Форум » Наука, культура. » Образование » Ответить

Образование

Мира: Образование

Ответов - 23

Мира: «Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще» Режиссер Ирина Васильева ДИНА РАДБЕЛЬ Фото: ИРИНА ВАСИЛЬЕВА На минувшей неделе канал «Культура» показал новые серии документального фильма «Ищу учителя», первые серии которого вышли в 2012 году, как раз когда велись бурные дискуссии по поводу реформы отечественного образования. Показ новых четырех серий картины подтвердил уже поставленный диагноз: школа болеет, если не реформируется и если в ней нет талантливых педагогов. Автор фильма режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА рассказала «НИ» о том, как рождался этот сериал, с какими трудностями пришлось столкнуться героям фильмов и участникам проекта. – Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей? – Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, он в своей прошлой журналистской жизни много писал о школе. Но главной движущей силой был Виталий Трояновский – страстный инициатор благородных идей на «Культуре». Но это была идея не только благородная, но и рисковая: затронуть тему, реально цепляющую всех, кровоточащую, ключевую. Первые пять серий «Ищу учителя» вышли год назад и подтвердили диагноз: школу реформировать необходимо. Только совсем по-другому. У нас еще существуют потрясающие авторские школы, произведения педагогического искусства, учителя – настоящие гении, подлинные художники… Как подсчитал наш эксперт Александр Привалов, школами в подлинном смысле может считаться не больше 15% от общего их числа. Остальные выпускают людей, не обученных и к дальнейшему обучению не пригодных. Ясно, что ничто массовое не может быть идеальным. Мечтать можно лишь о том, чтобы массовая школа была сносной. А что касается реформы – это убийство образования. Но это уже отдельная тема. – А какую задачу поставили вы? – Наша задача – показать тех, кто может быть поводырями в этом дремучем лесу (Ямбург, Амонашвили, Шаталов, Лысенкова, Казарновский), чтобы побороть растерянность людей, которые просто не в курсе, что у нас в отечестве есть мощная педагогическая традиция, способная отвечать на новые вызовы и не захлебнуться в потоках новизны. Там были острые вещи, когда, например, Евгений Ямбург приводил пример снижения гуманитарности – количество часов на русскую литературу по новым нормативам точно совпало с теми нормами, которые в перспективе отводила фашистская Германия завоеванным славянским народам. 200 часов в год. Случайное совпадение? Поварившись в школьной тематике, я подозреваю, что одичание, уплощение, упрощение, натаскивание и весь тренд – никакой не побочный эффект, непродуманность реформ, а целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще, чтоб не умничал. И ведь ничего демонического, азбука любого управленца – простыми системами управлять проще. – То есть государству выгодно плохо учить? – Ситуация катастрофична для государства, но удобна для чиновника. Отсюда сокращение бюджета на образование. Отсюда зверский закон в Трудовом кодексе, позволяющий уволить любого директора школы в одночасье без объяснения причин. Сиди, бойся, не высовывайся, будь управляем – вот что говорит этот закон всякому директору школы. Герои наших фильмов – настоящие герои. Они высовываются, отдавая себе отчет в рисках. Вот Андрей и Людмила Курбатовы придумали и сделали уникальную школу как социальный заказ родителей самого неблагополучного Южнопортового района Москвы и побороли наркоманию, криминал среди детей, вчерашние двоечники стали победителями олимпиад. Именно эта школа вышла на мировой уровень, проводя педагогические семинары, принимая делегации из многих стран, дети болели в четыре раза меньше, чем в типовой школе через дорогу, занимались в 150 кружках, всей школой пели гимн России – да за одно это государство, взыскующее патриотизм, на руках бы их носило. Но законно выбранную Людмилу Курбатову, 20 лет жившую этой школой, сняли в одночасье по тому самому федеральному закону, назначив директором человека, который до этого торговал икрой и «КамАЗами». Он выполнил задание департамента образования, развалил школу за год. Дважды суд признавал увольнение Курбатовых незаконным. Но чиновники пошли на повышение, а Курбатовы фактически получили запрет на профессию. – Что они делают теперь? – Курбатовы не уезжают из страны, хотя их везде приглашают реализовать свою педагогическую систему. В одной только Германии их методику используют 300 школ. А они говорят: мы патриоты. Фантастически упрямые люди, стоики. Без этого качества не может быть у нас сегодня настоящего учителя. Все наши герои работают вопреки, а не благодаря государству. Хотя, по сути, они его спасители. Абсурд какой-то, что именно они, самые светлые, романтичные, патриотичные, творческие, оказываются сегодня на линии огня, спасая детей от всех форм растления и одичания, боюсь, уже не обратимых для взрослого народа. Правящий класс, бюрократия, стоит на страже эгоистических интересов, и с ней не может справиться даже политическая воля. А возьмите директора Казанского лицея для интеллектуально увлеченных детей Павла Шмакова, его в конце 1990-х выдавили аж в Финляндию, где он стал очень известным учителем. Финляндия, отменившая систему надзора типа нашего РОНО, быстро вышла в лидеры образования. Новый прогрессивный мэр Казани, будучи там с делегацией, этим вопросом очень интересовался, ему и представили образцового его соотечественника. Он Шмакова уговорил вернуться с гарантиями защиты от произвола чиновников на самом высшем уровне. Дети спасли. Собрали в Интернете нынешней осенью больше 60 тысяч подписей и к нам обратились – помогите, мы хотим учиться в этой школе. – Хотя бы знаменитого педагога Сергея Семенова, надеюсь, чиновники не трогают? – Сергей Семенов из псковского городка Себеж, герой первого фильма этого сезона, гремучая смесь Андерсена и Макаренко, награжденный за уникальный свой метод самой датской королевой, после фильма горько вздохнул. Вместо поздравлений, услышал от коллег: «Теперь жди проверок». А то их мало! Только что закончилась в его спецучилище для трудных подростков проверка ФСБ (!). Что еще за «посланник Андерсена в России»?! А уж для органов управления школами какой соблазн, какой зуд само существование авторских школ! Даже такие звезды нашей педагогики, как Евгений Ямбург, Сергей Казарновский, герои наших предыдущих серий, и Юлия Грицай, преемница Александра Тубельского, создателя Школы самоопределения, – все беззащитны, все живые мишени, ну не выгодны они чиновникам, не интересны. – Авторская школа обречена? – Авторская школа, расцветом которой мы обязаны 1990 годам, сегодня из последних сил борется за успех безнадежного своего дела, пытается сохранить уникальные открытия педагогики сотрудничества, академической традиции физико-математических школ, принцип вариативности. А наше счастье – продемонстрировать этих последних идеалистов, которые верят, что мир через детей можно изменить к лучшему. Наш эксперт – историк педагогики Анатолий Цирюльников – интересное наблюдение сделал. В кризисные эпохи общество инстинктивно хватается за реформирование образования – всем становится очевидно, что государство не может дальше существовать с таким уровнем цинизма и воровства, нужно срочно выращивать других людей, надо менять школу, надо успеть, пока не рвануло. И всегда не успевают. Так, в начале ХХ века эти реформы шли волна за волной и разрабатывались всеми политическими силами, и красными, и белыми, и даже зелеными. Уже шла Гражданская война, а Дума решала школьный вопрос. Не успели тогда. И сейчас тоже, кажется, не успеваем. СПРАВКА «НИ» Ирина ВАСИЛЬЕВА – сценарист, режиссер-документалист, арт-директор студии «Фишка-фильм», лауреат национальной премии «Лавр» и многих отечественных и международных фестивалей. Автор и режиссер телевизионных циклов «Страданья» (8 фильмов), «Беседы с мудрецами» (4 фильма), «Открытость бездне Достоевского» (4 фильма), «Ищу учителя» (8 фильмов), а также более чем 30 документальных фильмов. http://www.newizv.ru/culture/2014-04-01/199466-rezhisser-irina-vasileva.html

