Форум » Наука, культура. » Правозащитное движение в России » Ответить

Правозащитное движение в России

440Гц: Ни для кого не секрет, что с защитой прав в России не всё благополучно. В то же время, имеет место целое движение, которое на протяжении десятков лет самоотверженно и жервенно пытается создать гарантированную систему защиты личных прав граждан. О них и пойдёт речь в данной теме.

Ответов - 68, стр: 1 2 3 All

440Гц: "Обзывает палачами следователей НКВД". Почему ФСБ отказалась выдать документы из архива Управление ФСБ по Москве отказалось выдать материалы из рассекреченного архива московскому историку Сергею Прудовскому, сославшись на то, что в них есть конфиденциальная информация и гриф "для служебного пользования". Речь идет о протоколах заседания особой тройки НКВД в годы Большого террора – в 1937-1938 годах. Сергей Прудовский – тот самый человек, который летом 2018 года первым узнал об уничтожении в архивах МВД Магаданской области учетных карточек – документов, которые являются важным источником информации о жизни заключенных в лагерях ГУЛАГа. Выяснить это Прудовскому удалось, отслеживая судьбу осужденного крестьянина Федора Чазова. На этот раз в поле зрения исследователя – репрессии по национальному признаку в годы Большого террора. Известно, что отдельные "национальные операции" в целях борьбы со "шпионами" проводились против поляков, немцев, латышей, греков, харбинцев, китайцев, румын и многих других этнических и языковых меньшинств в СССР. Прудовский рассказал Настоящему Времени, что за документы он попытался получить и почему ФСБ и суд ему отказали: – В первый раз Управление ФСБ мне отказало в 2017 году. Я обратился в суд, суд подтвердил правильность отказа. В решении было записано: это связано с тем, что в документах имеются фамилии членов тройки, которые являются конфиденциальными данными. Но меня не интересуют фамилии членов тройки, эти люди известны, это никакой не секрет: начальник управления НКВД, первый секретарь обкома партии, областной прокурор. В 2018 году я запросил в Управлении ФСБ по Москве копии документов или архивные выписки с удалением, закрытием этих фамилий членов тройки. Но мне снова отказали. На этот раз они сослались на закон "Об информации". Но сам закон "Об информации" говорит о том, что он не распространяется на архивные документы, созданные более 75 лет назад и хранящиеся в открытых фондах архивов. А запрошенные мной документы рассекречены и являются документами архивного фонда Российской Федерации – то есть закон "Об информации" на них не распространяется. Сегодня я отправил новый запрос, с опровержением из закона "Об информации". – По какому принципу вы запрашиваете эти протоколы? В определенном регионе или по определенному виду репрессий? – Когда проходили массовые "национальные операции", осуждение происходило решением комиссии НКВД и прокурора – то есть двойкой. К концу этих операций скопилось очень большое количество дел, которые не рассмотрены. Тогда было дано указание создать особые тройки, которые рассмотрят эти оставшиеся дела по массовым операциям. Все протоколы заседаний этих троек хранятся в регионах, в отдельных субъектах федерации, они не централизованы. Вот такой протокол особой тройки по Москве я и запросил. Насколько я знаю, то ли 150, то ли 170 человек прошло через эту особую тройку в Москве. – А в архивы других регионов вы уже отправляли такие запросы? – В архиве Омской области мне эти документы предоставили без всяких проблем. В других регионах еще не запрашивал, просто охватить пока все не могу. В Москве будет быстрее и проще, я считал, но ошибся. – Чем вызван ваш интерес именно к этим национальным операциям? Вы пишете какую-то книгу, исследование? – Я занимался очень плотно "харбинской операцией" (жители Харбина – узловой станции Китайско-Восточной железной дороги и сотрудники КВЖД были массово репрессированы по обвинению в шпионаже в пользу Японии, позже реабилитированы – НВ), потому что мой дедушка работал на КВЖД. Потом стал интересоваться остальными массовыми операциями. О книге говорить пока рано, но материал у меня есть. – Как вы думаете, что означает это решение? ФСБ пытается "засекречивать" рассекреченные архивы? – Если судить по материалам судебного разбирательства, это, с одной стороны, связано с отношением ко мне как к исследователю, а с другой стороны, это нежелание открыть документы. Чтобы не было лишних доказательств фальсификации уголовных дел, которые осуществлялись сотрудниками НКВД. – Что значит "отношение к вам как к исследователю"? У ФСБ к вам что-то личное? – В суде их представитель заявил: Прудовский обзывает палачами следователей НКВД, которые фальсифицировали дела. Да, я называю их палачами, я от этого не отказываюсь, я писал об этом в газетах. Но это смешная причина для отказа. https://www.currenttime.tv/a/prudovsky-vs-fsb/29821001.html

440Гц: Режим прекращает финансировать своих оппонентов

440Гц: Памятка для родителей: что происходит, если подростка задержали на митинге Первое, о чем нужно помнить, — несовершеннолетних нельзя задерживать больше чем на три часа. Раньше правоохранительные органы достаточно часто пытались оставлять граждан младше 18 лет в участках на срок до 48 часов, пользуясь несовершенной формулировкой КоАП, но сейчас у них такой возможности нет. Второе — задерживать можно только подростков, достигших возраста 16 лет. Для тех, кто младше, задержание в принципе невозможно, но при этом нужно учитывать, что ребенка, которого полиция обнаружила на митинге, могут отправить в центр временного содержания несовершеннолетних. Это делается, если, по мнению органов, ребенок совершил административное правонарушение, но не может нести за него ответственность, так как не достиг возраста привлечения — для того, чтобы не допустить повторного правонарушения. Если подростка младше 16 лет отправили