Форум » Поэзия » Геннадий Кононов » Ответить

Геннадий Кононов

Исаева Людмила : Геннадий Владимирович Кононов Родился 30 сентября 1959 года в городе Пыталово Псковской области. Закончил Псковский педагогический институт филологический факультет. Работал в начале и в конце преподавательского пути учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Один год был рабочим на заводе. Около 15 лет - преподавателем и воспитателем в школе для глухих и слабослышащих детей в г.Пыталово... Год - методистом в Управлении образования Пыталовского района. Но канцелярская работа показалась скучной - вернулся к преподаванию. Однако, своим призванием и смыслом жизни Геннадий Владимирович считал творчество. Он оставил потомкам около 2 000 стихов, полтора десятка повестей и загадку - тайну познания мира через образы... Публиковался при жизни в журналах «Русская провинция», «Юность», «Литературная учеба», в альманахах «Истоки», «Третье дыхание», «Скобари», «Приют неизвестных поэтов», в газетах «Литературная Россия», «Трибуна» и др. Многие стихи положены на музыку и стали образцами русского романса ХХ века. Фото Ольги Пятковской Возвращение. Там, где осень и полёт паутинок, там, где юность и ночная вода, я не верю в лак рекламных картинок: познаётся всякий сад по плодам. Там, где небо чуть повыше деревьев, там, где храмы так прижаты к земле, отыщу когда-то брошенный жребий в золочёном по краям сентябре. Я писал сюда в минуты бессонниц, только зря: на небесах адресат, и пролёты белокаменных звонниц опустели много вёсен назад. Отрешенные, как звёздные ночи, как беседы у чужого огня, Богоматери Любятовской очи навсегда заворожили меня. Над церквами луч закатный взметнулся. Рядом с этим всё дешёвка и тлен. Здравствуй, город, я вернулся, вернулся, я целую плиты царственных стен.

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 5 All

440Гц: http://gubernia.pskovregion.org/news/vecher-pamyati-gennadiya-kononova-v-pskove-tradicionno-proydet-nakanune-dnya-rozhde/ Источник света: В Пскове прошел вечер памяти поэта Геннадия Кононова 30.09.2016 10:17 ЦДИ, Псков Как, в нашем обычном представлении, поэт пишет стихи? Садится за массивный дубовый стол, нахмурив вдохновенное чело, устремляет взгляд в иные времена и пространства, рифмы рождаются в священном трепете и ложатся на белые лощеные листы. В доме тишина - никто не мешает поэту творить. Из бытового - если только чашечка кофе... На самом деле все не так, вы же понимаете. Нет, у некоторых, особо одаренных, может, процесс творчества так и выглядит. Но у обычных поэтов слова рождаются из подножного корма и заплечной ноши - мешка, меча, креста. Каждому свое. Творчество псковского поэта Геннадия Кононова - абсолютно не кабинетное и очень свое: своеобразное, своевольное, своевременное. О том, как эти стихи появлялись на свет и о том, как их сохранить сегодня, размышляли участники поэтического вечера, организованного друзьями поэта вчера в кафе «Фрегат». *** А рождалась поэзия Кононова из массы неслучайных случайностей - из плотного материала жизни и литературы. И текст под стать - плотный, многоголосый, насыщенный ассоциациями. Ирония в нем идет в обнимку с высоким штилем, страдание и щемящая тоска - под руку с радостью жизни. Так простое бытовое наблюдение внезапно обнаруживает в себе искру высокого обобщения и становится афоризмом: Стих ветер к полудню, и дремлют, раздетые, дубы вековые, как древние идолы. Ноябрьским ветром иллюзии выдуло, и холоден свет без источника света. Он родился в Пыталово, закончил пединститут, после - работал учителем русского языка и литературы в сельской школе и интернате для глухих детей. Писал стихи почти 20 лет и показывал их только в узком дружеском кругу - в общих тетрадях, написанные бисерным почерком. «Всю свою кухню поэтическую Гена тщательно скрывал, - рассказывает его литературный референт, жена и друг Людмила. - Все отлеживалось, сохранялась скрытая глубинная тайна внутренней работы. Почему держал в тайне? Когда я спрашивала у него, он говорил, что это никому не нужно, а кому нужно - тот придет и спросит. По рукописям видно, как он оттачивал строки: вычеркивал, менял, искал нужное слово. Каждая строка - выбрана, выстрадана». Это была некая игра, в которой воображение всегда срывало банк. Достаточно было Вадиму Андрееву, ныне преподавателю ПсковГУ и автору многочисленных песен на стихи Геннадия Кононова, подать своему другу идею - «А давай придумаем рок-оперу?» - и рождался текст. Пара домашних коллажей, слепленных его женой Людмилой «из того, что было», - и цикл «Сонеты для тебя» готов. Если вам вдруг на минутку показалось, что игра эта была приятнейшая и забавнейшая, то в заблуждение вас ввела исключительно легкость журналистского изложения необыкновенная. Как говорил сам Кононов, «всё написанное — в известном смысле вой. Творческий акт служит анестезией и освобождает душу для следующего страдания» (ARS POETICA). «Гена выжимал в поэзии все соки из себя, - так, перефразируя слова Михаила Бахтина, начал поэтический вечер Вадим Андреев. - Он был мудрым, очень начитанным человеком. Его поэзия находится на другом уровне качества литературного воплощения, неслучайно его стихи сложно воспринимать на слух». *** Тем не менее - стихи воспринимались: многие отмечали удивительную атмосферу вечера - по-домашнему уютную, открытую, умную, душевную (зал был заполнен так, что опоздавшим пришлось искать дополнительные стулья в подсобке). Прозвучала лишь малая толика поэтического наследия Геннадия Кононова. Студенты филологического факультета и факультета начальных классов ПсковГУ читали стихи, исполнили отрывок из рок-оперы «Легенда о Тиле» - той самой, которую так и не закончили два друга в далеких 80-х. Участники псковской рок-группы «Отцы и дети» познакомили гостей «Фрегата» с песнями на стихи Геннадия Кононова. Приятным сюрпризом для слушателей стало выступление Нины Витковской - оказывается, монополии Вадима Андреева на право песенного осмысления творчества Кононова не существует. А Ольга Пятковская открыла гостям остроумного и добродушного поэта, сочиняющего на закорках вирши от имени собаки. Стихи собрата по перу читал и известный псковский поэт Артем Тасалов. Он также представил присутствующим первый номер «Всероссийского литературного журнала», в котором в числе авторов из 40 регионов нашлось место и для наших поэтов. В подборку включены стихи Евгения Шешолина, Владимира Клевцова, Алексея Маслова, Ильи Семина, Артема Верле, Геннадия Кононова и других. Рассказывая о журнале, Артем Тасалов поднял очень важную проблему - публикации произведений псковских авторов. Об этом же говорили и друзья Геннадия Кононова: стихи по-настоящему одаренных поэтов по-прежнему ждут своего издателя. Географию поздравлений и воспоминаний расширил певец и композитор, заслуженный артист России Ян Осин, по совместительству - уроженец Пскова. В этом году Ян не смог приехать на вечер памяти: он сейчас находится чуть ли не на Северном полюсе, своим творчеством помогая скрасить трудовые будни морякам-полярникам. Но он прислал запись песни, слова к которой принадлежат Кононову. Философски-светло промелькнул в канве поэтического вечера рассказ Вячеслава Козмина - еще одного однокашника Геннадия Кононова, ныне хранителя музея «Мельница в деревне Бугрово». «Как Гена стал архитектором» - это рассказ-воспоминание о том, как искусство победило быт. В поисках художественной правды друзья прорубили проем в стене: оттуда должен был выходить один из персонажей инсценировки - подарка на годовщину свадьбы Вадима Андреева. Сложно представить Геннадия Кононова плотником, разнорабочим, строителем - но чего не сделаешь ради искусства? И за топор взяться можно! В хорошем рабочем смысле, конечно же. *** Пока в теплом «Фрегате» продолжался вечер, на холодной улице воеводы Шуйского уже вовсю барабанил дождь. Столпившись под узким козырьком ресторана, публика, забывшая зонты, решала, как добираться до дома. Отвергнув версию «вплавь», мы вышли под дождь. Что интересно: стоит отпустить страх, расправить плечи (это обязательно!) - и дождь превращается из наказания в игру, приключение, если хотите - блуждание по темным кругам... провинциальных улиц. «Тем не менее, я счастливый человек. Слишком многие рождаются, обучаются, размножаются, воют и до смерти не имеют понятия, что такое творчество и для чего оно» (Геннадий Кононов). ПС: Почитать стихи Геннадия Кононова можно ЗДЕСЬ. http://gondolier.ru/148/148kononov_2.html http://businesspskov.ru/concert/118830.html

