газету никто не сообщал. Многие заметки опубликованы в газете без указания их авто-ров, а из обозначенных это чаще всего сотрудники Псковского музея - И. Н. Ларионов, И. А. Куликова, М. Г. Климова, И. К. Годунова. Некоторые из них после получения сведений о находке выезжали непосредственно на место, беседовали с очевидцами, получая при этом дополнительные сведения. Опубликованные заметки не отли-чаются большим разнообразием названий, почти все они озаглав-лены «Ценные находки»», «Интересная находка», «Редкая находка», «Ценный клад», «Находки поступают в адрес музея», «Дар музею» и т.п. При этом почти всегда указывались фамилии тех, кто находил вещи и бескорыстно передавал их в музей. «Случайными» эти находки являются потому, что обнаружи-вались они, как правило, при проведении земляных и строительных работ, во время возведения построек, дорог, мостов, при вспашке по-лей и уборке урожая с огородов и др. И в то же время находки эти не случайны. Это материальные следы богатой многовековой исто-рии Псковщины. Так, найденные остатки мамонтов были, предполо-жительно, принесены на ее территорию ледником, остатки оружия и награды свидетельствуют о славной боевой истории, орудия труда и различные украшения - о развитии хозяйства и ремесел. Особенно частыми были находки кладов и отдельных монет, в том числе зару-бежных, что свидетельствовало об оживленной внешней и внутренней торговле. Ряд находок являются поистине уникальными. Так, найден-ная в 1953 г. близ Снетогорского монастыря римская монета являлась на Северо-Западе России первой подобного рода находкой (Псковская правда. 1953.22 марта), доставленная в том же году в музей каменная формочка для отливки букв стала в его коллекции первым таким эк-спонатом (Псковская правда. 1953.3 апреля). Находка же в 1961 г. в Себеже клада золотых монет, по рассказам местных жителей, была связана с тем, что на этом месте жил когда-то аптекарь, занимавшийся скупкой и продажей ценностей (Псковская правда. 1961.29 ноября). № п/п Характер находки и ее описание Место находки Обстоятельства обнаружения, фамилии нашедших Источник сведений — «Псков. правда» за... 1 2 3 4 5 I. КЛАДЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ МОНЕТЫ 1 Коллекция русских и иностранных монет XVIII-XIX вв. г. Псков, ул. Советская. При разборе завала. Передана в Псковский музей. 8 августа 1948 г. 2 Три медные монеты: одна римская первой четверти IV в., остальные - византийские начала VII в. и первой половины XII в. Близ Пскова, на берегу Великой у Снетогорского монастыря. Обнаружены в 1952 г. Поступили в Псковский музей. 22 сентября 1953 г. 3 Терракотовая кубышка высотой 5 см с 252 серебряными монетами мелкого достоинства 30-80-х гг. XVI в. чеканки Московского, Новгородского и Псковского монетных дворов. За крепостной стеной Окольного города Пскова, на склоне левого берега р. Псковы (близ нынешнего переулка Искры). Ученики 8 класса средней школы № 1 Е. Васильев, В. Быстров и А. Васильев. Передана в Псковский музей. 24 ноября 1954 г. 4 Клад монет в двух кубышках - 563 монеты: «сеченые» копейки, имевшие хождение в 1698-1717 гг. д. Будовичи Городищенского сельсовета Печорского района. Найдены в годы Великой Отечественной войны при рытье окопов. Монеты разошлись по рукам, позднее собраны учительницей Е.А. Васильевой и переданы в Псковский музей. 23 февраля 1955 г. 5 Клад из 1969 серебряных западноевропейских монет вместе с женскими украшениями конца X - начала XI вв. Помимо монет в кладе: большие проволочные кольца, согнутые в несколько оборотов и закрученные на концах (6 шт.); большая витая серебряная застежка, служившая булавкой для закалывания одежды. Основные иглы украшены орнаментом, к концам 8 остальных прикреплены квадратные головки: литые бляхи квадратной формы (2 шт.) д. Ручьи Пожеревицкого района1. При распашке целины колхозником с/х артели им. А. А. Жданова Г. Д. Дмитриевым. Передана Псковский музей. 20 сентября 1955 г. 6 Клад из 53 серебряных монет времен Ивана IV. В 1,5 км от д. Симоново Палкинского района. При разработке торфяного болота. Передан в Псковский музей. 19 декабря 1956 г. 7 Серебряные монеты. г. Псков, территория бывшего Ивановского монастыря. В затвердевшем известковом растворе стены собора. Переданы в Псковский музей. 