в центр временного содержания, его родителей должны оповестить об этом и они имеют право сразу же его забрать. Однако не факт, что на практике это правило работает, поэтому, если ребенок потерялся или не вернулся домой после митинга, обзвонить приемники-распределители — это хорошая идея. Третье — родителей несовершеннолетнего задержанного обязательно должны поставить в известность о его задержании. Однако ничего не говорит о том, когда именно это нужно сделать, поэтому, учитывая короткий срок задержания, родителям часто звонят лишь формально, когда уже собираются отпускать их ребенка. Перед тем как отправить задержанного подростка в отдельное помещение, его вещи могут досмотреть. В этом случае нужно настаивать на присутствии двух понятых либо на ведении видеозаписи. Естественно, протокол досмотра также должен быть составлен и подписан. Несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых задержанных, и это очень важный момент. Есть и отдельные требования к помещению, в котором он будет находиться: его площадь, например, должна быть не менее 2 кв. м на одного человека, и это часто не соблюдается. Задержанные имеют право требовать, чтобы их вывели в туалет (оно, как я понимаю, сейчас повсеместно нарушается), а также чтобы им оказали медицинскую помощь в случае необходимости. Естественно, несовершеннолетние задержанные имеют право на адвоката. Однако защитников к ним порой не допускают — чтобы обойти эту норму, органы объявляют специальное положение на территории ОВД. Бороться с этим сложно, но нужно помнить, что к КоАП такие действия точно не имеют уже никакого отношения. Новая реальность: почему арест Навального создает опасный прецедент Памятка для родителей 1. Если ваш ребенок все-таки вдруг оказался на митинге, ему было бы полезно иметь с собой: — Паспорт. — Телефон — желательно такой, который не жалко потерять или разбить. — Зарядку для телефона или пауербанк. — Воду в пластиковой бутылке. — Визитки родителей или адвоката. 2. На случай любых непредвиденных ситуаций стоит своевременно позаботиться об адвокате (хотя бы узнать, как и с кем можно связаться). Иначе в случае возникновения проблем у вас будет очень мало времени на поиск защитника. В принципе есть адвокаты, которые во время подобных мероприятий дежурят у ОВД и помогают задержанным бесплатно. Но вы не можете заранее угадать, в какое именно отделение отвезут вашего ребенка. Если вы не можете связаться с ребенком после окончания митинга и не знаете, где он находится: — Позвоните на горячий номер правозащитной организации «ОВД-Инфо»: 8 800 707-05-28. Здесь оперативно собирается вся доступная информация о задержанных и пострадавших. Далее тут: https://www.forbes.ru/forbeslife/419845-pamyatka-dlya-roditeley-chto-proishodit-esli-podrostka-zaderzhali-na-mitinge


440Гц: Сахаровский центр Остановить полицейское насилие и массовое нарушение фундаментальных прав человека 4 февраля 2021 В последние дни мы стали свидетелями нового витка беззакония и репрессий со стороны властей в отношении российских граждан. Преследование российскими властями Алексея Навального в последние недели вызвало справедливое возмущение огромного числа граждан по всей России. Произвольное задержание его на границе, фарсовое судебное заседание в отделении полиции о мере пресечения и неправосудное решение суда 2 февраля о замене условного срока на реальное лишение свободы однозначно воспринимается как политически мотивированное преследование Навального за его оппозиционную деятельность и как запугивание всех активных граждан, выступающих за перемены в стране. Ответом властей на возмущение людей по всей стране, выраженное мирно в соответствии с гарантиями прав человека, установленными Конституцией и ратифицированными нашей страной международными договорами, стали массовые необоснованные задержания, в том числе превентивные, административные аресты и жестокие избиения участников мирных протестов. С возмущением и тревогой мы фиксируем беспрецедентную эскалацию необоснованного насилия со стороны правоохранительных органов в отношении протестующих, журналистов, выполняющих свою работу, и даже случайных прохожих. Никогда в истории современной России не было такого количества избитых, задержанных и арестованных, как в эти дни. Напомним, что ЕСПЧ неоднократно отмечал, что отсутствие согласования не является основанием для разгона мирной демонстрации. Не менее массовый характер приняло нарушение прав задержанных в ходе протестов. В ожидании суда или начала отбытия административного ареста их содержат в бесчеловечных условиях, близких к пыткам; многие не имеют возможности получить продукты и необходимые лекарства и воспользоваться своим конституционным правом на правовую защиту адвокатами. Продолжается практика фальсификации административных дел в отношении задержанных. Особую тревогу вызывает у нас инициирование политически мотивированных уголовных дел о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, подготовке массовых беспорядков и т.