Форум » Земляки » Витольд РУДЗИНЬСКИЙ » Ответить

Витольд РУДЗИНЬСКИЙ

Кузя: Витольд РУДЗИНЬСКИЙ РУДЗИНЬСКИЙ (Rudzinski) Витольд (р. 14 III 1913, Себеж, ныне Псковская обл.) - польский композитор, музыковед, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Окончил в 1937 в Вильнюсе Консерваторию им. М. Карловича по классу композиции у Т. Шелиговского, затем университет (философия, слав. филология). Совершенствовался как композитор у Н. Буланже и Ш. Кеклена в Париже (1938-39). Преподавал композицию в консерваториях в Вильнюсе (1939-42) и Лодзи (1945-47). Возглавлял муз. отдел Мин-ва культуры и искусства в Варшаве (1947-48), был гл. ред. журн. «Muzyka» (1950-56), ред. журн. «Spiewamy i tanczymy» (с 1954). С 1954 профессор композиции Гос. высшей школы музыки в Варшаве. Для творчества Р. характерны использование польск. муз. фольклора, образность муз. языка, частое обращение к программности. Опираясь на традиции, применяет и совр. технику письма. Как музыковед занимался гл. обр. изучением биографии С. Монюшки. Автор статей и рецензий в муз. периодике, популяризаторских работ. Соч.: оперы - Янко-музыкант (Janko Muzykant 1951, Бытом), Комендант Парижа (Кomendant Paryza, 1957, Познань), Прощальный приём греческих послов (Odprawa poslow greckich, 1962, Варшава), Суламифь (1964), Жёлтый чепец (Zolta szlafmyca, комич., 1969), Крестьяне (Chlopi, по повести В. Реймонта, 1972); оратория (лат.) Да славится Мать-Польша (Laude Mater Polonia, с чтецом, 1966), кантаты - Курпёвские песни (Piesni Кurpiowskie, для хора и орк., 1947), Крыша мира (Dach swiata, для чтеца и орк., 1960), Крестьянский путь (Chlopska droga, 1952); для орк. - симфонии (1938, 1944), увертюры, симф. сюиты, дивертисменты, ряд concerto grosso; концерты для фп. с орк. (1936, 1947); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартеты (1935, 1943), квинтет для струн. и флейты (1954), нонет для струн. и духовых (1947), прелюдия для кларнета, альта, арфы и ударных инструментов; К гражданину Джону Брауну (Do obywatela Johna Browna, для сопрано, влч., валторны, флейты и ударных, 1972); пьесы для арфы, для ударных; соч. для разл. духовых и для струн. с фп.; хоры; романсы; музыка для драм. театра и кино; обр. нар. танцев. Лит. соч.: Muzyka dla wszystkich, Кr., [1948]; Stanislaw Moniuszko, [Кr., 1954], 1972 (авторизов. пер. с польского - Монюшко, M., 1960); Stanislaw Moniuszko, cz. 1-2 [Кr. 1957-61, Studia i materialy]; Warsztat kompozytorski Beli Bartoka, [Кr., 1964]. (Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982) http://www.music-dic.ru/html-music-enc/r/6645.html

Ответов - 7

Кузя: 14 марта исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка Витольда Рудзиньского. Об этом себежанам напомнила статья Романа Чернова, посвящённая юбилею композитора и опубликованная в районной газете "Призыв". Несмотря на то, что на просторах интернета информация о Витольде Рудзиньском весьма скудная, Роману удалось найти свои источники информации, которые легли в основу публикации. Роман, надеюсь что данная статья интересна не только читателям "Призыва", но и тем, кто читает наш форум. Поэтому, если считаешь возможным, пожалуйста, опубликуй её здесь и для нас.

Кащейдер: Кузя пишет: опубликованная в районной газете "Призыв" Опубликованная! Я же даже не знал, да и не рассчитывал. С почином меня что ли! Спасибо!