19 декабря 1956 г. 8 Серебряные монеты XV—XVI вв. г. Псков. Передал в Псковский музей ученик средней школы №16 1 А. Никифоров / 14 августа 1957 г. J 9 Медная монета XIX в. в честь юбилейной даты - в память 500-летия Куликовской битвы (чеканки 1880 г. с изображением Дмитрия Донского). г. Псков, территория ТЭЦ При земляных работах в траншее на глубине до 30 см от поверхности земли. Рабочие бригады СУ № 20 Федоров и Васильев. - 25 мая 1958 г. 10 Мелкие разменные монеты времен Петра I, в двух полуистлевших кожаных мешочках. г. Псков, ул.Некрасова. При рытье траншеи по прокладке электрокабеля, обнаружены рабочими в течение двух дней. Переданы в Псковский музей. 2 июля 1958 г. 11 Клад из 6770 серебряных монет времен Василия III, Ивана IV и Бориса Годунова - преимущественно копейки Московского, Новгородского и Псковского монетных дворов. На лицевой стороне большинства монет изображен всадник с копьем, на оборотной - текст «Великий князь Василий Иванович всея Руси» и др. г. Псков, Кутузовский сквер, являвшийся ранее территорией Нового Торга. При проведении земляных работ. Рабочие Г. Тарабунин, И. Циноков, Н. Гришанин. Передан в Псковский музей. 2 декабря 1959 г. 12 Два клада «сеченых» копеек времен Петра I. г. Псков, ул.Некрасова. При прокладке траншеи у Дома Советов в 1958 г. 2 декабря 1959 г. 13 Монеты Царства Польского. На лицевой стороне текст «3/4 руб. 5 злот. 1839», вокруг вензель из дубовых листьев. На оборотной стороне - герб России в виде двуглавого орла. г. Остров. Во время огородных работ, ученица 3 класса Л.Яковлева. Переданы в Псковский музей. 7 июля 1961 г. 14 Банка с золотыми монетами: 538 монет - пятирублевого достоинства, 689 - 10-рублевого, 11 - по 7 р. 50 коп. и 41 по 15 руб., общая сумма - 10277 золотых рублей 50 коп., большая часть монет - 1898-1899 гг. Монеты завернуты в газету за 10 августа 1939 г. Помимо монет в банке: серебряные ложки, вилки, портсигар, медали. г. Себеж, ул.Герцена. При рытье котлована под строительство детского сада, рабочие прорабского участка треста «Псковстрой». Переданы в местное отделение Госбанка. 29 ноября 1961 г. 15 Два глиняных горшка, наполненных монетами: более 1 тыс. медных монет достоинством в 3 и 5 коп. конца XVIII - начала XIX вв., общий вес - около 18 кг. д. Самухново Палкинского района, колхоз «Первое мая». При закладке силосной траншеи. Переданы в Псковский музей. 22 июля 1971 г. II. ПЕЧАТИ, ОРДЕНА, МЕДАЛИ 1 Бронзовый перстень-печать XVII в. с символическими знаками в виде лепестков. г. Псков, городской сквер. Во время земляных работ. Передан в Псковский музей. 8 августа 1948 г. 2 Свинцовая печать псковского посадника конца XV в.2 г. Псков. Передал в Псковский музей Е.Г. Соловьев 14 августа 1957 г 3 Французский орден с портретом Наполеона и надписью на французском языке: «Наполеон, император Франции». пос. Идрица. Житель поселка А. Махнев при копке ямы под столб. 1 декабря 1957 г. 4 Свинцовая вислая печать с датой «1425 г.» г. Псков, площадь Строителей (ныне площадь Победы). При земляных работах на глубине 75 см, рабочий треста «Псковстрой» Г. Н. Тарабунин. Передана в Псковский музей. 25 мая 1958 г. 5 Медаль в честь 200-летия со дня рождения Петра I (1872 г.) г. Псков, территория ТЭЦ. При земляных работах в траншее на глубине 30 см,рабочие Федоров и Васильев. 25 мая 1958 г. 6 Каменная печать с надписями: на лицевой стороне - «Печать Стаицкого г. Невель, берег р. Еменки. 19 ноября 1964 г. ямского управления», на оборотной - «Стаицкий сельский старшина». Ставилась, очевидно, на сургуче. III. ОРУЖИЕ, ОРУДИЯ ТРУДА 1 Пушка шведского образца начала XVII в., весом 14 кг. Очевидно, трофей псковичей времен осады города армией Густава Адольфа в 1615 г. г. Псков, двор дома № 66 по ул. Свердлова. Обнаружил ученик 6 класса средней школы № 8 В. Травкин при рытье канавы. Передана в Псковский музей. 8 апреля 1950 г. 2 Два меча XVII в. г. Псков, ул.Некрасова, у дома № 14. Обнаружил в земле при строительных работах рабочий К. Коваленко. Переданы в Псковский музей. 28 октября 1950 г. 3 Каменная плитка многогранной формы, на каждой плоскости - глубоко прорезанные силуэты для букв, фрагменты слов разной величины. По стилю и характеру букв формочка относится к концу XVI - началу XVII вв., является принадлежностью мастерской ювелира. г. Псков. Доставил в Псковский музей ученик 8 класса средней школы № 8 В. Смирнов.' 