д. В результате мы имеем все основания опасаться существенного расширения списка политических заключенных в нашей стране. Мы требуем от российских властей: • остановить полицейское насилие и массовое нарушение фундаментальных прав на свободу мирных собраний, свободу выражение мнений, защиту от пыток и на справедливый суд; • документировать и провести эффективное расследование всех случаев насилия в отношении протестующих и нарушения прав задержанных; • прекратить беззаконные задержания и фальсификацию административных дел в отношении протестующих; • обеспечить немедленный доступ адвокатов к задержанным и реализацию их права на защиту; • прекратить расследование уголовных дел в связи с прошедшими протестами по эпизодам, не связанным с применением насилия, а также освободить из-под стражи всех обвиняемых по остальным эпизодам; • отменить неправосудный приговор Алексею Навальному и освободить его. Мы призываем: • граждан России всеми доступными им мирными способами выражать несогласие с массовыми нарушениями прав человека, произвола и беззакония; • международные организации и правительства стран-партнеров нашей страны по соглашениям в области прав человека — дать принципиальную оценку нарушениям основополагающих прав человека, происходящим в России в последние недели. — Марина Агальцова, адвокат, Правозащитный Центр «Мемориал» — Галина Арапова, Центр защиты прав СМИ — Светлана Астраханцева, Московская Хельсинкская группа — Вячеслав Бахмин, Московская Хельсинкская группа — Валерий Борщев, Московская Хельсинкская группа — Александр Верховский, Центр «Сова» — Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданское содействие» — Сергей Давидис, Правозащитный Центр «Мемориал» — Александр Даниэль, правозащитник — Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека — Наталия Евдокимова, Правозащитный Совет Санкт-Петербурга — Сергей Кривенко, Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия» — Лев Левинсон, правозащитник — Сергей Лукашевский, Сахаровский центр — Каринна Москаленко, Центр содействия международной защите — Олег Орлов, Правозащитный центр «Мемориал» — Оксана Парамонова, Солдатские матери Санкт-Петербурга — Лев Пономарев, НОО «За права человека» — Ян Рачинский, «Международный Мемориал» — Алексей Соколов, Ассоциация «Правовая основа» (Екатеринбург) — Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт» — Алла Фролова, ОВД-Инфо — Святослав Хроменков, Организация «Сибирь без пыток» — Валентина Череватенко, Союз «Женщины дона» — Александр Черкасов, Правозащитный Центр «Мемориал» — Елена Шахова, ОО «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург) Также читайте на нашем сайте: http://amp.gs/5fon

440Гц: «Тут, конечно, крыть уже нечем» (18+) Так руководство ФСИН комментирует видео пыток в ярославской колонии. И — начальники остаются на свободе. Публикуем новые страшные видео В распоряжении фонда «Общественный вердикт»* оказались новые видеозаписи с пытками заключенных в ярославской ИК-1. Эти до оторопи жуткие видео, которые мы публикуем сегодня, возможно, дадут следователям и суду дополнительный повод для размышлений о степени вины руководства как колонии, так и областного УФСИН. Дело в том, что фигурант одной из записей после пережитых пыток умер в больнице Рыбинска. Это ЧП, имевшее место еще в 2017 году, до сих пор не расследовано, и даже уголовного дела по данному факту возбуждено не было. Но герой второй записи с пытками — жив и охотно дает показания. Видео с его участием было снято 25 августа 2016 года, буквально за две недели до освобождения. Человек, который был подвергнут истязанию, просил нас скрыть его лицо и настоящее имя. В нашей публикации мы назовем его Андрей Иванов, однако все личные данные мы готовы предоставить следствию. https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/23/89336-tut-konechno-kryt-uzhe-nechem

440Гц: Открытое письмо А. Сахарова, В. Турчина и Р. Медведева с призывом провести демократизацию режима. 19 марта 1970 года известный советский ученый академик А.Д. Сахаров, физик В.Ф. Турчин и историк Р.А. Медведев составили и направили в ЦК КПСС, Брежневу, в Совет Министров СССР А.Н. Косыгину и в Президиум Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному открытое письмо следующего содержания: ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯМ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА Глубокоуважаемый Леонид Ильич! Глубокоуважаемый Алексей Николаевич! Глубокоуважаемый Николай Викторович! Мы обращаемся к Вам по вопросу, имеющему большое значение. Наша страна достигла многого в развитии производства, в области образования и культуры, в кардинальном улучшении условий жизни трудящихся, в формировании новых социалистических отношений между людьми. Эти достижения имеют всемирно-историческое значение, они оказали глубочайшее влияние на события во всем мире, заложили прочную основу для дальнейшего развития дела коммунизма. Но налицо также серьезные трудности и недостатки. В этом письме обсуждается и развивается точка зрения, которую кратко можно сформулировать в виде следующих тезисов: I. B настоящее время настоятельной необходимостью является проведение ряда мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни в стране. Эта необходимость вытекает, в частности, из тесной связи проблемы технико-экономического прогресса, научных методов управления с вопросами свободы информации, гласности и соревновательности. Эта необходимость вытекает также из других внутриполитических и внешнеполитических проблем. 2. Демократизация должна способствовать сохранению и укреплению советского социалистического строя, социалистической экономической структуры, наших социальных и культурных достижений, социалистической идеологии. 3. Демократизация, проводимая под руководством КПСС в сотрудничестве со всеми слоями общества, должна сохранить и упрочить руководящую роль партии в экономической, политической и культурной жизни общества. 