Joker-Point: http://svpressa.ru/society/article/90120/

440Гц: Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь? Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике. Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами. В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру. Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней – нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс – верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс. В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании. Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться. 7 принципов «средней» ступени финского образования 1. Равенство: – школ. Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском. Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке. До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши. – всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту. – родителей. Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены. – учеников. Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире. «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама. – учителей. Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда. – равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка. Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник). 2. Бесплатность: Кроме самого обучения, бесплатны – обеды – экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность – школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км. – учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники. Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены. 3. Индивидуальность: Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание. В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса: – Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально. 4. Практичность: Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо. В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности. 5. Доверие: Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее. С этим принципом тесно связаны два других: 6. Добровольность: Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы. В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится. Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего». В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс. Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс. 7. Самостоятельность: Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя. Школа, школа, ты мне снишься Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному. 1. Когда и сколько учимся? Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных. Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день». 2. Чему учимся? 1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин. 3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса. В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе. 7–9 кл.: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу». 3. Кому нужны оценки? В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют. Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят. Мелочи школьной жизни: – территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию. – дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками. – форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках. – в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут. – домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн. – обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). – в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом! Первый раз в первый финский класс Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом: «Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября! Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь. Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом». Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы. Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться. Наталья Киреева, http://terve.su/zagadki-finskoy-shkoly-menshe-uchi


Дед: Мира пишет: «Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще» Едросы специально дебилов назначают на должности. «Министерство образования хочет в ЕГЭ ввести обязательную сдачу иностранного языка, а в школьную программу - второй обязательный иностранный язык. Получается, что наша система образования заточена под изучение иностранного языка. И как мы хотим в таких условиях сохранить наши традиции?», - задалась вопросом парламентарий. http://er.ru/news/127261/ ... всех на лесопилку.

Дед: Депутат Госдумы Ирина Яровая полагает, что такого уровня языка достаточно. "лет ми спик фром май xарт" а то, не дай бог, еще такое понимать начнут. Putin's Long Shadow. http://www.cbc.ca/player/Shows/Shows/the+fifth+estate/ID/2646889875/ БЛЮ....бери хилс

Алексей Трашков: Дед пишет: Депутат Госдумы Ирина Яровая Это та, которая объявила изучение иностранных языков угрозой традициям? Все это было бы смешно, если бы не так грустно.