440Гц: Геннадий КОНОНОВ Горящая рукопись (Стихи разных лет) http://old.lgz.ru/article/19971/

440Гц: 19 марта отметил свой День рождения лучший друг Геннадия Кононова Вадим Андреев, зав. кафедрой, преподаватель русского языка ПГПУ, и, по зову сердца и таланта - музыкант, который много лет пишет песни на стихи Геннадия. Что касаемо меня, как бывшей студентки, - с лекций Вадима Константиновича вынесла главное: всё в этой жизни приходит в свой срок и в заслуженном качестве. Поэтому добиваться своего надо спокойно, последовательно, с глубоким внутренним убеждением и достоинством. НЕ припомню ни одной лекции, где бы Вадим Константинович хоть в малейшей степени повысил тон или добавил металла в голосе, даже в отношении самых нерадивых студентов. Поэтому приходить на его лекции неподготовленными считалось дурным тоном и было вдвойне стыдно. С Днём рождения, Дорогой друг! Пусть всё у тебя ладится и спорится. Пусть студенты любят уроки русского и с удовольствием ходят на лекции. А дом - сохраняет сердечное тепло, образцовый уют и привычное гостеприимство. Здоровья тебе и близким - воз и червонцев - тележку)), а ещё чтобы времени хватало на творчество! С обожанием, вся моя семья! Ура!


440Гц: Алексей Семёнов: О Кононове вспоминают в Пскове часто, в первую очередь благодаря песням, исполняемым Вадимом Андреевым. У Андрея Васильева другой подход. Он играет на гитаре, но временами кажется, что это лютневая музыка. Корни где-то там, глубоко. И тогда получается «Вот сентябрь…» («Вот сентябрь. На закате заплачет стекло, // И в тазах запыхтит золотое варенье. // Все фигуры расставлены, время пошло, // время сбора плодов, время дыма и тленья…») Здесь в стихах Кононова соединились сбор урожая и тленье. Это не праздник сбора урожая и не похороны. Геннадий Кононов написал о неизбежном переходе в новое измерение, а Андрей Васильев положил на музыку и спел. Не всякое варенье бывает золотым, но здесь – получилось. http://gubernia.pskovregion.org/culture/zerkalo-zadnego-vida/ Андрей Васильев - "Вот сентябрь" (стихи Г. Кононов)

440Гц:

440Гц: Как несбывшаяся рок-опера стала сбывшейся книгой: в Пскове прошел вечер поэзии Геннадия Кононова 28.09.2017 11:40 ЦДИ, Псков Тридцать лет назад в Пскове один поэт и один композитор задумали сочинить ни много ни мало - рок-оперу. Или мюзикл - как получится. Сюжет выбрали - легенду о Тиле Уленшпигеле. Идейный замысел обсудили. Поэт засел за тексты, композитор - за музыку. Но время шло, а мечта об опере так и не стала реальностью - зато на свет появился целый цикл лирических песен, объединенных общим мотивом исканий и странствий. Сегодня, спустя годы, стихи эти в память об их авторе, рано ушедшем из жизни поэте Геннадии Кононове, объединили в сборник, а что до песен - то они всегда звучат на концертах псковского композитора, преподавателя ПсковГУ Вадима Андреева. Вот и в РДК «Фрегат» на вчерашнем традиционном вечере, посвященном дню рождения Геннадия Кононова, без песен не обошлось. Причем исполняли их и организаторы, и зрители, и даже пара трубадуров из самого что ни на есть XIV века! *** Эти встречи проводятся ежегодно, в день рождения Геннадия Кононова - 30 сентября (или близко к этой дате). «Мы собираемся, чтобы вспомнить о нашем друге, земляке, замечательном поэте, - говорит Вадим Андреев. - Пока живы стихи, пока люди помнят его творчество - жизнь продолжается. Чем хорош Геннадий Кононов? Тем, что он будоражит людские умы, побуждает читать стихи, придумывать новые тексты. А еще - сочинять песни». Это больше, чем слова: вся программа вечера и строилась на творческих выступлениях начинающих и уже известных в Пскове авторов. Студентка факультета русской филологии и иностранных языков ПсковГУ Анастасия Стаценко прочла свое стихотворение, посвященное Геннадию Кононову: «Стихи его, как будто Минотавры, скрывают то, что нас обдаст огнем». Автор-исполнитель Нина Витковская исполнила две замечательные песни, одна из которых родилась буквально несколько дней назад. «В прошлом году я попала на вечер поэзии Геннадия Кононова случайно, в этом - готовилась к нему еще с лета», - призналась девушка. Свою песню на стихи Кононова представил и известный псковский музыкант, лауреат международных конкурсов авторской песни Андрей Васильев (ТО «Махаон»). «Меня поразило, что человек, всю свою жизнь проживший в псковской глубинке, писал такого качества стихи, - заметил музыкант. - Я считаю, это выдающийся поэт, без каких-то скидок на региональную принадлежность». Неотъемлемой частью вечера стали и песни в исполнении Вадима Андреева. Для выступления он выбрал произведения, которые давно не играл. «Пока я не нашел поэзию Кононова, я и песен-то не писал, - признался автор. - Нашел родную душу - и появились песни. Сейчас на стихи Геннадия пишут музыку даже в Челябинске». Ретроспектива со-творчества дуэта Кононов-Андреев - это череда «русских романсов конца XX века». Именно так обозначает жанр Вадим Андреев. Видимо, за щемящее ощущение единства радости и страдания. «Когда я стал перебирать песни, увидел, что наши первые творения пропитаны ностальгией, ощущением того, что молодость уже прошла. А нам было 22-23 года, - заметил Вадим Константинов. - Мне нравилась интересная манера Геннадия Кононова: он всегда говорил серьезные вещи, внешне с саркастической ухмылкой, а внутри - так он говорил в одном из своих стихов, были «губы до боли прокушены». От реальной бытовухи он восходил к высоким поэтическим образам». *** При жизни Геннадий Кононов не был избалован публикациями в печати, тем более - персональными сборниками. Единственным таким изданием стал сборник к 33-летию поэта, который составил его друг Вячеслав Козмин. В те годы в Пушкинском заповеднике, где тот работал, проводили ремонт - и рисунок штофных обоев из пушкинских комнат стал обложкой сборника, напечатанного на обычной печатной машинке. После смерти поэта стараниями Ольги Пятковской и Людмилы Исаевой был издан еще один сборник, в который было включено 45 стихотворений - по числу лет, прожитых Геннадием. В 2009 году вышел сборник «На русских путях». Этот год, 2017-й, тоже стал особенным для слова Геннадия Кононова. Людмила Исаева представила новый сборник его стихов, который только-только вышел в свет - «Тиль, или мотивы Фландрии». «Это моя первая попытка самостоятельно издать сборник стихов, - сказала Людмила Исаева. - Я оказалась в сложном положении - надо было сделать выбор из около 2000 стихотворений. Они все прошли через мою жизнь. Я преодолела свою робость - не судите строго результат». В сравнении со сборником 2009-го года, вобравшим в себя весь диапазон лирики Кононова, от светлых юношеских до социально-бытовых стихов более позднего периода, «Тиль или мотивы Фландрии» сконцентрирован на зрелом творчестве поэта, созданном в том возрасте, когда у человека уже сложилась определенная позиция в отношении всего. «Книга, несмотря на веселую картинку», не такая радужная, - предупредила Людмила. - Ее нужно читать вдумчиво, иногда мучаясь преодолением собственных ожиданий от мира. В ней собраны в том числе стихи, ранее не издававшиеся и не появлявшиеся в интернете». Костяк текстов нового сборника составляют как раз стихи, которые так и не стали либретто для рок-оперы. Остальные тексты, по словам Людмилы Исаевой, дополняют и растолковывают идею поэмы о Тиле и отражают поиск Геннадием Кононовым точки опоры. «Мне кажется, сверхлейтмотив «Тиля» - это поиск равновесия, в том, чтобы найти ответ на вопрос: есть ли выбор у Тиля (и Кононова) и что может быть выбрано за основу - любовь, друзья, родина, война?» В настоящее время часть тиража книги уже напечатана. Как только книга будет готова, псковичей пригласят на ее презентацию, которая пройдет в Псковской областной универсальной научной библиотеке. *** И все же - мечты должны сбываться! Творческий замысел Геннадия Кононова и Вадима Андреева, пусть и не в законченном его воплощении, предстал перед гостями вечера во «Фрегате» благодаря сценической композиции, в которой приняли участие студенты факультета русской филологии и иностранных языков Псковского государственного университета, Вадим Андреев и артисты творческого дуэта «Музыканты ветра» Светлана Родионова и Алексей Епифанов. Зрителям ничего не оставалось, как перевоплотиться в посетителей средневекового фламандского кабачка и хором подпевать «хей-хей», пристукивать башмаками с деревянными подошвами и прихлопывать в ладоши. Как будто только что покинул нас весельчак Тиль, отправившись на поиски Семерых и не ведая еще, что те, кого он ищет, в конце пути преобразятся: Гордыня станет Благородной гордостью, Скупость - Бережливостью, Гнев — Живостью, Чревоугодие — Аппетитом, Зависть — Соревнованием, Лень — Мечтой поэтов и мудрецов, а Похоть - Любовью. «Блаженны ищущие, ибо их правота утвердится в вечности, в то время как их борьба и страдания преходящи» (Геннадий Кононов, ARS POETICA). ПС: Почитать стихи Геннадия Кононова можно ЗДЕСЬ http://gondolier.ru/148/148kononov_2.html Елена Никитина http://businesspskov.ru/rdosug/concert/132111.html http://businesspskov.ru/prpt/?gallery=621