3 апреля 1953 г. 4 Железный кованый боевой топор XI в., лезвие значительно изношено. г. Псков, правый берег р. Псковы в районе Примостья. Обнаружен рабочими при строительстве моста через р. Пскову на глубине 3 м ниже современного уровня дна реки. Передан в Псковский музей. 27 августа 1953 г. 5 Боевой меч русского воина XIII-XIV вв. - обоюдоострый, с высокой рукояткой, изогнутой крестовиной и медным набалдашником в форме диска. Острие клинка поломано, меч носит следы огня. г. Псков, ул. Ленина. При строительстве многоквартирного жилого дома, обнаружен на глубине 4 м от уровня земли десятником * А.П. Константиновым. 4 декабря 1954 г. 6 Каменный клиновидный топор бронзового века со сверленым отверстием для рукоятки. д. Залужье Ашевского района. Передал в Псковский музей житель деревни Г. Васильев. 19 декабря 1956 г. 7 Каменный топор эпохи неолита (около 2 тыс. лет до н.э.). д. Холюны Пустошкинского района. Обнаружил при работе на огороде пенсионер П.Е. Литвинов. Передан в Псковский музей. 9 августа 1959 г. IV. УКРАШЕНИЯ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА 1 Вещи XI-XII вв.: височное кольцо, браслет, подвеска в виде конька, бусы, Все предметы, кроме бус, из бронзы. t д. Лосицы Лядского района. Предметы происходят из кривичских курганов, обнаружены в траншее времен Великой Отечественной войны, присланы в адрес Псковского музея учителем Андреевым; вещи обнаружены его сыном. j 24 августа 1948 г. J 2 Кубышка круглой формы, украшенная орнаментом, предназначена для хранения серебряных монет (XVI в.). Рядом с кубышкой - каменная формочка с орнаментом для чеканки окладов в серебре (XV-XVII вв.). г. Псков, правый берег р. Псковы, район Примостья. Обнаружена в слоях дна реки при строительстве моста через р. Пскову 27 августа 1953 г. 3 Проволочный серебряный браслет ХИ-ХШ вв. г. Псков. Передан в Псковский музей Е. Г. Соловьевым. 14 августа 1957 г. V. ПРЕДМЕТЫ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА 1 Каменный крест, стоявший у колодца на Хлебной ниве (площади) - месте, обозначенном в Переписной книге XVII в.: «...Идучи с Середнего города, от Трупеховских ворот, на Хлебную ниву, ко кресту...». Крест небольшой, без украшений и надписей. г. Псков, ул. Пушкина При выемке грунта на месте бывшей Хлебной нивы под котлован нового жилого дома, обнаружен рабочими и передан в Псковский музей. 30 мая 1954 г. 2 Ритуальный камень с серебряными монетами XIX в. Состоит из двух известняковых плит, нижняя имеет в центре квадратное углубление для монет. По поверью, закладка в фундамент монет приносила счастье владельцу дома. г. Псков, угол ул. Советской и Пушкина Обнаружен при разборке фундамента бывшего купеческого дома 19 декабря 1956 г. 3 Бронзовый крест с надписью «Победа под Прейсиш-Эйлау 27 января 1807 г.» (ныне г.Багратионовск Калининградской области). д. Козино Пушкиногорского района, территория колхоза им. Пушкина. Обнаружен при копке картофеля на огороде колхозницей М.Васильевой. 8 октября 1961 г. VI. ОСТАТКИ МАМОНТОВ 1 Зуб мамонта. Пушкиногорский Найден в песчаном карьере 20 октября район, у 1-й на глубине 6 м работником 1956 г. Пушкинской МТС. МТС Никифоровым. Передан в Псковский музей. 2 Зуб мамонта. д. Озерово Найден в гравийном карьере 28 ноября Стругокрасн. на глубине 1 м шофером 1956 г. района. В.М. Ивановым. Передан в Псковский музей. 3 Бивень мамонта. У ж. д. станции Лапино Найден в песчаном 28 ноября Новосельского района. карьере на глубине 4 м шофером облпотребсоюза П. К. Анисимовым. Передан в Псковский музей. 1956 г. 4 Часть бивня мамонта длиной около В 7 км от г. Себежа. Найдена в карьере добычи 1 декабря 50 см, слегка почерневшая. камня для дорожного строительства, в котловане на глубине 8 м при работе .экскаватора. 1963 г. Ныне д. Ручьи находится на территории Сорокинской волости Дедовичского района. Подробнее об этом: Лабутина И.К. О лока-лизации д. Ручьи - месте находки клада (1955 г.) // АИППЗ. Материалы научных семинаров 1996-1999 гг. Псков, 2000. «Печать Псковская» 1468/1469 гг. Хранится в отделе археологических фондов Псковского музея-заповедника.