Алексей Трашков: Лев Любимов. Высшая школа экономики подготовила программу перевоспитания отстающих школ. В экспериментальном режиме методика обкатывается в отдаленных микрорайонах Москвы — Некрасовке, Капотне и Марьино. В прошлом году здесь появился университетско-школьный кластер, куда вошли 33 образовательных комплекса, созданных из 220 бывших школ и детсадов. Почему детей нужно учить по-новому? Почему образование должно быть платным и неповсеместным? На эти и другие вопросы «Ленты.ру» ответил идеолог проекта, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов. «Лента.ру»: Когда моя дочь закончила первый класс, я спросила: будешь скучать по учительнице? «Нет, — в ужасе ответил ребенок. — Она с нами обращается как с собачками: "Сесть! Встать!"» Любимов: Интересно начали. То, о чем вы говорите, называется дидактическое обучение. Существовало давно, с конца XIX века. И сейчас большинство школ России живет так же. Это некая устная трансляция от субъекта к объекту. То есть школьник как личность, как субъект не рассматривается? Конечно, нет. На Западе давно поняли, что устный пересказ учебника — источник опасности. Так научить ничему невозможно. Наука развивается не эволюционным путем, как раньше, а взрывным. Основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. И потому север Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея перешли к тому, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. То есть учить компетентности. Китай уже провел эту реформу — заменил дидактическую парадигму на деятельностную и стал мировым школьным лидером. А мы отстаем уже лет на 50. Все интервью

Joker-Point: Ливанов: число вузов в России должно сократиться на 40% текст: /Infox.ru опубликовано 27 мар ‘15 21:51 Дмитрий Ливанов источник: РИА Новости Дмитрий Ливанов Министр образования России Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство будет добиваться закрытия коммерческих вузов, которые не дают качественное образование. Глава министерства сообщил на VI Петербургском образовательном форуме, что федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматрено сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов – на 80%, передает «Коммерсантъ». «Речь идет прежде всего о сокращении вот этих негосударственных вузов, дающих некачественное образование», – подчеркнул Ливанов. По его словам, государственным и 100-150 негосударственным вузам высокого уровня Минобрнауки будет только помогать, однако слабым вузам Минобрнауки «объявило войну». «И я абсолютно убежден в том, что ее выиграем в течение короткого времени», – отметил чиновник. Зачастую негосударственные вузы – это «конторы по продаже дипломов без налаженного учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава», добавил он. Ливанов сообщил, что к началу прошлого года в России насчитывалось 593 государственных и 486 негосударственных вуза с 1376 и 682 филиалами соответственно, в них в них учились 7 миллионов, в том числе 2 миллиона – за бюджетный счет. В СССР вузов и филиалов было в пять раз меньше. Власти нужны только быдло-патриоты.?