4. Демократизация должна быть постепенной, чтобы избежать возможных осложнений и срывов. В то же время она должна быть глубокой, проводиться последовательно и на основе тщательно разработанной программы. Без коренной демократизации наше общество не сможет разрешить стоящих перед ним проблем, не сможет развиваться нормально. Есть основания полагать, что точка зрения, выраженная в этих тезисах, разделяется в той или иной степени значительной частью советской интеллигенции и передовой частью рабочего класса. Эта точка зрения находит свое отражение во взглядах учащейся и рабочей молодежи и в многочисленных дискуссиях в узком кругу. Однако мы считаем целесообразным изложить эту точку зрения в связной письменной форме, с тем, чтобы способствовать широкому и открытому обсуждению важнейших проблем. Мы стремимся к позитивному и конструктивному подходу, приемлемому для партийно-государственного руководства страны, стремимся к разъяснению некоторых недоразумений и необоснованных опасений[1]. В течение последнего десятилетия в народном хозяйстве нашей страны стали обнаруживаться угрожающие признаки разлада и застоя, причем корни этих трудностей восходят к более раннему периоду и носят весьма глубокий характер. Неуклонно снижаются темпы роста национального дохода. Возрастает разрыв между необходимым для нормального развития и реальным вводом новых производственных мощностей. Налицо многочисленные факты ошибок в определении технической и экономической политики в промышленности и сельском хозяйстве, недопустимой волокиты при решении неотложных вопросов. Дефекты в системе планирования, учета и поощрения часто приводят к противоречию местных и ведомственных интересов с общегосударственными, общенародными. В результате резервы развития производства должным образом не выявляются и не используются, а технический прогресс резко замедляется. В силу тех же причин нередко бесконтрольно и безнаказанно уничтожаются природные богатства страны: вырубаются леса, загрязняются водоемы, затопляются ценные сельскохозяйственные земли, происходит эрозия и засолонение почвы и т. п. Общеизвестно хронически тяжелое положение в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве. Реальные доходы населения в последние годы почти не растут, питание, медицинское и бытовое обслуживание улучшаются очень медленно и территориально неравномерно. Растет число дефицитных товаров. В стране имеются явные признаки инфляции. Особенно тревожно для будущего страны замедление в развитии образования: наши общие расходы на образование всех видов втрое меньше, чем в США, и растут медленнее. Трагически возрастает алкоголизм и начинает заявлять о себе наркомания. Во многих районах страны систематически увеличивается преступность. В ряде мест все заметнее становятся симптомы явлений коррупции. В работе научных и научно-технических организаций усиливаются бюрократизм, ведомственность, формальное отношение к своим задачам, безынициативность. Решающим итоговым фактором сравнения экономических систем является, как известно, производительность труда. И здесь дело обстоит хуже всего. Производительность труда у нас по-прежнему остается во много раз ниже, чем в капиталистических странах, а рост ее резко замедлился. Это положение представляется особенно тревожным, если сравнить его с положением в ведущих капиталистических странах и, в частности, в США. Введя в экономику элементы государственного регулирования и планирования, эти страны избавились от разрушительных кризисов, терзавших ранее капиталистическое хозяйство. Широкое внедрение в хозяйство вычислительной техники и автоматики обеспечивает быстрый рост производительности труда, что в свою очередь способствует частичному преодолению некоторых социальных трудностей и противоречий (например, путем установления пособий по безработице, сокращения рабочего дня и т. п.). Сравнивая нашу экономику с экономикой США, мы видим, что наша экономика отстает не только в количественном, но – и что самое печальное – в качественном отношениях. Чем новее и революционнее какой-либо аспект экономики, тем больше здесь разрыв между США и нами. Мы опережаем Америку по добыче угля, отстаем по добыче нефти, газа и электроэнергии, вдесятеро отстаем по химии и бесконечно отстаем по вычислительной технике. Последнее особенно существенно, ибо внедрение ЭВМ в народное хозяйство – явление решающей важности, радикально меняющее облик системы производства и всей культуры. Это явление получило справедливо название второй промышленной революции. Между тем мощность нашего парка вычислительных машин в сотни раз меньше, чем в США, а что касается использования ЭВМ в народном хозяйстве, то здесь разрыв так велик, что его невозможно даже измерить. Мы просто живем в другой эпохе. Не лучше обстоит дело и в сфере научных и технических открытий. И здесь не видно возрастания нашей роли. Скорее, наоборот. В конце пятидесятых годов наша страна была первой страной в мире, запустившей спутник и пославшей человека в космос. В конце шестидесятых годов мы потеряли лидерство и в этой области (как и во многих других областях). Первыми людьми, ступившими на Луну, стали американцы. Этот факт является одним из внешних проявлений существенного и все возрастающего различия в ширине фронта научной и технологической работы у нас и в странах Запада. В двадцатые-тридцатые годы капиталистический мир переживал период кризисов и депрессий. Мы в это время, используя подъем национальной энергии, порожденный революцией, невиданными темпами создавали промышленность. Тогда был выброшен лозунг: догнать и перегнать Америку. И мы ее действительно догоняли в течение нескольких десятилетий. Затем положение изменилось. Началась вторая промышленная революция, и теперь, в начале семидесятых годов века, мы видим, что, так и не догнав Америку, мы отстаем от нее все больше и больше. В чем дело? Почему мы не только не стали застрельщиками второй промышленной революции, но даже оказались неспособными идти в этой революции вровень с развитыми капиталистическими странами? Неужели социалистический строй предоставляет худшие возможности, чем капиталистический, для развития производительных сил, и в экономическом соревновании между капитализмом и социализмом побеждает капитализм? Конечно, нет! Источник наших трудностей – не в социалистическом строе, а, наоборот, в тех особенностях, в тех условиях нашей жизни, которые идут вразрез с социализмом, враждебны ему. Этот источник – антидемократические традиции и нормы общественной жизни, сложившиеся в сталинский период и окончательно не ликвидированные и по сей день. Внеэкономическое