440Гц: «Блаженны ищущие…»Поэт Геннадий Кононов: “Я бы хотел вырастить в себе душу гибкую, отзывчивую…” Сергей Сидоров http://gubernia.pskovregion.org/number_207/18.php “Стучат часы и календарь худеет. Пульс тикает, нам отмеряя срок. И сердце охладевшее твердеет, И всадник медлит у креста дорог. Доколе можно размножать распятья? Но, если странник дрогнувший свернет, Ему, во тьме, под тяжестью проклятья, Петлей тропинка горло захлестнет” Геннадий Кононов Вадим Андреев о Геннадии Кононове: - Он совершенно осознанно относился к своему творчеству, воспринимая его как высший дар и как свое ремесло. Он говорил: “Вдохновение не имеет ничего общего с повседневностью. Оно необъяснимо и абсолютно вне бытовых ощущений. Неизвестно, когда оно приходит. Однако нужно посадить себя за стол и заставить работать, чтобы что-то получилось”. И еще: “Стихосложение – часть моей патологии”. Он и жил как поэт. Он впитывал мир, как губка. Сидишь с ним рядом и чувствуешь это: вбирает в себя разговоры, ситуации, эмоции, природу (“…не надо думать мной, февраль. Не чувствуй мной, зима…” – эта строчка показывает, что он воспринимает природу и себя как одно целое). В одной из наших бесед Гена сказал: “Знаешь, я сейчас играю во все игры, которые мне предлагают”. Таким образом, видимо, пропуская через себя, перелопачивая, он и формулировал все потом в образах и строчках. http://gondolier.ru/148/148sidorov_1.html

440Гц: Геннадий Кононов об ОСЕНИ ТРИДЦАТЬ КАПЕЛЬ Тридцать капель, не больше - настоян сентябрь на спирту. Листопад сбережет пустоту и подводит черту. Скользкий привкус болезни привычен и сердцу, и рту. Сердце делает сальто под куполом неба в заплатах. Взгляд, протяжный, как выдох: в коляске дитя голосит, тяжким выменем туча под куполом неба висит, осень настежь распахнута, внутренний дождь моросит, и порхают целители в белых дырявых халатах. ЧТО БЛУЖДАЕШЬ, ДУША... Что блуждаешь, душа, вдоль границ, возле сумрачных вод? Видишь - гуси летят за кордон коридором воздушным? Двери в осень открыты. Из дымных, туманных болот прель ползет по дорогам, и пахнет багульником душным. Игрокам и игре сверхсознанье подводит итог. Эпилог. Утекает песок, истончается запах. Кто дойдет до предела - увидит слиянье дорог, всех дорог, устремленных на юг, на восток и на запад. ТЕМНЫЕ КАРТИНКИ Спотыкается день, уходя, словно гость, ввечеру осовевший, и сморкается ангел дождя, утираясь крылом облысевшим. За окошком обвал темноты. Сердце к ребрам прикручено гайкой. Денег нету. У кошки глисты. Меланхолия мучит хозяйку. И течет незатейливый быт: за стеною - соседи в загуле, печка топится, чайник свистит, разбухают сардельки в кастрюле, разбирается хлам: керогаз, промолчавший лет тридцать будильник, тряпки, рваная кукла без глаз, пузырьки от лекарств, кипятильник, черно-белые снимки, стихи, тени слез с материнских подушек, деньги с Лениным, письма, духи - весь набор позабытых игрушек. Окружающая среда все темней изнутри и снаружи, и хохочет нагая звезда над своим отражением в луже. ... В час, когда почти не растет бурьян, не идут часы, неподвижна кровь, бесполезен разум, товарищ пьян, за гроши идет по рукам любовь, я шепчу: "Боже, не в этом суть, стеарин течет и дрожит звезда. Твой надежен мир и рассчитан Путь, бескорыстен Свет и чиста вода". Так я пью вино, и ложусь на дно, и пишу стихи. И Господь не спит. Но подкралась осень, стучит в окно, и сгорает голос к утру, как спирт. В летаргии мертвые спят поля. Не идут часы, неподвижна кровь... Как устала, Боже, от нас земля... Дай мне силы жить. Через ночь - Покров.