440Гц: Joker-Point пишет: Власти нужны только быдло-патриоты.? Возможно... Ранее тут уже объяснялось в интервью с Ириной Васильевой, как и куда катится образование. Позднее мне самолично довелось побеседовать (попереписываться по электронной почте и поговорить лично, по телефону, с Ирой Васильевой в связи с увольнением одного из героев её фильма и нашего себежанина СЕРГЕЯ СЕМЁНОВА... http://sebezh.myqip.ru/?1-13-0-00000025-000-0-0-1424929614 Поэтому могу подтвердить и свидетельствовать об абсолютной искренности и честности Ирины Васильевой. Она умна, скромна, искренна, бережна к окружающим и высококлассный кинематографист. Её мнению доверять можно. Ни для кого уже не секрет, что этой стране в "прокрустово ложе" попали все оригинальные, нормальные учреждения, отличающиеся от большинства нестандартностью. Мира пишет: «Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще» Режиссер Ирина Васильева ДИНА РАДБЕЛЬ Как-то год назад канал «Культура» показал новые серии документального фильма «Ищу учителя», первые серии которого вышли в 2012 году, как раз когда велись бурные дискуссии по поводу реформы отечественного образования. Показ новых четырех серий картины подтвердил уже поставленный диагноз: школа болеет, если не реформируется и если в ней нет талантливых педагогов. Автор фильма режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА рассказала «НИ» о том, как рождался этот сериал, с какими трудностями пришлось столкнуться героям фильмов и участникам проекта. – Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей? – Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, он в своей прошлой журналистской жизни много писал о школе. Но главной движущей силой был Виталий Трояновский – страстный инициатор благородных идей на «Культуре». Но это была идея не только благородная, но и рисковая: затронуть тему, реально цепляющую всех, кровоточащую, ключевую. Первые пять серий «Ищу учителя» вышли год назад и подтвердили диагноз: школу реформировать необходимо. Только совсем по-другому. У нас еще существуют потрясающие авторские школы, произведения педагогического искусства, учителя – настоящие гении, подлинные художники… Как подсчитал наш эксперт Александр Привалов, школами в подлинном смысле может считаться не больше 15% от общего их числа. Остальные выпускают людей, не обученных и к дальнейшему обучению не пригодных. Ясно, что ничто массовое не может быть идеальным. Мечтать можно лишь о том, чтобы массовая школа была сносной. А что касается реформы – это убийство образования. Но это уже отдельная тема. – А какую задачу поставили вы? – Наша задача – показать тех, кто может быть поводырями в этом дремучем лесу (Ямбург, Амонашвили, Шаталов, Лысенкова, Казарновский), чтобы побороть растерянность людей, которые просто не в курсе, что у нас в отечестве есть мощная педагогическая традиция, способная отвечать на новые вызовы и не захлебнуться в потоках новизны. Там были острые вещи, когда, например, Евгений Ямбург приводил пример снижения гуманитарности – количество часов на русскую литературу по новым нормативам точно совпало с теми нормами, которые в перспективе отводила фашистская Германия завоеванным славянским народам. 200 часов в год. Случайное совпадение? Поварившись в школьной тематике, я подозреваю, что одичание, уплощение, упрощение, натаскивание и весь тренд – никакой не побочный эффект, непродуманность реформ, а целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще, чтоб не умничал. И ведь ничего демонического, азбука любого управленца – простыми системами управлять проще. – То есть государству выгодно плохо учить? – Ситуация катастрофична для государства, но удобна для чиновника. Отсюда сокращение бюджета на образование. Отсюда зверский закон в Трудовом кодексе, позволяющий уволить любого директора школы в одночасье без объяснения причин. Сиди, бойся, не высовывайся, будь управляем – вот что говорит этот закон всякому директору школы. Герои наших фильмов – настоящие герои. Они высовываются, отдавая себе отчет в рисках. Вот Андрей и Людмила Курбатовы придумали и сделали уникальную школу как социальный заказ родителей самого неблагополучного Южнопортового района Москвы и побороли наркоманию, криминал среди детей, вчерашние двоечники стали победителями олимпиад. Именно эта школа вышла на мировой уровень, проводя педагогические семинары, принимая делегации из многих стран, дети болели в четыре раза меньше, чем в типовой школе через дорогу, занимались в 150 кружках, всей школой пели гимн России – да за одно это государство, взыскующее патриотизм, на руках бы их носило. Но законно выбранную Людмилу Курбатову, 20 лет жившую этой школой, сняли в одночасье по тому самому федеральному закону, назначив директором человека, который до этого торговал икрой и «КамАЗами». Он выполнил задание департамента образования, развалил школу за год. Дважды суд признавал увольнение Курбатовых незаконным. Но чиновники пошли на повышение, а Курбатовы фактически получили запрет на профессию. – Что они делают теперь? – Курбатовы не уезжают из страны, хотя их везде приглашают реализовать свою педагогическую систему. В одной только Германии их методику используют 300 школ. А они говорят: мы патриоты. Фантастически упрямые люди, стоики. Без этого качества не может быть у нас сегодня настоящего учителя. Все наши герои работают вопреки, а не благодаря государству. Хотя, по сути, они его спасители. Абсурд какой-то, что именно они, самые светлые, романтичные, патриотичные, творческие, оказываются сегодня на линии огня, спасая детей от всех форм растления и одичания, боюсь, уже не обратимых для взрослого народа. Правящий класс, бюрократия, стоит на страже эгоистических интересов, и с ней не может справиться даже политическая воля. А возьмите директора Казанского лицея для интеллектуально увлеченных детей Павла Шмакова, его в конце 1990-х выдавили аж в Финляндию, где он стал очень известным учителем. Финляндия, отменившая систему надзора типа нашего РОНО, быстро вышла в лидеры образования. Новый прогрессивный мэр Казани, будучи там с делегацией, этим вопросом очень интересовался, ему и представили образцового его соотечественника. Он Шмакова уговорил вернуться с гарантиями защиты от произвола чиновников на самом высшем уровне. Дети спасли. Собрали в Интернете нынешней осенью больше 60 тысяч подписей и к нам обратились – помогите, мы хотим учиться в этой школе. – Хотя бы знаменитого педагога Сергея Семенова, надеюсь, чиновники не трогают? – Сергей Семенов из псковского городка Себеж, герой первого фильма этого сезона, гремучая смесь Андерсена и Макаренко, награжденный за уникальный свой метод самой датской королевой, после фильма горько вздохнул. Вместо поздравлений, услышал от коллег: «Теперь жди проверок». А то их мало! Только что закончилась в его спецучилище для трудных подростков проверка ФСБ (!). Что еще за «посланник Андерсена в России»?! А уж для органов управления школами какой соблазн, какой зуд само существование авторских школ! Даже такие звезды нашей педагогики, как Евгений Ямбург, Сергей Казарновский, герои наших предыдущих серий, и Юлия Грицай, преемница Александра Тубельского, создателя Школы самоопределения, – все беззащитны, все живые мишени, ну не выгодны они чиновникам, не интересны. – Авторская школа обречена? – Авторская школа, расцветом которой мы обязаны 1990 годам, сегодня из последних сил борется за успех безнадежного своего дела, пытается сохранить уникальные открытия педагогики сотрудничества, академической традиции физико-математических школ, принцип вариативности. А наше счастье – продемонстрировать этих последних идеалистов, которые верят, что мир через детей можно изменить к лучшему. Наш эксперт – историк педагогики Анатолий Цирюльников – интересное наблюдение сделал. В кризисные эпохи общество инстинктивно хватается за реформирование образования – всем становится очевидно, что государство не может дальше существовать с таким уровнем цинизма и воровства, нужно срочно выращивать других людей, надо менять школу, надо успеть, пока не рвануло. И всегда не успевают. Так, в начале ХХ века эти реформы шли волна за волной и разрабатывались всеми политическими силами, и красными, и белыми, и даже зелеными. Уже шла Гражданская война, а Дума решала школьный вопрос. Не успели тогда. И сейчас тоже, кажется, не успеваем. СПРАВКА «НИ» Ирина ВАСИЛЬЕВА – сценарист, режиссер-документалист, арт-директор студии «Фишка-фильм», лауреат национальной премии «Лавр» и многих отечественных и международных фестивалей. Автор и режиссер телевизионных циклов «Страданья» (8 фильмов), «Беседы с мудрецами» (4 фильма), «Открытость бездне Достоевского» (4 фильма), «Ищу учителя» (8 фильмов), а также более чем 30 документальных фильмов. http://www.newizv.ru/culture/2014-04-01/199466-rezhisser-irina-vasileva.html