Эпим: Пограничник пишет: Вот это клад ) Да уж,слов нет.Такой попади дар речи пропадет,на неделю точно.


Лада: А где у нас была ул.Герцена?

asf1: Если в Себеже была ул.Герцена по состоянию на 1961г, то это могло быть отмечено в старых телефонных справочниках. Возможно, информация в газете была преднамеренно искажена по причине расследования событий 1939г. 10..15тр золотом - на начало прошлого века цена среднего имения с землей в окрестностях Себежа.

Litops: Мама говорит, что при ремонте яслей на Челюскинцев в те года был найден крупный клад (закладка в доме). Может, это как раз тот случай так переврали?

Крот: Настоящий клад был зарыт у польского помещика Корсака.Находился он в 40 литровом молочном бидоне.И все ,что не могло туда вместиться -вокруг этого бидона.И все это в Себежском районе.Современные законы просто не позволяют делиться с вами этой тайной.

Тоха: Крот пишет: Современные законы просто не позволяют делиться с вами этой тайной. Да ладно? Серьёзно? А можно ссылочку на этот закон? Лично я знаю примерно о десятке кладов, найденных в Себежском районе, это далеко не сенсация. . . Крот , не нагнетай интригу! Тут далеко не дети, чтобы заохать при слове "клад". Если есть чего личного показать - показывай!

Гость: Кто открывает миру тайны? Кому судьба раскроет клад? Быть может мысль материальна, Поправить свой мечтал уклад? А может попросту - везенье И не был избран ты судьбой. И вектор жизни-вдохновенье Не управляет здесь тобой. А может кто то в" тонком мире" Давно приглядывал за мной. И тайны мира,сделав шире, Он поделился здесь одной. И что мне делать с этой тайной? Ее нельзя теперь раскрыть. Нашел случайно-срок реальный, Придется все опять закрыть. Судьбы подарок будет лишнем, Я сам себе найду свой путь. А тайны пусть хранит Всевышний, Все он один решает пусть. Быть может я не прав ,скажите, А как бы поступили вы? И как проблему вы решите? И мысли ваши каковы?

Крот: Гость пишет: И мысли ваши каковы? А мысли-таковы.Есть во Пскове уже те,кто получил условный срок за кладоискательство.Когда прижмут-вот и будите доказывать,что "бабушка подарила".

крот: http://f3.s.qip.ru/n..

Тоха: Крот пишет: А мысли-таковы.Есть во Пскове уже те,кто получил условный срок за кладоискательство.Когда прижмут-вот и будите доказывать,что "бабушка подарила". Во-первых - если очкуешь - не копай, нечего тут жути наводить! Можно подумать, только ты про новый закон в курсе! Все всё знают и уже давно сделали выводы. Во-вторых - какое отношение имеет новый закон к рассказу о, найденном ранее, кладе?

Тоха: крот пишет: http://f3.s.qip.ru/n.. ссылка не работает.

Дед: Ушедший, возвращайся!!! Ну их...

Бином: Клады прятали и прячут в местах потайных и молчащих о тайне.

Серый: Про банку с золотыми эт конечно круто, но сдавать государству дану их на Х.. они же не делятся с нами своими милионами и мы еще должны им золото нести

кладоискатель: Кладоискательская контора Владимира Порываева, официальный сайт - http://poryvaev.ru/

Алтаец: Туда много чего роняли ... И бросали ...

Василий: Ребят а по менде или Шуберт клады находили хоть раз ?????

кир: Василий пишет: менде или Шубер http://www.tulahistory.com/viewtopic.php?f=16&t=216 http://f-picture.net/fp/aa81f643fbff4f929042d767cb6d0525

Простодушный: Хоть бы клад найти ...



полная версия страницы