440Гц: 1 октября в кафе «Фрегат» (ул. Воеводы Шуйского, д. 9) в 19.00 состоится традиционный «Вечер поэзии Геннадия Кононова». Псковскому поэту Геннадию Кононову (1959-2004) в этом году исполнилось бы 60 лет. К этой юбилейной дате друзья поэта и почитатели его творчества решили издать очередной поэтический сборник. На вечере состоится презентация сборника. Прозвучат стихи Геннадия Кононова и песни на его стихи. Друзья поэта расскажут о нем и своих встречах с ним. Приглашаем всех любителей поэзии. Вход свободный. Геннадий Кононов * * * Не осмыслить простого, почти на фу-фу прожитого, несвятого житья, не унять эту мелкую дрожь, не допить осененного Духом вина золотого... За окошком по жести стучит нерешительный дождь. У окна со свечой понапрасну отчизна-невеста тыщу лет неприкаянно ждет своего жениха. Эх, Россия, такое большое отхожее место... Лужи, буквы по стенам, дерьмо и лузги шелуха. Эту землю хранит Божья Мать и Природа, поверьте. Пусть кровава звезда. Просто слишком земля молода. Просто - плоская жизнь. Просто - низкое качество смерти. Не стучите ногами, ведь все это так, господа. И уныло смердят злополучные русские бездны. Как всегда, отношение к жизни серьезней, чем жизнь. Всяк по краю идет. Не избыть нам похмелья. Кружись, лист последний, ложись за израненной дверью подъезда.

440Гц: 1 октября в кафе «Фрегат» (ул. Воеводы Шуйского, д. 9) в 19.00 состоится традиционный «Вечер поэзии Геннадия Кононова». Псковскому поэту Геннадию Кононову (1959-2004) в этом году исполнилось бы 60 лет. К этой юбилейной дате друзья поэта и почитатели его творчества решили издать очередной поэтический сборник. На вечере состоится презентация сборника. Прозвучат стихи Геннадия Кононова и песни на его стихи. Друзья поэта расскажут о нем и своих встречах с ним. Приглашаем всех любителей поэзии. Вход свободный.

440Гц: Звучат стихи Геннадия Кононова в исполнении друга поэта, филолога и музыканта Вадима Андреева. Псковская тетрадь. Геннадий Кононов. Выпуск 28.01.20

440Гц: «Открытый урок» памяти Геннадия Кононова В Центральной городской библиотеке отметили 60-летие Геннадия Кононова, учителя и поэта, родившегося, почти всю жизнь прожившего и умершего на Псковщине - в городке с жутковатым названием Пыталово, где он нашел свой повседневный персональный Ад и вдохновение, которое, по формуле Кононова, «необъяснимо и абсолютно вне бытовых ощущений. Некоторые чувствуют его, созерцая природу, во время молитвы или эмоционального напряжения, - записал он в своей «ARS-POETIKе». - Один чудак говорил мне, что его осеняет в состоянии эрекции…» ...Размышление, и медитация, и озарение, как всегда внезапное. Кононову повезло с друзьями и почитателями. При жизни он писал стихи исключительно «в стол»: так и не дождавшись издания ни одного сборника своих стихотворений - поэт умер в 2004-м. Зато после смерти издан уже четвертый по счету. После книг «Жизнь - за прозренье», «На русских путях» и «Тиль, или Мотивы Фландрии», авторский сборник «Издранное» - особое событие. Сборник действительно авторский - был составлен самим поэтом незадолго до ухода, но не по хронологии написания стихов, а по какому-то причудливому, одному автору ведомому, замыслу. (...) «Издранное» (от глагола «выдрать», словно листки из тетради) впервые родилось как шутка, в далеком уже 1992-м, к 33-летию Кононова. Название придумал друг поэта - Вячеслав Козмин. На обложке «Избранного» была зачеркнута буква «б» и надписана «д». Тот давний сборник напечатали ротапринтным способом в количестве десяти штук. Нынешний, авторский, внешне напоминает общую тетрадь (художник - Илья Семин) и издан в 60 экземплярах - по числу прожитых и непрожитых лет. Собственно презентацией новой книжки друзья поздравили Геннадия Кононова и его читателей с юбилеем. Друг и соавтор Геннадия Кононова по песенному творчеству Вадим Андреев рассказал о том, как работал вместе с поэтом над методическим пособием для студентов «Филологический анализ художественного текста». Одним из способов доказать эстетическую состоятельность литературного произведения филологи, вслед за известным лингвистом Александром Пешковским, предложили метод так называемого «стилистического эксперимента». Прием анализа заключается в том, чтобы подставлять вместо оригинального слова - другие, синонимичные, неизменно убеждаясь в точности авторского варианта, единственно верного и потому незаменимого. Вадим Андреев попытался осуществить «стилистический эксперимент» по замене слов в программном стихотворении Кононова «На русских путях» вслух, что называется, проверяя на публике «единство и тесноту стихового ряда», и понятно, что из игры с подменами можно было сделать один вывод: все уникальные слова стояли на единственно возможных для них местах, попутно открывая для слушателей какие-то новые, ранее неведомые, потайные смыслы: «Текст был только один, но менялись названья. Я любил одну женщину в разных изданьях и впотьмах золотую искал середину между хлебом единым и небом единым. <…> Не для ветреных дев, не для славы и хлеба я корпел, отвернувшись от низкого неба. Это был мой единственный способ продлиться, Это был мой единственный способ молиться на русских путях». Для поэта Артема Тасалова поэзия Кононова - это сошествие в Лимб: «Как будто я заглядываю не то чтобы в Ад, а куда-то в бездны, достаточно жуткие, - описал свои впечатления составитель одной из журнальных подборок Кононова. - Я вижу его творчество в метафизическом измерении. Из серых будней, из которых душа пытается вырваться, подняться вверх, вырастает духовная вертикаль, неслучайно его лирический герой с апостолом Петром накоротке». Мысль про Ад подхватил филолог из Тарту Александр Егоров и обратил внимание на «любовь к контрастам» и «непрямой разговор с предшественниками по поэтической традиции», который непрерывно вел Геннадий Кононов, а поэт и журналист Алексей Семенов подметил равнозначность категорий «цветение» и «увядание» в мировосприятии поэта, легко соединявшего дно и небо. Все сошлись на том, что Кононов - поэт, конечно, непростой (а что, бывает иначе?), многих, возможно, отталкивает его демонстративная брутальность, но это тоже в традициях русской поэзии, иногда выкрикивающей матом «Нате!» и выплевывающей «Христово тело» изо рта: «Когда устану от веселых сборищ, и уксус обнаружится в крови - одним глотком допью всю эту горечь, всю эту горечь водки и любви. И смерть придет, вся в облаке сирени. Как все, кто до нее, она придет. И я ее поставлю на колени, чтоб кончить в улыбающийся рот». Для меня же особая ценность стихов Кононова заключена в той радости, что получаешь от его поэзии прямо, точно кровь из чужой вены, которая тут же становится твоей собственной кровью. Каждая новая строчка неожиданна и перетекает в другую, а все вместе они устремляются в Космос. Стихи Кононова хочется присвоить, будто не он, а ты сам их сочинил, ты их автор; эта подлинность эстетического переживания очень хорошо схвачена в знаменитых стихах Пастернака: «…строчки с кровью убивают, / Нахлынут горлом и убьют!». Строфы Геннадия Кононова - настоящие, живые, нахлынувшие. Строчки подчас грубы и способны эпатировать, но всегда верны и естественны, как вода, и как любовь, которая принимает любую доступную ей форму: «...Но вечер, как поцелуй, нелеп, / и в окна хлещет ночная мгла... / Я зубы ломал о небесный хлеб, / вино Евхаристии дул из горла. / Любил, молился и хавал снег, / и мне не поздно начать с нуля, / а от любви исцеляют – смех, время, голод или петля». Александр Донецкий https://pln-pskov.ru/culture/357067.html