принуждение, ограничения на обмен информацией, ограничения интеллектуальной свободы и другие проявления антидемократических извращений социализма, имевшие место при Сталине, у нас принято рассматривать как некие издержки процесса индустриализации. Считается, что они не оказали серьезного влияния на экономику страны, хотя и имели тяжелейшие последствия в политической и военных областях, для судеб обширных слоев населения и целых национальностей. Мы оставляем в стороне вопросы, насколько эта точка зрения оправдана для ранних этапов развития социалистического народного хозяйства – снижение темпов промышленного развития в предвоенные годы скорее говорит об обратном. Но не подлежит сомнению, что с началом второй промышленной революции эти явления стали решающим экономическим фактором, стали основным тормозом развития производительных сил страны. Вследствие увеличения объема и сложности экономических систем на первый план выдвинулись проблемы управления и организации. Эти проблемы не могут быть решены одним или несколькими лицами, стоящими у власти и «знающими все». Они требуют творческого участия миллионов людей на всех уровнях экономической системы. Они требуют широкого обмена информацией и идеями. В этом отличие современной экономики от экономики, скажем, стран Древнего Востока. Однако на пути обмена информацией и идеями мы сталкиваемся в нашей стране с непреодолимыми трудностями. Правдивая информация о наших недостатках и отрицательных явлениях засекречивается на том основании, что она «может быть использована враждебной пропагандой». Обмен информацией с зарубежными странами ограничивается из боязни «проникновения враждебной идеологии». Теоретические обобщения и практические предложения, показавшиеся кому-то слишком смелыми, пресекаются. В корне, без всякого обсуждения под влиянием страха, что они могут «подорвать основы». Налицо явное недоверие к творчески мыслящим, критическим активным личностям. В этой обстановке создаются условия для продвижения по служебной лестнице не тех, кто отличается высокими профессиональными качествами и принципиальностью, а тех, кто на словах отличаясь преданностью делу партии, на деле отличается лишь преданностью своим узко личным интересам или пассивной исполнительностью. Ограничения свободы информации приводят к тому, что не только затруднен контроль за руководителями, не только подрывается инициатива народа, но и руководители промежуточного уровня лишены и прав и информации и превращаются в пассивных исполнителей, чиновников. Руководители высших органов получают слишком неполную, приглаженную информацию и тоже лишены возможности эффективно использовать имеющиеся у них полномочия. Хозяйственная реформа 1965 года является в высшей степени полезным и важным начинанием, призванным решить кардинальные вопросы нашей экономической жизни. Однако мы убеждаемся, что для выполнения всех ее задач недостаточно только чисто экономических мероприятий. Более того, эти экономические мероприятия не могут быть проведены полностью без реформ в сфере управления, информации, гласности. То же самое относится и к таким многообещающим начинаниям, как организация фирм комплексных производственных объединений с высокой степенью самостоятельности в хозяйственных, финансовых и кадровых вопросах. Какую бы конкретную проблему экономики мы ни взяли, мы очень скоро придем к выводу, что для ее удовлетворительного решения необходимо научное решение таких общих, принципиальных проблем социалистической экономики, как формы обратной связи в системе управления, ценообразование при отсутствии свободного рынка, общие принципы планирования и др. Сейчас много говорится у нас о необходимости научного подхода к проблемам организации и управления. Это, конечно, правильно. Только научный подход к этим проблемам позволит преодолеть возникшие трудности и реализовать те возможности в руководстве экономикой и технико-экономическим прогрессом, которые в принципе дает отсутствие капиталистической собственности. Но научный подход требует полноты информации, непредвзятости мышления и свободы творчества. Пока эти условия не будут созданы (причем не для отдельных личностей, а для масс), разговоры о научном управлении останутся пустым звуком. Нашу экономику можно сравнить с движением транспорта через перекресток. Пока машин было мало, регулировщик легко справлялся со своими задачами, а движение протекало нормально. Но поток машин непрерывно возрастает, и вот возникает пробка. Что делать в такой ситуации? Можно штрафовать водителей и менять регулировщиков, но это не спасет положения. Единственный выход – расширить перекресток. Препятствия, мешающие развитию нашей экономики, лежат вне ее, в сфере общественно-политической, и все меры, не устраняющие этих препятствий, обречены на неэффективность. Пережитки сталинского периода отрицательно сказываются на экономике не только непосредственно, из-за невозможности научного подхода к проблемам организации и управления, но в не меньшей степени косвенно, через общее снижение творческого потенциала представителей всех профессий. А ведь в условиях второй промышленной революции именно творческий труд становится все более и более важным для народного хозяйства. В этой связи нельзя не сказать и о проблеме взаимоотношений государства и интеллигенции. Свобода информации и творчества необходима интеллигенции по природе ее деятельности, по ее социальной функции. Стремление интеллигенции к увеличению этой свободы является законным и естественным. Государство же пресекает это стремление путем всевозможных ограничений, административного давления, увольнений с работы и даже судебных процессов. Это порождает разрыв, взаимное недоверие и глубокое взаимное непонимание, делающее трудным плодотворное сотрудничество между партийно-государственным слоем и самыми активными, то есть самыми