440Гц: Помогите привлечь внимание, расскажите о проблеме своим друзьям! Открытое письмо Министру образования и науки РФ На этой странице проводится сбор подписей. http://vk.com/reformy_obrazovaniya?w=wall-75077099_1 Уважаемые коллеги и все, кто небезразличен к проблемам школьного образования! Прочтите и оставьте свою подпись (ФИО и контактные данные в комментариях). Открытое письмо Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову об острых проблемах современного образования, требующих незамедлительного решения Считаем необходимым выразить свою позицию относительно школьной образовательной системы. В последние годы произошла девальвация как школьного, так и вузовского образования. Очевиден тот факт, что механизм, запущенный в период модернизации, работает на чиновников, а не на детей (на первый план вышли показатели ЕГЭ, ОГЭ) и ведет к разрушению приоритетных ценностных ориентиров в образовании. Запущена бюрократическая машина, на которую работают все образовательные учреждения и контролирующие органы. В результате работы данной системы невозможно осуществить интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие ребенка, более того, она убивает в нем все его потенциальные возможности, потому, как он не находит поддержки в педагоге, замороченном системой. Блага для общества, обещанные новыми стандартами и законом «Об образовании в РФ», существуют только на бумаге. На деле же образование сегодня - Королевство кривых зеркал («Это, по-твоему, крошка? Ну-ка, поднеси ее к зеркалу!.. Что ты видишь в зеркале, мальчишка? Ну?... Целая булка! И после этого ты говоришь, что тебе нечего есть?»). Как персонаж сказки В.Губарева, чиновник языком бумаги утверждает, что «огромная булка образования» удовлетворяет запросы современного общества, тогда как множество острых проблем, многократно освещенных в СМИ, носят разрушительный характер и остаются нерешенными. Назовем некоторые из них: 1. Бюрократический механизм отнимает время педагогов, предназначенное для работы с детьми. 2. При остром дефиците кадров увеличились функциональные обязанности педагогов, не мотивированные ни пользой для ученика, ни временем выполнения работ, ни материальным обеспечением (дублирование бумажных документов в электронном виде, создание рабочих программ и т.д.). Данная ситуация ведет к нарушению Трудового законодательства и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075, согласно которому продолжительность рабочего времени педагога не может превышать 36 часов в неделю. 3. Обслуживание бюрократической системы ложится на плечи учителей, они же должны в обязательном порядке переучиваться за свой счет, тогда как зарплата по-прежнему остается низкой и повышается только за счет дефицита кадров и двойной нагрузки на учителя – проблему кадров так решить невозможно. 4. При существующей рыночной системе оплаты труда учитель существует вне этой системы: большую часть своей работы он делает бесплатно и за счет своего личного времени. 5. Падает престиж профессии учителя, в том числе связанный с «обюрокрачиванием» профессии, ставящим педагога в безнравственную позицию (фальсификация результатов учебной деятельности), напрямую обусловленную политикой чиновников, нацеленной на показатели, что ставит под вопрос нравственную сторону воспитания подрастающего поколения. 6. В невыгодное положение поставлен творческий учитель: педагогический поиск заменён бумаготворчеством и ограничен шаблонами: рабочими программами, технологическими картами урока и т.д. 7. Отсутствует логика в выборе форм и содержания базовых знаний в выпускных экзаменах в 9 классах (при сокращении часов на изучение предметов – возрастание требований к выпускнику). 8. Ликвидация вариативной формы проведения итоговой аттестации в 9 классе лишила возможности индивидуального подхода к учащимся на основной ступени образования. 9. Отсутствие тесной связи педагогов и медиков (узких специалистов: неврологов, психотерапевтов и др.) ставит под вопрос наличие в школе индивидуального подхода вообще, т.к. к больным и к здоровым детям на аттестации предъявляются одинаковые требования без учета показателей здоровья ребенка. 10. Отсутствие механизма работы с учениками, не прошедшими итоговую аттестацию за курс основной школы, приводит к формализации выпускного экзамена и нарушению статьи 59 п.2 и п.11 закона «Об образовании в РФ», где обещается независимость и объективность экспертизы знаний учащихся и ограниченный доступ к КИМам (которые в мае-июне 2014 г. появились в Интернете за несколько дней до экзаменов). 11. Не работает пятибалльная система для оценки знаний учащихся, на деле оказавшаяся трехбалльной («5», «4», «3»), что нивелирует разницу между действительными и мнимыми знаниями, лишает ученика стимула их получать, дискредитирует сам экзамен как форму проверки знаний. 12. Вызывает недоумение введение новых ФГОС, для внедрения которых не создано никаких условий (в том числе учебно-методических: переизданные учебники, методические пособия, имеющие значок «ФГОС», не изменили ни формы, ни содержания учебного материала). Всё вышеизложенное должно побуждать аппарат Министерства образования РФ к активным действиям, которые помогут решать указанные проблемы в целях улучшения качества образования. В связи с этим считаем необходимым требовать: 1) НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОГО сокращения документооборота, в том числе отмены бессмысленного переписывания рабочих программ учителями (разрешить пользоваться готовыми пособиями, допущенными Министерством образования и науки РФ); 2) вынести на массовое обсуждение с учителями-предметниками форму ОГЭ по русскому языку в 9 классе и выпускное сочинение по литературе с целью корректировки содержания и своевременной методической подготовки учителей (неожиданные изменения, не предусмотренные рабочими программами, противоречат и самой сути планирования учебной деятельности на год); 3) вернуть вариативную форму экзамена в 9 классе (с предварительным обсуждением), чтобы учесть индивидуальные возможности обучающихся в основной школе; 4) предпринять конкретные шаги для обеспечения индивидуального педагогического и медицинского сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, как предусмотрено законом «Об образовании РФ» (статьи 34 п.1.2, ст. 42, ст. 58 п.9); 5)сделать действенной пятибалльную (или иную альтернативную) систему оценивания, чтобы дать возможность показывать не мнимые («три пишем, два в уме»), а реальные результаты учебной деятельности, в том числе в аттестатах общего и среднего (полного) образования; 6) нововведения начинать не с документооборота, а с поэтапного создания материально-технической и научно-методической базы, чтобы обеспечить разумное и логически ясное внедрение ФГОС; 7) выносить проекты нововведений в школе на массовое обсуждение педагогическим сообществом; 8) рассмотреть возможности дополнительного финансирования программ (образовательных проектов), не имеющих под собой ни материальной базы, ни соответствующего кадрового обеспечения; 9) создать рычаги управления, которые приведут в действие закон «Об образовании в РФ», регламентирующий права всех сторон образовательного процесса и работающий сегодня только на бумаге (в частности, ст.47 п. 2.: В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.)