440Гц: Будь с ней нежен Понятие «элегия» даже для поэтов столетней давности было чем-то допотопным. Его, конечно, употребляли, но с долей иронии. В этом был какой-то дополнительный смысл. В ХХ и уж тем более в ХХI веке элегия значит совсем не то, что когда-то вкладывали в неё Гай Корнелий Галл, Проперций или Тибулл. «Увы, он не запечатлел катарсис в стихах» 27 сентября 2020 года - незадолго до дня рождения поэта Геннадия Кононова и в память о нём - в Центральной городской библиотеке прошла очередная литературная акция «Кононов на Конной». Несколько человек, рассевшись в круг в читальном зале и соблюдая «социальную дистанцию», читали не просто стихи Кононова, а его элегии, в основном «Нечерноземные элегии». Собственно стихов на этот раз прозвучало не так много. Геннадий Кононов был явно не из тех авторов, кто подстраивался под поэтов прошлого, стилизуя свои стихи. И если он называл свои отдельные стихи элегиями, то не для того чтобы кому-то подражать и даже не для того, чтобы кого-то пародировать. Если говорить совсем просто, то элегия - это любовный плач. Поэт страдает и не думает это скрывать. Наоборот, он это подчёркивает. Это стихи о важных утратах. Было, но прошло. Или проходит. В этом сущность элегий. А дальше начинается поэзия. Страдания могут быть поверхностны, а могут возвышать... Поэт Артём Тасалов перед своим выступлением в псковской библиотеке извинился. «До сих пор я был очень комплементарен к этому поэту, - сказал он о Геннадии Кононове. - Я его и сейчас так же ценю, как и раньше. Но конкретно по этой подборке скажу следующее: он не смог и не захотел оторвать свой взгляд от негативных проявлений провинциальной жизни». Чуть позднее Артём Тасалов приведёт серию цитат из кононовских элегий, призванных доказать, насколько Кононов погряз в чернухе. Попал в плен и не смог вырваться. По мнению Артёма Тасалова, «если ужас провинциальной жизни девяностых годов это крест, то он (Кононов - Авт.) намертво оказался прибит к этому ужасному кресту. Он не захотел или не смог, или то и другое, осознать тот факт, что в любое время в любом месте, по словам Бёме, ворота неба широко открыты. Он не смог или не захотел увидеть безоблачного неба, великолепных деревьев и цветов за маской провинциального идиотизма. Он увидел, но не показал человеческого лика который суть образ Божий во все времена на любом месте ... Увы, он не запечатлел катарсис в стихах». Видимо, Артём Тасалов имел в виду труд немецкого средневекового мистика Якоба Бёме «Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...». Между прочим, в этом труде теософа и сапожника Бёме сказано: «Такое познание я усматриваю не плотскими очами, а теми очами, в которых рождается жизнь во мне: на этом-то престоле открыты мне врата неба и ада, и новый человек созерцает посреди звездного рождения, и пред ним раскрыты внутренние и самые внешние врата». Итак, врат несколько и они открыты. Кто-то сосредотачивается на чём-то одном, а кто-то успевает заглянуть в разные места. Минут через двадцать, выслушав некоторые элегии Геннадия Кононова в исполнении Вадима Андреева, Ольги Пятковской и других, Тасалов немного смягчился. Взглянул на те же самые стихи с другой позиции, подумав, не слишком ли он был категоричен? «В безумном человеческом распаде» Вообще-то, похожие претензии к Геннадию Кононову предъявляют не только из-за цикла «Нечернозёмные элегии». Кононов вообще может восприниматься как поэт «тёмный». Он умел в стихах язвить, саркастически улыбаться, а то и клеймить. Над скушной толпой - иероглифы «Рыба» и «Мясо». Листок календарный последний оторван, как чек. Чуть тлеет Россия. Преступный кончается век. Обломки души на промерзшем асфальте дымятся... Картина предстаёт явно не идиллическая. «Какой-то маньяк указует холодным перстом в опухшее небо...», «пряник разрезанный с сахарной надписью «Русь» детишки грызут на занюханном этом вокзале...» Но девяностые ли это годы? Провинция ли? Разве это только картина тридцатилетней давности? Разве она характерна только для глухих углов? Кому-то покажется, что Кононов к своей Родине безжалостен. Это было бы так, если бы перед нами лежала банальная газетная статья с сухим описанием неприкаянных мест. Но это поэзия, в которой чувствуется боль. Но что это за боль? Сами названия элегий говорят за себя. В их названиях и в них самих есть «распад», «уход», «озноб»... Элегии Кононова «холодные», «мокрые»... Тёплые крылья в ящиках скворешен, клоп по иконе, милостивый Бог... Это Россия. Боже, будь к ней нежен. Чистая рубаха, смертный холодок... Ужас отлично сочетается с нежностью, а любовь с ненавистью. К тому же Кононов никого не обвиняет и себя от России, в том числе и от провинциальной, не отделяет. Здесь он скорее сдержан и балансирует на грани. Очерчен старый сад колючим рубежом, он злобно ощетинился, как зона. Фланелевый закат в окошке отражен и светится вечернею иконой. Россия, какой её увидел и почувствовал Геннадий Кононов, - это страна, в которой колючая проволока и иконопись прекрасно совмещаются. Да что там говорить, они друг без друга не существуют. «Брось, Боже, во тьму мне окошка чинарик: так страшно блуждать по сугробам и льдам...» Блудный сын постоянно напоминает, что не забыл о свете и напряжённо стремится к нему. Ищет. Буквально пробивается - сквозь ужас, боль, тот самый провинциальный идиотизм. И через столичный идиотизм тоже. На русских путях легко спутать источники света и заблудиться. «Что кривить душой? В безумном человеческом распаде // мне, как вам, порой охота зацепиться на краю...» Стихи Кононова - о распаде и о том, как люди цепляются за жизнь, чтобы не исчезнуть совсем. Идут, прямо-таки рвутся к краю, но в последний момент их что-то останавливает. Бездна их всё же пугает. Край это совсем не рай, хотя звучит похоже. К элегиям в ХХ веке в России обращались многие. Их до сих пор сочиняют. У Сергея Гандлевского есть «Элегия» с эпиграфом из Мандельштама: «Мне холодно. Прозрачная весна...» Элегии Кононова тоже содержат и холод, и прозрачность. Одно без другого, может быть, трудно представить. Гандлевский в «Элегии» в 1985 году пишет: Апреля цирковая музыка - Трамваи, саксофон, вороны - Накроет кладбище Миусское Запанибрата с похоронной. Был или нет я здесь по случаю, Рифмуя на живую нитку? И вот доселе сердце мучаю, Все пригодилось недобитку. Похоронная тематика у Кононова не менее важна: На окраинах кладбища. Пыль. Жестяные венки. Мрамор. Тени. Ограды. Тяготит притяженье Земли. Притяжение ада. Тупики. Да поля. Да канава. Лопухи да крапива на тысячи миль. Пыль. Разумеется, проще было бы закрыть на весь этот ужас глаза. Заявить, дескать, что есть притяжение Неба, а притяжение Земли - это что-то за пределами поэзии. Собственно, этим путём многие поэты следуют. От этого стихи получаются плоскими, приторными... Они вроде бы призваны вызывать умиление, но чаще вызывают зевоту. У Кононова всё иначе: Ветер как спирт обжигает, скуля. Время на шее - тугая петля. Ваня лежит на печи. Дом и хозяйство уйти не велят в полные тайного света поля, в сумерки света мочи... Петля времени затягивается. Палач - в пределах видимости. Откуда такое настроение? Самый простой ответ: Кононов тяжело болел. Но мы знаем случаи, когда больные люди, наоборот, предпочитали писать о чём-то светлом. Наверное, об этом катарсисе Артём Тасалов и говорил. Подобного восхищения у Кононова действительно нет.