ценными для общества слоями интеллигенции. В условиях современного индустриального общества, когда роль интеллигенции непрерывно возрастает, этот разрыв нельзя охарактеризовать иначе как самоубийственный. Подавляющая часть интеллигенции и молодежи понимает необходимость демократизации, понимает также необходимость осторожности и постепенности в этом деле, но не может понять и оправдать акций, имеющих явно антидемократический характер. Действительно, как оправдать содержание в тюрьмах, лагерях и психиатрических клиниках лиц, хотя и оппозиционных, но оппозиция которых лежит в легальной области, в сфере идей и убеждений? В ряде же случаев речь идет не о какой-то оппозиции, а просто о стремлении к информации, к смелому и непредвзятому обсуждению общественно-важных вопросов. Недопустимо содержание в заключении писателей за их произведения. Нельзя понять и оправдать также нелепые, вреднейшие шаги, как исключение из Союза писателей крупнейшего и популярнейшего советского писателя, глубоко патриотичного и гуманного по всей своей деятельности, как разгром редакции «Нового мира», объединявшего вокруг себя наиболее прогрессивные силы марксистско-ленинского социалистического направления! Необходимо вновь сказать также об идеологических проблемах. Демократизация с ее полнотой информации и соревновательностью должна вернуть нашей идеологической жизни (общественным наукам, искусству, пропаганде) необходимую динамичность и творческий характер, ликвидировав бюрократический, ритуальный, догматический, официально-лицемерный и бездарный стиль, который занимает сейчас в ней столь большое место. Курс на демократизацию устранит разрыв между партийно-государственным аппаратом и интеллигенцией. Взаимное непонимание уступит место тесному сотрудничеству. Курс на демократизацию вызовет прилив энтузиазма, сравнимый с энтузиазмом двадцатых годов. Лучшие интеллектуальные силы страны будут мобилизованы на решение народнохозяйственных и социальных проблем. Проведение демократизации – нелегкий процесс. Его нормальному течению будут угрожать с одной стороны индивидуалистические, антисоциалистические силы, с другой стороны – поклонники «сильной власти», демагоги фашистского образца, которые могут попытаться в своих целях использовать экономические трудности страны, взаимное непонимание и недоверие интеллигенции и партийно-государственного аппарата, существование в определенных кругах общества мещанских и националистических настроений. Но мы должны осознать, что другого выхода у нашей страны нет, и что эту трудную задачу решать надо. Проведение демократизации по инициативе и под контролем высших органов позволит осуществить этот процесс планомерно, следя за тем, чтобы все звенья партийно-государственного аппарата успевали перестроиться на новый стиль работы, отличающийся от прежнего большей гласностью, открытостью и более широким обсуждением всех проблем. Нет сомнения, что большинство работников аппарата – люди, воспитанные в современной высокоразвитой стране – способны перейти на этот стиль работы и очень скоро почувствуют его преимущества. Отсев незначительного числа неспособных пойдет лишь на пользу аппарату. Мы предлагаем следующую примерную программу мероприятий, которую можно было бы осуществить в течение четырех-пяти лет: 1. Заявление высших партийно-правительственных органов о необходимости дальнейшей демократизации, о темпах и методах ее проведения. Опубликование в печати ряда статей, содержащих обсуждение проблем демократизации. 2. Ограниченное распространение (через партийные органы, предприятия и учреждения) информации о положении в стране и теоретических работ по общественным проблемам, которые пока нецелесообразно делать предметом широкого обсуждения. Постепенное увеличение доступности таких материалов до полного снятия ограничений. 3. Широкая организация комплексных производственных объединений (фирм) с высокой степенью самостоятельности в вопросах производственного планирования, технологического процесса, сбыта и снабжения, в финансовых и кадровых вопросах. Расширение таких же прав для более мелких производственных единиц. Научное определение после тщательных исследований форм и объема государственного регулирования. 4. Прекращение глушения иностранных радиопередач. Свободная продажа иностранных книг и периодических изданий. Вхождение нашей страны в международную систему охраны авторских и редакторских прав. Постепенное (3-4 года) расширение и облегчение международного туризма в обе стороны, облегчение международной переписки, а также другие мероприятия по расширению международных контактов, с опережающим развитием этих тенденций по отношению к странам СЭВ. 5. Учреждение института по исследованию общественного мнения. Сначала ограниченная, а затем полная публикация материалов, показывающих отношение населения к важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, а также других социологических материалов. 6. Амнистия политических заключенных. Постановление об обязательной публикации полных стенографических отчетов о судебных процессах, имеющих политический характер. Общественный контроль за местами заключения и психиатрическими учреждениями. 7. Осуществление ряда мероприятий, способствующих улучшению работы судов и прокуратуры, их независимости от исполнительной власти, местных влияний, предрассудков и связей. 8. Отмена указания в паспортах и анкетах о национальности. Единая паспортная система для жителей города и деревни. Постепенный отказ от системы прописки паспортов, проводимый параллельно с выравниванием территориальных неоднородностей экономического и культурного развития. 9. Реформы в области образования. Увеличение ассигнований на начальную и среднюю школы, улучшение материального положения учителей, их самостоятельности, права на эксперимент. 