Кащейдер: Да! Опубликую в том виде, в котором послал в "Призыв": К 100-летию со дня рождения Витольда Рудзиньского. «Великий поляк, забытый себежанин» 4 марта 1913 года в Себеже родился Витольд Рудзиньский, будущий композитор, педагог, теоретик и историк музыки. Он обучался композиторскому искусству в Вильнюсской музыкальной консерватории имени Мечеслава Карловича. Он продолжил обучение композиции в Париже под руководством Нади Буланже и Шарля Кёклина, а также в Грегорианском институте (1938-39). К тому же, Рудзиньский окончил курс славянской филологии в Вильнюсском университете имени Стефана Батория (1936). В период с 1939 по 1942 год он руководил теоретическим классом в Вильнюсской музыкальной консерватории. После войны он активно участвовал в музыкальной жизни Польши, занимал должности профессора Лодзьской музыкальной консерватории (1945-47), директора государственной школы для воспитания любви к музыке (филиал Лодзьского института народной музыки), музыкального редактора издательского кооператива "Читеник" (1945-52), был членом Государственного Издательского Совета (1946), директором департамента музыки при министерстве культуры и искусства (1947-48), художественным руководителем Государственного Филармонического Общества и Варшавской оперы (1947-48), шеф-редактором периодического издания "Музыка" (1950-56), председателем Польского Союза Композиторов (1951-52), а также его Варшавского Отделения (1962-68 и вновь 1977-1981). Помимо работы композитора, он занимался также и преподавательской деятельностью, музыкографией, написанием статей для музыкальных журналов и популяризацией музыки. Он был главой докторантуры Варшавской музыкальной академии имени Ф. Шопена. Витольд Рудзиньский автор нескольких книг опубликованных Польским Музыкальном Издательством (PWM), в том числе дидактическая работа "Как слушать музыку" (1947), популярная работа энциклопедического характера, "Музыка для всех" (1 изд. в 1948, 2-е изд. в 1966), книги "Что такое опера" (1 изд. в 1955, 2-е в 1960), "Композиторские техники Бэлы Барток (1964), "О музыке в компании громкоговорителя" (1975), и его великое сочинение трактат "Музыкальный ритм". Он также написал 2 тома полной биографии Монюшко (том 1. в 1955, том 2 - в 1961). Его популярная версия была опубликована в 1954 году в серии "Краткие музыкальные монографии" (5 изд. 1978). В серии "Карманная библиотека оперы" появилось исследование Рудзиньского "Халка" (1954,1972) и "Поместье с призраками" (1956). Композиторская публикация на тему Монюшко включает также ряд статей, опубликованных в музыкальной и литературной периодике. Витольд Рудзиньский получил несколько призов и государственных премий, таких как приз Второго Фестиваля Польской Музыки за его «Квинтет для флейты и струнных» (1954), медаль десятилетнего юбилея Польской Народной Республики (1955), офицерский и командирский кресты Ордена Польского Возрождения (1955 и 1960 соответственно) за его вклад в развитие культуры и искусства, Премию третьей степени министра культуры и искусств за композиторскую деятельность в области написания опер (1963). Также он удостоился особого упоминания на соревновании имени Пьера принца Монако за свою оперу "Отказ греческим послам"(1963), первый приз памяти Грига конкурса музыкального сообщества "Гармония" в Бергене за свои "Картины с Горы Святого Креста" (1965) и Премию Заслуг за его работу как организатора культурной работы (1979). В 1998 году Академия Музыки в Варшаве присвоила ему звание почетного доктора. Умер 29 февраля 2004 года.


Darina: Кащейдер пишет: Опубликованная! Я же даже не знал, да и не рассчитывал. С почином меня что ли! да в номере за 3 апреля 2013 года.

Кузя: Кащейдер, тогда с почином!

polonistyka: Я считаю, что наш город должен гордиться такими великими, известными людьми, тем более это композитор, поэт. И всячески привлекать этим туристов, особенно поляков. Поляки - люди-патриоты, их интересует от и до, в любых странах, что имеет отношение к их истории. Это ещё один отличный повод, поддерживать хорошие отношения. Думаю, памятника удостоен на нашей земле и Витольд Рудзиньский) А это для тех, кто немного владеет знаниями польского языка. Интервью дочери Витольда Рудзиньского. http://www.polskieradio.pl/8/1594/Artykul/799853/

Никифоровский: Уважаемый Роман Геннадиевич! К сожалению, Вы не указали сведений о родителях и предках Витольда Рудзиньского. Я встречал однофамильцев среди сосланных в Сибирь участников Польского восстания. В архивах Омска упоминается отставной фельдфебель Ефим (Юхим) Руд(з)инский и его дочь Феоктиста, первая супруга Омского Городского Головы Александра Васильевича Морозова. Когда у Вас будет возможность, сообщите какими источниками Вы пользовались при подготовке этой статьи. Адрес моей электронной почты прежний. Доброго Вам Здоровья! Димитрий Морозов-Никифоровский.



полная версия страницы