Кононов Мрачное настроение в стихах у Кононова возникает рано - ещё в восьмидесятые годы. Его товарищ и соавтор Вадим Андреев рассказал, что в жизни Геннадий Кононов был жизнерадостен и вовсе не производил впечатление мизантропа. И это снова повод поговорить о природе творчества. Получается, что Кононов весело, обернувшись в простыню, из студенческой общаги на Карла Маркса бежал купаться на реку Пскову, а потом, вернувшись, сочинял что-нибудь мрачное? Что ж, в этом нет противоречия. И притворства тоже нет. Просто настоящий автор (графоманы не в счёт) в своих сочинениях вольно или невольно заглядывает глубже, чем в обычных разговорах. Не то чтобы он в быту притворяется. Просто невозможно двадцать четыре часа в сутки выворачивать себя наизнанку. Это слишком болезненно. Наверное, тяжёлая болезнь, окончательно настигшая Геннадия Кононова, когда ему было едва за сорок, сыграла свою роль. Но это, можно предположить, была не решающая причина. Нету места сухого на круглой земле. Обручальные кольца ржавеют в столе, отсырели сберкнижек страницы, и плюются телами больницы... Сырость от слёз, от пота, от крови... Сырость развели. Извести её силы нет. В одной из элегий (той самой, что понравилась Тасалову) Кононов написал: Немало попутчиков было веселых, Но с каждой верстой отставал я на шаг - И вот в одиночестве пройден проселок. Свернуть еще можно, вернуться - никак. Веселье - для попутчиков. Они - успешны, они «встроились в жизнь», они «нашли себя», вырвались вперёд. А наш лирический герой - аутсайдер. С каждой новой верстой его одиночество становится всё очевиднее. Не стоит забывать, что стихи Кононов публиковал редко, и не одной нормальной книги при жизни издано не было. Более того, до сих пор некоторые «специалисты по литературе» сомневаются - есть ли что в его стихах? Они рассуждают примерно так, как это делали четверть века назад руководители псковского отделения Союза писателей России. Это те самые официальные «совписы», умевшие делать литературную карьеру. Кононов, несмотря на некоторые полезные знакомства (например, с Валентином Курбатовым) литературной карьеры сделать не сумел (если бы очень стремился, то сделал бы). Ольга Пятковская, хорошо знавшая Геннадия Кононова по пыталовскому периоду жизни, рассказала, что у Кононова не было ощущения, что он живёт в какой-то дыре. Во всяком случае, внешне это не выражалось. Были встречи, были выступления... Но здесь даже воспоминания не нужны. Достаточно стихов. В них Кононов, несмотря на то, что там он мог выглядеть как аутсайдер, ущербным не выглядит. Скорее, он выглядит сильным - настолько, чтобы произнести что-нибудь об окружающих вроде: Послушай, им здесь жить и здесь околевать, и наплевать на все иные мненья. И будет человек с крыльца в зарю блевать, остановив столетье на мгновенье. Если не придираться к рифме «околевать/ блевать», то блюющий на зарю земляк - сильный образ. Когда одновременно отворены настежь ворота в ад и в рай - образуется сквозняк. Александр Введенский за год до своей гибели написал «Элегию» (1940 год), строки из которой можно выбрать эпиграфом к элегиям Кононова: Нам восхищенье неизвестно, нам туго, пасмурно и тесно, мы друга предаем бесчестно и Бог нам не владыка. Цветок несчастья мы взрастили, мы нас самим себе простили, нам, тем кто как зола остыли, милей орла гвоздика. Введенский пишет о чём-то безбожном, рукотворном и закономерном. Не о несчастном случае, произошедшим с Россией, а о неизбежном. Могло ли произойти что-то другое? Я с завистью гляжу на зверя, ни мыслям, ни делам не веря, умов произошла потеря, бороться нет причины. Мы все воспримем как паденье, и день и тень и сновиденье, и даже музыки гуденье не избежит пучины. Обэриут - большой специалист по зауми, абсурду и бессмыслице - Введенский в своей поздней элегии учитывал свой опыт «отсидки». Он уже знал, каким бывает ад. В морском прибое беспокойном, в песке пустынном и нестройном и в женском теле непристойном отрады не нашли мы. Беспечную забыли трезвость, воспели смерть, воспели мерзость, воспоминанье мним как дерзость, за то мы и палимы... Ольга ПятковскаяЭто жалоба (плачь) в то же самое время и явка с повинной. Но не в НКВД, а туда, куда открыты врата. Элегии Кононова наследуют элегии Введенского. Только сарказма больше. И здесь важно обратить внимание на ещё одну тему. Первоначально в элегиях обычно не только причитали и жаловались, но и славословили. Геннадий Кононов исходную форму тоже соблюдает - но с оговорками: Как прекрасна здесь природа! Сколь духовны наслажденья! Танки наши очень быстры, духовых мажорна медь. В тридевятом государстве всяк умрёт за убежденья, и поэтому давно уж мне не хочется хотеть. Кононов, живя на окраине империи, о государстве не забывал. Он видел, что вокруг «краснознамённо и казённо». Радости от этого он явно не испытывал. И это ещё одна причина, почему «совписы» его недолюбливали . Они не видели в нём патриота. Мажорной меди духовых Кононов предпочитал другие звуки - включая звуки расстроенной гитары. Казённая красота и казённая любовь были достойны только осмеяния, а то и этого недостойны. «Это Россия. Боже, будь к ней нежен». Нежности не хватает, а не бурной непристойной публичной «любви». Тяжелобольной нуждается не в оглушительных мажорных духовых, а в чём-то более тихом и целительном. Но для этого надо резко снизить уровень «краснознамённости» и «казённости». В противном случае, нечернозём накроет с головой. Акция "Кононов на Конной" http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4523 Другие статьи А.Семёнова на эту тему:А. Семёнов, «Строить замки воздушные поздно» http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3842 А. Семёнов, «Вы о свободе знаете из книг...» http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=4166