Joker-Point: «Комсомольская правда» опубликовала снимок работы: Житель Екатеринбурга, написавший «Тотальный диктант», сделал 273 ошибки в тексте из 280 слов. «При проверке это выглядело примерно так, как будто он писал диктант красной ручкой, а мы проверили его синей», — рассказала помощник проректора Уральского государственного педагогического университета Марина Бабикова. P.S. Таковы итоги путинского преобразования "народного" образования. Родной язык выпал из обоймы духовных скреп, цементирующих общество и стал средством общения жителей тарабарского королевства Алексея Толстого. Тут впору не к полету на луну готовиться надо, а сесть и выть

Joker-Point: Мистер Уайт останавливает утечку мозгов. Сергей Добрынин Опубликовано 11.07.2015 10:35 В самом конце июня на сайте Нижегородского государственного университета имени Лобачевского появилось сообщение: американский инвестор Кендрик Уайт уволен с позиции проректора по инновациям "в связи с реструктуризацией системы управления инновационной деятельностью ННГУ". За два дня до этого в эфире телеканала "Россия-1" была показана программа Дмитрия Киселева "Вести недели", в которой рассказывалось об инициативе Совета Федерации сформировать так называемый "патриотический стоп-лист", куда должны войти организации и отдельные люди, чья деятельность, по выражению ведущего, "наносит нам вред". Кендрик Уайт, живущий в России уже 22 года и приглашенный ННГУ на должность проректора по инновациям в 2013 году, был назван авторами передачи одним из кандидатов в стоп-лист и практически сразу уволен со своего поста. http://www.svoboda.org/content/article/27121814.html

440Гц: Вот удивительно... (инфа от вчера)....Начиная с нового учебного года, российским школьникам с пятого класса предстоит изучать второй иностранный язык. Он включен в перечень обязательных предметов. Об этом сообщило в понедельник, 31 августа, ТАСС со ссылкой на слова министра образования Дмитрия Ливанова. Это при том, что страна стремится отделиться от всего мира и защититься железным занавесом от Европы.... Противоречия на противоречии. http://lenta.ru/news/2015/08/31/livanov/

Joker-Point: Полку академиков прибыло! 11:36, 13 сентября 2015 Рамзан Кадыров стал почетным академиком республики Крым Reuters Соответствующей золотой медалью его наградили в Симферополе на фестивале «Голос Кавказа». Правда сам глава Чечни не присутствовал на мероприятии. Награду принимал один из министров республиканского правительства. Чеченский руководитель уже имеет несколько ученых степеней. Ранее он был избран почетным академиком академии наук чеченской республики. Год назад он стал почетным профессором Исламского университета им. Кунта-Хаджи Кишиева. Кроме того он является кандидатом экономических наук. Наверное академик убийственных наук

Алтаец: Если вводить в школах второй иностранный язык , то придется : или - УВЕЛИЧИВАТЬ НАГРУЗКИ ( + доплачивать учителям ? ) ; или - СОКРАЩАТЬ УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ по другим предметам .

Храпунович: ПРИГОДИТСЯ :))))

440Гц: УНИЧТОЖИТЬ ВУЗЫ РОССИИ Как Министерство Образования России уничтожает ведущие ВУЗы страны, продаёт их имущество и земли?