10. Принятие закона о печати и информации. Обеспечение возможности создания общественными организациями и группами граждан новых печатных органов. Полная отмена предварительной цензуры во всех ее видах. 11. Улучшение подготовки руководящих кадров, владеющих искусством управления. Создание практики стажеров. Улучшение информированности руководящих кадров всех ступеней, их права на самостоятельность, на эксперимент, на защиту своих мнений и проверку их на практике. 12. Постепенное введение в практику выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах в партийные и советские органы всех уровней, в том числе и при непрямых выборах. 13. Расширение прав советских органов. Расширение прав и ответственности Верховного Совета СССР. 14. Восстановление всех прав наций, насильственно переселенных при Сталине. Восстановление национальной автономии переселенных народов и предоставление возможности обратного переселения (там, где оно не было до сих пор осуществлено). 15. Мероприятия, направленные на увеличение гласности в работе руководящих органов в пределах, допускаемых государственными интересами. Создание при руководящих органах всех уровней консультативных научных комитетов, включающих высококвалифицированных специалистов различных специальностей. Этот план, конечно, надо рассматривать как примерный. Ясно также, что он должен быть дополнен планом экономических и социальных мероприятий, разработанным специалистами. Подчеркнем, что демократизация, сама по себе отнюдь не решает экономических проблем, она лишь создает предпосылки для их решения. Но без создания этих предпосылок экономические и технические проблемы не могут быть решены. От наших зарубежных друзей приходится слышать иногда сравнение СССР с мощным грузовиком, водитель которого одной ногой нажимает изо всех сил на газ, а другой – в то же самое время – на тормоз. Настало время более разумно пользоваться тормозом! Предлагаемый план показывает, по нашему мнению, что вполне возможно наметить программу демократизации, которая приемлема для партии и государства и удовлетворяет, в первом приближении, насущным потребностям развития страны. Естественно, что широкое обсуждение, глубокие научные, социологические, экономические, общеполитические исследования, практика жизни внесут существенные коррективы и дополнения. Но важно, как говорят математики, доказать «теорему существования решения». Необходимо также остановиться на международных последствиях принятия нашей страной курса на демократизацию. Ничто не может так способствовать нашему международному авторитету, усилению прогрессивных коммунистических сил во всем мире, как дальнейшая демократизация, сопровождаемая усилением технико-экономического прогресса первой в мире страны социализма. Несомненно возрастут возможности мирного сосуществования и международного сотрудничества, укрепятся силы мира и социального прогресса, возрастет привлекательность коммунистической идеологии, наше международное положение станет более безопасным. Особенно существенно то, что укрепятся моральные и материальные позиции СССР по отношению к Китаю, возрастут наши возможности (косвенно, примером и технико-экономической помощью) влиять на положение в этой стране в интересах народов обеих стран. Ряд правильных и необходимых внешнеполитических действий нашего правительства не понимается должным образом, так как информация граждан в этих вопросах очень неполна, а в прошлом имели место примеры явно неточной и тенденциозной информации. Это, естественно, не способствует доверию. Одним из примеров является вопрос об экономической помощи слаборазвитым странам. 50 лет назад рабочие разоренной войной Европы оказывали помощь умирающим от голода в Поволжье. Советские люди не являются более черствыми и эгоистичными. Но они должны быть уверены, что наши ресурсы расходуются на реальную помощь, на решение серьезных проблем, а не на строительство помпезных стадионов и покупку американских автомашин для местных чиновников. Положение в современном мире, возможности и задачи нашей страны требуют широкого участия в экономической помощи слаборазвитым странам, в сотрудничестве с другими государствами. Но для правильного понимания общественностью этих вопросов недостаточно словесных уверений, нужно доказать и показать, а это требует более полной информации, требует демократизации. Советская внешняя политика в своих основных чертах – это политика мира и сотрудничества. Но неполная информированность общественности вызывает беспокойство. В прошлом имели место определенные негативные проявления в советской внешней политике, которые носили характер мессианства, излишней амбициозности, и которые заставляют сделать вывод, что не только империализм несет ответственность за международную напряженность. Все негативные явления в советской внешней политике тесно связаны с проблемой демократизации, и эта связь имеет двусторонний характер. Вызывает очень большое беспокойство отсутствие демократического обсуждения таких вопросов, как помощь оружием ряду стран, в том числе, например, Нигерии, где шла кровопролитная война, причины и ход которой очень плохо известны советской общественности. Мы убеждены, что резолюция Совета Безопасности ООН по проблемам арабско-израильского конфликта является справедливой и разумной, хотя и недостаточно конкретной в ряде важных пунктов. Вызывает, однако, беспокойство – не идет ли наша позиция существенно дальше этого документа, не является ли она слишком односторонней? Является ли реалистической наша позиция о статуте Западного Берлина? Является ли всегда реалистическим наше стремление к расширению влияния в удаленных от наших границ местах в момент трудностей советско-китайских отношений, в момент серьезных трудностей технико-экономического развития? Конечно, в определенных случаях такая «динамичная» политика необходима, но она должна быть согласована не только с общими