440Гц: Певец ушедшей эпохи. Архив метки: Геннадий Кононов Что блуждаешь душа… 20.11.2020 Все нормально. Для русского поэта - нормально: «Знакомьтесь. Он умер». Он умер три года назад. И надо бы написать про этот вечер. Про воспоминания друзей и бывшей жены, про выступления причастных к открытию (скорее, к приоткрытию), процитировать стихи. А мне - никак. Я лет десять живу с непонятной уверенностью (самоуверенностью), что Геннадия Кононова знаю. Знаю, что он поэт далеко не «регионального значения». Уверена, что читала его. Могу и поправиться: читала мало, но чту. От того и странно, что кто-то не знает… Его творчество, между прочим, при жизни в институтах изучалось. Вернее, в институте: это было в прошлом веке, году в одна тыща девятьсот девяносто седьмом (а может, и в восьмом). На факультете русского языка и литературы Псковского государственного педагогического института студенты изучали стихи Геннадия Кононова. Вернее, стихотворение. Геннадий Кононов Есть такая дисциплина - лингвистический анализ текста. Студенты страшно любят сокращения. Значатся у них в клеточках расписания ИГРЯ - это историческая грамматика русского языка, ИРЛЯ - история русского литературного языка, современный русский язык - вообще что-то неприличное. А лингвистический анализ текста - это ЛАТ. Лингвистически анализировать тексты нас учил Вадим (Константинович) Андреев. И на первом же занятии показал, как это делается, на примере стихотворения Геннадия Кононова. Вернее, текста. Как выяснилось на вечере памяти поэта, свои стихи он предпочитал называть текстами. Текст был про осень. И я его не помню. Интонацию помню, помню, что он был тяжелый (ощутимый такой, как ощутима тяжесть предмета в руке) и жаркий до головной боли. Может, вот это тихое помешательство, когда, глядя в никуда и прищелкивая пальцами, пытаясь ухватить за хвост хотя бы ту интонацию, выстукиваешь: «та-та та-та-та та-та та-та» - может, вот это всё и есть признак настоящей поэзии? Которая где-то в тебе самосохранилась, несмотря на самый подробнейший анализ? Текст был про осень… Геннадий Кононов написал две тысячи стихов и 18 повестей. Родился он осенью (30 сентября 1959 года), поэтому осень любил бескорыстно, по праву и воле рождения, не выбирая. Сколько из двух тысяч стихов - про осень?.. Я, наверное, никогда не найду тот текст, дающий право удивляться: «Неизвестный поэт? Он очень даже известный». Правда, Вадим (Константинович) Андреев на институтских вечерах иногда пел песни, тексты были Геннадия Кононова. И никогда не забывал упомянуть об авторе стихов. Очень коротко: поэт, живет в Пыталово, мой друг. Теперь - жил в Пыталово, умер в Пыталово. В этом мученически произносимом Пыталово, на границе с Латвией. Ему нравилось. А мы препарировали его текст, конвертировали его в ЛАТ. Нам нравилось. * * * «Не даю никому ни по роже, ни в долг, ни советов. И не знаю, к чему бы я мог относиться всерьез. Жизнь была так длинна, я в ней выслушал сотни ответов, Но любил только тех в ней, кто грамотно ставил вопрос». Геннадий Владимирович Кононов родился 30 сентября 1959 года. Окончил Псковский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Большую часть жизни проработал преподавателем русского языка и литературы. Умер 22 июня 2004 года. Стихи Геннадия Кононова были опубликованы в литературных журналах «Юность», «Москва», «Русская провинция», «Литературная учеба», в альманахах «Истоки», «Третье дыхание», «Предлог», «Приют неизвестных поэтов, «Скобари» и др., в газетах «Литературная Россия», «Трибуна». Не член Союза писателей - у него не было издано ни одной книги. Сейчас надо, очень надо издать. Друзья ищут спонсоров. Стихи Геннадия Кононова можно прочитать в Интернете. И немного - в «Псковской губернии» . 1 См. С. Сидоров. «Блаженны ищущие…» // «ПГ», № 37 (207) от 6-12 октября 2004 г. был певцом ушедшего XX века, озвучившим чувства и мысли людей, выросших из старой системы ценностей, а новую так еще не успевших создать, обрести. Как-то плохо жить не хотелось, а хорошо - не получалось. И кто в этом виноват? Как неприкаянные дети, мы метались в межвременье, пытаясь определиться, ради чего жить и что же существенно для человеческой души? Вроде бы все существенно, в то же время стало возможным от всего отречься. Легко поменять семью, дом, родину, любовь, идеи. Реально на течение событий стали влиять не чувства и идеалы, а расчет, деньги и способы их заработать. И очевидного врага как бы уже и не было, а жизнь светлее не становилась. Вот эту неприкаянность, вышелушенность и смог передать поэтическим образами и аллегориями. Куда стремится человек, не знающий, куда идти? Да топчется на месте или просит Бога о конечном исходе - возвращении Туда, Откуда явлен на землю, как в притче про осла, который ходит по кругу, вращая жернов, но не перемещаясь по-сути. И что есть суть движения на земле?.. Чувствовал ли, понимал ли сам Геннадий так глубоко природу вещей, о которой говорил и писал? Мне кажется, что на подсознательном уровне ему был дан некий камертон искренности и фальши мира. И там, где он угадывал тон, - стихи пронзительно емкие, мудрые, вечные. А где привносил свою осмысленную линию, свой психофизический бунт - там слышится явный вызов Создателю, протест, отрицание жизни на земле со всеми ее дарами и неиспользованными возможностями. Именно за этот бунт иногда настороженно принимают творчество Кононова. Вот опять короткий и зябкий псковский сентябрь..., в квартирах сыро, в кошельках пусто, в душах озноб - не согреться и не успокоиться. Последний день сентября - день рождения, а теперь памяти Геннадия Кононова. Потерянно встречаю, хотя дата ничего уже не меняет в душе моей. Теперь каждый день стал 30 сентября и 22 июня одновременно. Может, и у других так? Нынче ему исполнилось бы 50 лет. Прошлый сентябрь показал, что отношение к поэту законсервировалось в сердцах отдельных людей, знавших и друживших с поэтом, и особенно консолидироваться и делиться своими чувствами мы не горазды. В течение предшествующего и текущего года нам, его близким и друзьям, все реже доводилось пересекаться в разных сочетаниях. Последняя встреча состоялась накануне Дня России, в Центральной городской библиотеке Пскова, в поэтическом клубе «Лира», во время презентации первого большого сборника стихов Геннадия Кононова «На русских путях». Но презентацией книги эта встреча называлась несколько условно. Псковское издательство «Логос» безжалостно задерживает выпуск книги, хотя реально она должна была увидеть свет в еще в начале года. Для литературной встречи издательство выдало всего 15 экземпляров, которых, само собой, всем желающим не хватило. Согласно последним обещаниям редакции, выход всего тиража, а это 500 экземпляров, ожидался в августе… Сборник очень сложно пробивал себе дорогу. Деньги на него собирались всем миром пять лет. К великой радости удалось найти издательство, где это оказалось нам по средствам. Однако, в издательстве «падали» компьютеры, терялась информация, уходили редакторы. Навалился экономический кризис, который тоже внес свою лепту в задержку выхода книги. Порой казалось, что в этой череде случайностей прослеживается какая-то заколдованность или наговор. И вот сборник увидел свет, долгожданное детище. Но сблизило ли нас, близких друзей Геннадия Кононова, это событие?.. По слову поэта, мы по-прежнему встречаемся, « на горьком молчаливом пиру ...» (Г.К .), все те, кто хотел вобрать в себя больше, чем получилось. Мы знаем о существовании друг друга без слов, одними вибрациями души, взглядов, мыслечувств. Хоть видимся реже, мы все рядом, в одном объятии, распахнуты друг для друга, и постучись ко мне любой, хоть под самый рассвет - я подскочу и накрою стол и душу. Но не стучатся… Мало вспышек, редки наши встречи... Так ведь, чтобы потратить, надо прежде накопить: сил, новостей, чувств. А коли мы востребованы своей рутиной доверху более, чем полетом души - свободных радикалов на качественное общение не так много. Так чем же отравлены наши дни? А все тем же - междоусобицами, гонором, самолюбием, амбициями… Но чем больше времени отделяет нас от Геннадия, тем больнее рвут душу его стихи и мысли, и обнаженное отчаяние, как боль зубовная, как призыв бережно обращаться с тем, что вокруг, ибо все преходяще... *** Темнеет роща, видима едва. Мягка на ощупь ночи синева, и дом окутан теплой и живой Новозаветной этой синевой. Струятся воды. Мир природы прост. Дай рюмке отдых, слушай шепот звезд. Речушки норма, логика куста точнее формул Будды и Христа. И не мешает воссоединить ту нить, где рядом «нет» и «может быть». Пусть грезит дух о молниях и птицах, судьба как книга. Смыслам нет границ. Поверь, я б вырвал парочку страниц, когда б не тосковал о тех страницах. Пылающими буквами вдоль стен начертан нам второй закон Ньютона. Дыши, душа, парами ацетона, покуда свищет ветер перемен… *** С полусонным полувыражением к зеркалу слегка полуприник полунедоумок, полуправедник, полусталкер, полупроводник. За окном, нагие и озябшие, полуоблетали деревца. Зеркало, испачканное взглядами, полуотражает пол-лица… Соблюдай, собрат, полуспокойствие. Полумеры - в меру - не вредны, сердце, словно чаша, переполнено и часы минутами полны. Милость Божья всем сполна отмерена. Исчерпать ее нельзя никак. Скоро ты предстанешь перед Господом полным: сталкер, праведник, дурак. Стоит только окликнуть Пусть проходят больничные сны чередой, пусть совсем небогаты уроки былого - разбавление спирта святою водой придает аромат и уклончивость слову, и витает над текстом дымок золотой. Стоит только окликнуть, и я обернусь, благодарный тому, кто слова понимает. Мира горестна прелесть, равно как и грусть. Лишь кретины кретинов всерьез принимают. Лишь внизу, под подошвами, чудится хруст. Бог - умелый хирург. Болью правится дух, да и тело уходит с привычных тропинок. Вечер розов, как семга, и легок, как пух. Он плывет, как пропахший ранеткою рынок, полный осени, астр, торговок и мух. За оградой в ларьке я куплю пирожок, чтоб к горячему хлебу рукой прикоснуться. Все обычно, лишь взгляд необычен, дружок, и обычные чувства уже не вернутся, даже если заплатишь последний должок. Город мой, твоя пыль солона и нежна. Ты сполна населен и людьми, и богами. Беспредельна, как вечность, твоя тишина, лишь осколки мелодий хрустят под ногами, да чуть слышно звенит над рекою луна. Стихи Геннадия Кононова Людмила ИСАЕВА продолжение: https://schkola4kotovo.ru/pevec-ushedshei-epohi-arhiv-metki-gennadii-kononov-chto-bluzhdaesh-dusha/