Joker-Point:

Алексей Трашков: Министр культуры России предложил исключить из школьной программы Толстого и Достоевского. Владимир Мединский считает, что ни «Преступление и наказание» Федора Достоевского, ни «Анну Каренину» Льва Толстого, ни «Что делать?» Николая Чернышевского читать в школе не надо. * * * Еще надо подумать, стоит ли изучать в школе Тургенева. Не слишком ли сложно для людей масштаба Мединского к примеру "Му му"

440Гц: Может ли образование спасти экономику? Тамара Ляленкова Опубликовано 24.01.2016 Итоги Гайдаровского форума обсуждаются с ректором МГПУ Игорем Реморенко, деканом факультета социальных наук МВШСЭН Виктором Вахштайном, деканом факультета Liberal Arts College РАНХиГС Евгением Мироновым и экспертом Школьной Лиги РОСНАНО Анатолием Шперхом. http://www.svoboda.org/media/video/27501977.html

Joker-Point: 10:36 , 22 февраля 2016 «Будем сами дуть в свои паруса!» АВТОР Виктор Шендерович журналист Если бы речь в этом тексте шла не о поддержке образования, я бы начал его антинаучным заявлением «свято место пусто не бывает». Но пускай будет по-научному: вода дырочку найдет! Смысл тот же. …В мае 2015-го, под наглым давлением государства, Дмитрий Борисович Зимин закрыл свой фонд «Династия». Многие годы этот фонд поддерживал молодых российских ученых, вкладывал огромные суммы в просвещение — и вошел, наконец, в антагонистическое противоречие с курсом партии и правительства: путинская Россия твердо взяла курс на скрепы! И то сказать: либо лента Мебиуса, либо пояс Богородицы. Боливар не вынесет двоих. Но государство государством, а есть еще и подопытная страна, и в ней живут люди. И эти люди (их миллионы, кстати) совершенно не согласны становиться молчаливо-православной разновидностью Ирана. И еще не все из них уехали, с перепуга и отвращения, туда, где науку исправно финансирует государство — или, как минимум, не мешает это делать своим гражданам! И вот, на волне протестов после закрытия «Династии», возник фонд «Эволюция». Его задачи вполне соответствуют общему направлению славного зиминского фонда: издание и распространение научной литературы, просветительские мероприятия… Поглядите здесь, что уже сделано и что планируется сделать — пальчики оближешь! Поскольку никакого аналога Зимина в стране более не наблюдается (в нынешней России ты либо богат, либо свободен), «Эволюция» стартовала с небольшим количеством частных спонсоров, уповая, по преимуществу, на нерусское слово «краудфандинг», — на складчину! На сайте «Планета» был объявлен сбор средств, и по срокам, на все про все, осталось примерно три недели… Вот я и пишу вам с предложением поучаствовать. Потому что если в стране не будет науки и образования, в ней скоро не останется ничего, кроме группы феодалов, их обслуги, артистов для корпоративов и какого-то количества пейзан на самообеспечении, по периметру… Картошка, спору нет, будет расти при любой государственной политике, но Ландау с Вавиловым — сами не вырастут нигде. Давайте скинемся на науку и образование в России. Поддержим замечательное дело, а заодно и продемонстрируем, что нам, россиянам, это нужно: с сильной социальной поддержкой проекта фонду легче будет потом стучаться к спонсорам… Как писал Станислав Ежи Лец, будем сами дуть в свои паруса!ПЕРЕПОСТ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ГРОМКИМ КРИКОМ РАДОСТИ.