принципами, но и с реальными возможностями страны. Мы убеждены, что единственно реалистической политикой в век термоядерного оружия является курс на все более углубляющееся международное сотрудничество, на настойчивые поиски линий возможного сближения в научно-технической, экономической, культурной и идеологической областях, на принципиальный отказ от оружия массового уничтожения. Мы пользуемся случаем, чтобы высказать мнение о целесообразности односторонних и групповых заявлений ядерных держав о принципиальном отказе от применения первыми оружия массового уничтожения. Демократизация будет способствовать лучшему пониманию внешней политики общественностью и устранению из этой политики всех негативных черт. Это в свою очередь приведет к исчезновению одного из «козырей» в руках противников демократизации. Другой «козырь» – известное непонимание правительственно-партийных кругов и интеллигенции – исчезнет на первых же этапах демократизации. Что ожидает нашу страну, если не будет взят курс на демократизацию? Отставание от капиталистических стран в ходе второй промышленной революции и постепенное превращение во второразрядную провинциальную державу (история знает подобные примеры); возрастание экономических трудностей; обострение отношений между партийно-правительственным аппаратом и интеллигенцией; опасность срывов вправо и влево; обострение национальных проблем, ибо в национальных республиках движение за демократизацию, идущее снизу, неизбежно принимает националистический характер. Эта перспектива становится особенно угрожающей, если учесть опасность китайского тоталитарного национализма (которую в историческом плане мы рассматриваем как временную, но очень серьезную в ближайшие годы). Противостоять этой опасности мы можем, только увеличивая или хотя бы сохраняя существующий технико-экономический разрыв между нашей страной и Китаем, увеличивая ряды своих друзей во всем мире, предлагая китайскому народу альтернативу сотрудничества и помощи. Это становится очевидным, если принять во внимание большой численный перевес потенциального противника, его воинствующий национализм, а также большую протяженность наших восточных границ и слабую заселенность восточных районов. Поэтому застой в экономике, замедление темпов развития в сочетании с недостаточно реалистической внешней политикой (а нередко слишком амбициозной) на всех континентах может привести нашу страну к катастрофическим последствиям. Глубокоуважаемые товарищи! Не существует никакого другого выхода из стоящих перед страной трудностей, кроме курса на демократизацию, осуществляемого КПСС по тщательно разработанному плану. Сдвиг вправо, то есть победа тенденций жесткого администрирования, «завинчивания гаек», не только не решит никаких проблем, но, напротив, усугубит до крайности эти проблемы, приведет страну к трагическому тупику. Тактика пассивного выжидания приведет в конечном счете к тому же результату. Сейчас у нас еще есть возможность встать на правильный путь и провести необходимые реформы. Через несколько лет, быть может, будет уже поздно. Необходимо осознание этого положения в масштабе всей страны. Долг каждого, кто видит источник трудностей и путь к их преодолению, указывать на этот путь своим согражданам. Понимание необходимости и возможности постепенной демократизации – первый шаг на пути к ее осуществлению. 19 марта 1970 года А. Д. Сахаров В. Ф. Турчин Р. А. Медведев

440Гц: Zoom-марафон, посвященный 100-летию академика Андрея Дмитриевича Сахарова 21 мая исполняется 100 лет со дня рождения выдающего советского ученого и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. В этот день в московском офисе партии «Яблоко» откроется выставка фотографий Сахарова ( в 14:00 по мск), а после ее открытия (в 15:00) начнется zoom-марафон, участники которого расскажут о роли Андрея Дмитриевича в истории России и всего мира. На марафоне выступят: Николай Рыбаков, председатель партии «Яблоко» Сергей Ковалев, председатель общества «Мемориал» (видео обращение) Григорий Явлинский, председатель Федерального политического комитета партии «Яблоко» Владимир Мукусев, журналист Валерий Борщев, Сопредседатель Московской Хельсинкской группы Вячеслав Игрунов, политик, общественный деятель Максим Круглов, руководитель фракции «Яблоко» в Московской городской Думе Александр Архангельский, писатель, профессор Высшей школы экономики Пятрас Ауштрявичюс, депутат Европейского парламента (Renew Europe Group / ALDE), Литовская Республика (фиксированное время 16:00-16:20) Владимир Рыжков, политик, историк Борис Вишневский, заместитель председателя партии «Яблоко», депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Бахмин, Сопредседатель Московской Хельсинкской группы Корина Фусу, первый вице-президент Либеральной партии Молдовы, министр образования Молдовы (2015-2017) Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие», руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал» Дмитрий Глинский, председатель Русскоязычного общественного совета (Нью-Йорк, США) Александр Гнездилов, театральный режиссер, член Федерального политического комитета партии «Яблоко» Виктор Коган-Ясный, руководитель общественной организации «Региональная гражданская инициатива – право на жизнь и гражданское достоинство» Николай Катеринчук, лидер партии «Европейская партия Украины» (Киев, Украина) Борис Мисник, координатор Федерального политического комитета партии «Яблоко» Владимир Кара-Мурза, журналист Евгений Бунимович, депутат, председатель комиссии по образованию Московской городской думы

440Гц: Анна Политковская. Журналистка «Новой газеты» и первая жертва череды громких политических убийств Рассказывает Максим Кац. 0:00 НАЕЗД НА «НОВУЮ» 3:55 ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ 5:25 ПОЛИТКОВСКАЯ И ЧЕЧНЯ 14:05 ТЕРАКТЫ И ОТРАВЛЕНИЕ 17:40 УБИЙСТВО



полная версия страницы