440Гц: Псковская тетрадь. Геннадий Кононов (продолжение). Выпуск 04.02.20

440Гц: Геннадий Кононов * * * 1 Жуткое Отечество: казармы, тюрьмы, наползающая тьма – а маршрут, в отличие от кармы, выверен и точен не весьма. В прорубь рюмки наливаю зелье. Им ларек торгует во дворе. Только – невеселое веселье под небесной сталью в декабре. Тайное гниенье. Непросохший кров затерян в лучшем из миров, а в блокноте – кладбище усопших адресов, имен и номеров. 2 Зимний мир, безрадостный и твердый. Отзвуки борьбы и ворожбы. Темные, тяжелые аккорды. Сумрачная музыка судьбы. Время отправленья на билете смазано. Маршрут полузнаком. Не оттает музыка в кассете, пахнущей духами и снежком. Путь неблизкий, да багаж убогий… Проездной предъявлен документ. Поцелуй, как обморок, глубокий, и насквозь фиктивный хеппи-энд. Дек. 1995 г. «Стихи неисправимого»

440Гц: Вадим Андреев написал музыку на стихи поэта Геннадия Кононова (1959-2004) г.Пыталово П А С Х А Пока весенний колокольный звон расходится над городом кругами и Пасха пахнет сном и пирогами, я вижу мягкий свет конца времен. Пусть говорят, что огнь неугасим, и карами пугают нас напрасно. Я знаю: все на свете станет ясно, когда с небес на землю поглядим. Сквозит в окно процеженный рассвет, и поп с дьячком, пожалуй, разговелись, и, затрещав, предельно разгорелись те несколько свечей, сходя на нет. Мы бытия читаем буквари и задаем ненужные вопросы, пока бредут ко всенощной березы, как девушки, мерцая изнутри. А жизнь тасует души и тела. Ей все едино, дряхлой: вечность, миг ли. А мы не понимаем, мы привыкли, что в празднике – любом – есть привкус зла. Пока весенний колокольный звон расходится над городом кругами, я вижу мягкий свет конца времен… 1992 – 1995 Фильм собран Алексеем Трашковым

440Гц: https://www.facebook.com/groups/167561267112073 https://vk.com/public201757897 https://schkola4kotovo.ru/pevec-ushedshei-epohi-arhiv-metki-gennadii-kononov-chto-bluzhdaesh-dusha/?fbclid=IwAR2U246ZPwLXlpo74xazSRMxqlUzOq1vIqrl4p2WL8HFfBHBEwimgsCbsiU

440Гц: Геннадий Кононов КУПАЛЬСКИЙ ДОЖДЬ Дождь дается как дар. В нем любовно слились и сиянье, и тьма. Падай, словно Икар, на скрещенья дорог, на траву и дома. В мокрой юбочке рощ пляшет девочка-Русь до холодной зари, и в Купальскую ночь под потоком воды расцвели фонари. Все уносит поток, все сгорает в огне, поднимаясь в цене. А заветный цветок ты рассмотришь вполне лишь на зимнем окне. 6-7 июля 2003 года

440Гц: Из воспоминаний о вечерах памяти... Выступление "отцов" рок-группы "Отцы и дети" на вечере памяти поэта Геннадия Кононова 30 сентября 2012 г., кафе "Сундук" г.Псков Вадим Андреев - вокал, Елена Рогалёва - бас-гитара,Татьяна Никитина- ударные, музыка В.Андреева, стихи Г.Кононова, В.Козьмина

440Гц: 2-го октября в 18.00 почитателей хорошей поэзии приглашаем в Себеж на традиционный Квартирник, посвящёный Дню рождения Геннадия Кононова, который будет проходить в доме Медунецкого (бывший Дом Культуры, напротив Средней Школы). Гости вечера: поэт и музыкант Павел Радин и ансамбль русской песни "Рябинушка" из Санкт-Петербурга.

440Гц: В Себеже, под сенью малой родины Зиновия Ефимовича Гердта, по воле случая, поводом послужил День рождения незаурядного земляка, поэта Геннадия Владимировича Кононова, - собралась настоящая духовная элита, люди, которые составляют культурную основу общества. Давно уж всем ясно, что элита измеряется не величиной щиколотки, не положением в обществе и совсем не количеством денег и недвижимости, а вкладом в культурные основы общества тем трудом, что делает историческую Славу России. Как выразился при разговоре на эту тему Володя Тюрягин, себежский мастер-кузнец, работами которого украшен город: " Элита - это светлые." То есть, элита - это качество, воля и мораль. Нравственные основы элиты сохраняют общество в условиях любых социально-экономических режимов и будущее всего человечества зависит именно от таких людей. И Геннадий Кононов - учитель русского языка и литературы по профессии и поэт - по призванию, принадлежит, на мой взгляд, к элите. Участниками Себежского Квартирника были люди в высшей степени знаковые: знаменитый Невельский фермер, мудрец-философ и поэт, автор книги исторических воспоминаний "Знать бы дорогу", герой документального фильма выдающегося режиссёра документального кино Вячеслава Орехова "Крестьянин" - картина заняла Гран-при на Международном правовом фестивале "СТАЛКЕР" в 2017 году, - Станислав Игнатьевич Кучинский. https://www.youtube.com/watch?v=kGVMlfxEkMw&t=270s Завсегдатай Квартирников, Себежский самородок - один из лучших мастеров кузнечного ремесла в России, по совместительству интереснейший поэт и музыкант, Владимир Тюрягин, прочёл яркие поэтические "зарисовки". Впервые в Себеже побывал бывший настоятель храма Рождества Крестителя Иоанна в д.Юкки, Ленинградской области, руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей, преподаватель факультатива "Основы колокольного искусства", один из ведущих звонарей современной России, занимающийся таким направлением звонарского искусства, как авторская колокольная музыка, нынче руководитель ансамбля народной песни "Рябинушка" культурно-досугового центра Агалатово, Павел Радин. В преддверии часа литературно-музыкальной встречи гости вдохновились видами Себежа с высоты птичьего полёта под звон колоколов 28-метровой Рождественской колокольни - архитектурной доминанты и гордости Себежа, недовзорванной советской властью частички Храма Рождества Христова на Замковой горе...



полная версия страницы