440Гц: КУЛЬТУРА / ВЫПУСК № 18 ОТ 19 ФЕВРАЛЯ 2016 Время оксюморона Дмитрий Быков Про то, что тебя разрывает пополам 19.02.2016 «Новая» предложила мне обсуждать с сыном происходящее в молодежной культуре. В первой колонке мы говорим об удачных дебютах и стартапах последнего года — главным образом в искусстве. Он молодой, ему видней. Сыну семнадцать лет, он мальчик сдержанный и об искусстве вслух высказывается неохотно. Но тут я припер его к стенке: существует ли сегодня рецепт успеха? — Нет. — Почему? — Не знаю. Но точно одно: если раньше успех был просчитываем хоть в какой-то степени, сегодня это вообще непредсказуемая вещь. Раньше прогремел «Гарри Поттер» — и все пишут про мальчика-волшебника, потом рванул Дэн Браун — все пишут про код имени собственного. Теперь практически любая франшиза обречена, или уж это должен быть миф вроде «Звездных войн». Повторять успех, тиражировать достижения вообще уже невозможно. Кто собирается так делать, передай, что не получится. — У тебя есть объяснение? — Никакого. Ну или так: сегодня может выстрелить только безупречно новая вещь, потому что, подозреваю, что это так везде, не только в России, — очень высока неопределенность. С равной вероятностью может жахнуть, может пронести. Ну это как с девушкой, если ты еще помнишь, как это вообще бывает. На известном уровне отношений одинаково легко… — Пожениться и разбежаться. — Да. Так и бывает, все этапы пройдены, надо уже что-то делать, и тогда — вот такая развилка. Сейчас, грубо говоря, весь мир в таком состоянии. И значит, цениться будет только то, что контактирует с этой твоей внутренней неуверенностью. Только то, в чем есть это же противоречие. Объяснить понятней не могу. — Ничего, я понимаю. — И вот поэтому — сейчас вообще время оксюморона, если хочешь. Оксимирона. Ты его слышал? — Слышал, не понимаю, от чего вы все сходите с ума. — Во-первых, это абсолютно новый жанр — рэп-поэма. Ты в курсе сюжета «Горгорода»? — Совершенно его не уловил. Есть ужасный Горгород, в нем герой, который влюбляется… — Он поэт, его упрекают в том, что он никак не участвует в общественной жизни, потому что там мэр бандит, вообще власть бандитов. И он влюбляется, этот герой, в анархистку. Она его вовлекает, его сажают, тут оказывается, что она дочь мэра… — Лихо. — …Его выпускают, а потом убивают. Рэп — он как бы не рассчитан на сквозной сюжет, на крупную форму, а тут одиннадцать треков, все разные. Во-вторых, Оксимирон все-таки в Англии учился, он просвещенный чел. — Это уже было у Шнура. — Но в нем — в отличие, прости, от Шнура — чувствуется культура. Чувствуется хотя бы на уровне стиха. — Андрей, какая там культура стиха? Там плохие рифмы… — Там полисиллабические рифмы, отец. — Многоударные? — Составные. В рэпе это принято. Это как раз по твоей части. — Но у него и голос, знаешь… — А это нормальный рэпчатый голос. И это тоже оксюморон: классная музыка, очень свежий звук — при действительно таком довольно режущем голосе. И это почти на грани китча, но не переходя туда никогда. И все-таки там есть общественная, что ли, проблема, потому что это сейчас непременная часть любого успеха. — Но все-таки Оксимирон — это не совсем стартап. Его знали. — Чистый стартап — это Монеточка. — Кто? — Лиза Гырдымова, она же Монеточка, екатеринбургская лицеистка. Вот это действительно звезда YouTube, раскрутившаяся с нуля. Она поет таким зверюшиным голосом, if you know what I mean… — Не забывай, сынок, что зверюш придумали мы с твоей матерью. — Ну вот. Но то, что она поет, совсем не зверюшливо. Оно насмешливо, в меру цинично. «Я поднимаю свой милкшейк за то, чтоб было все кавайно». Внешне она рыжая, бледная, очень благовоспитанная, интересуется опять же анархизмом, много читает, песни довольно социальные, кстати, и в них виден ум. — Что ты называешь умом? — Не знаю. Ну, допустим, есть три вида ума. Есть ум-эрудиция, который примерно, как жилетка у Вассермана. Это нечто отягощенное множеством карманов и предметов в этих карманах, большинством из которых человек вообще не умеет пользоваться. Есть ум как умение себя вести, делать то и не делать се. И есть ум-самонаблюдение… — Это называется рефлексия. — Допустим. Это когда ты наблюдаешь за собой и на себе видишь закономерности. Вот у нее такой ум. Она в одном интервью, когда ее тупо спросили, как ей приходят темы песен, — сказала: иногда услышишь обрывок чужой фразы, и приходит тема. Вот это действительно так бывает, я знаю. То есть она все знает про себя. — А оксюморон в чем? — Ну в том, что она такая как бы дитя со взрослыми и довольно жесткими стихами. Монеточка, но довольно дорогая. — Хорошо. А в кино? — Чтобы стартап? Безусловно «Чайка». — Чеховская? Кто сделал? — Навальная «Чайка». Кино Навального. Вот тут уже чистый оксюморон, потому что сделано вроде как в стиле энтэвэшного расследования, но расследование при этом настоящее, хотя обставлено пародийно и со всяческим стебом. Наши все посмотрели. То есть вообще почти нереально увидеть человека лет двадцати, чтобы он это не смотрел. Это хит сезона. — А мне казалось, что удачный стартап в кино — это «Три»… — Это Хвалеев, да. Это хороший триллер, местами страшный, сделанный на медные деньги с непрофессионалами. Но я не думаю, что это хит. — Нет социалки? — Социалка есть. Нет оксюморона. Он нормальный профессиональный фильм. А надо, чтобы в этом профессиональном была трещина. — Зачем? — Иначе не срезонирует. Раньше надо было быть профессионалом. А сейчас надо, чтобы тебя разрывало пополам. www.novayagazeta.ru/arts/71928.html

440Гц: Ольга Васильева, министр образования и науки РФ 12.12.2016 Свои первые 100 дней пребывания на посту министра Ольга Васильева отметила невиданной прежде административной инициативой. Она направила в правительство предложения о сокращении затрат на реализацию федеральной программы развития образования до 2020 года. Общая сумма урезается на 20 процентов — со 113 до 89,6 млрд рублей. Субсидии регионам на развитие образования сократятся с 13,3 до 9,9 млрд рублей. Будут урезаны капитальные вложения в строительство и ремонт учебных корпусов школ, колледжей, университетов и вузовских общежитий. Сократятся расходы на создание условий для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья в средней, профессиональной и высшей школе, на поддержку детей в частных детских садах, на финансирование дополнительного образования, на разработку новых вузовских программ и многое другое. Как говорят источники, учительские зарплаты тоже предполагается урезать: будет гарантированная выплата только 70 процентов оклада, а 30 процентов — в виде различных надбавок и премий, которые могут быть, а могут и не быть. При назначении Ольги Васильевой в августе этого года "Огонек" писал, что прежнего министра уволили за то, что тот не соглашался сокращать расходы на образование. После чего Ольга Юрьевна провела яркую пиар-кампанию — высказалась о Сталине, православии в школах, а также о необходимости трудового воспитания и увеличении зарплат педагогов. А пока общественность бурно обсуждала вброшенные темы, в недрах министерства, оказывается, вызревала совсем другая идея — о самоурезании финансирования. Может, это тренд такой, и теперь надо ждать встречной инициативы из Минздрава? Александр Трушин http://kommersant.ru/doc/3149747



полная версия страницы