Форум » Поэзия » Геннадий Кононов » Ответить

Геннадий Кононов

Исаева Людмила : Геннадий Владимирович Кононов Родился 30 сентября 1959 года в городе Пыталово Псковской области. Закончил Псковский педагогический институт филологический факультет. Работал в начале и в конце преподавательского пути учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Один год был рабочим на заводе. Около 20 лет - преподавателем и воспитателем в школе для глухих и слабослышащих детей в г.Пыталово... Год - методистом в Управлении образования Пыталовского района. Но канцелярская работа показалась скушной - вернулся к преподаванию. Однако, своим призванием и смыслом жизни Геннадий Владимирович считал творчество. Он оставил потомкам около 2 000 стихов, полтора десятка повестей и загадку - тайну познания мира через образы... Публиковался при жизни в журналах «Русская провинция», «Юность», «Литературная учеба», в альманахах «Истоки», «Третье дыхание», «Скобари», «Приют неизвестных поэтов», в газетах «Литературная Россия», «Трибуна» и др. Многие стихи положены на музыку и стали образцами русского романса ХХ века. Фото Ольги Пятковской Возвращение. Там, где осень и полёт паутинок, там, где юность и ночная вода, я не верю в лак рекламных картинок: познаётся всякий сад по плодам. Там, где небо чуть повыше деревьев, там, где храмы так прижаты к земле, отыщу когда-то брошенный жребий в золочёном по краям сентябре. Я писал сюда в минуты бессонниц, только зря: на небесах адресат, и пролёты белокаменных звонниц опустели много вёсен назад. Отрешенные, как звёздные ночи, как беседы у чужого огня, Богоматери Любятовской очи навсегда заворожили меня. Над церквами луч закатный взметнулся. Рядом с этим всё дешёвка и тлен. Здравствуй, город, я вернулся, вернулся, я целую плиты царственных стен. http://detectivebooks.ru/book/27628424/?page=10

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 All

440Гц: http://gubernia.pskovregion.org/news/vecher-pamyati-gennadiya-kononova-v-pskove-tradicionno-proydet-nakanune-dnya-rozhde/ Источник света: В Пскове прошел вечер памяти поэта Геннадия Кононова 30.09.2016 10:17 ЦДИ, Псков Как, в нашем обычном представлении, поэт пишет стихи? Садится за массивный дубовый стол, нахмурив вдохновенное чело, устремляет взгляд в иные времена и пространства, рифмы рождаются в священном трепете и ложатся на белые лощеные листы. В доме тишина - никто не мешает поэту творить. Из бытового - если только чашечка кофе... На самом деле все не так, вы же понимаете. Нет, у некоторых, особо одаренных, может, процесс творчества так и выглядит. Но у обычных поэтов слова рождаются из подножного корма и заплечной ноши - мешка, меча, креста. Каждому свое. Творчество псковского поэта Геннадия Кононова - абсолютно не кабинетное и очень свое: своеобразное, своевольное, своевременное. О том, как эти стихи появлялись на свет и о том, как их сохранить сегодня, размышляли участники поэтического вечера, организованного друзьями поэта вчера в кафе «Фрегат». *** А рождалась поэзия Кононова из массы неслучайных случайностей - из плотного материала жизни и литературы. И текст под стать - плотный, многоголосый, насыщенный ассоциациями. Ирония в нем идет в обнимку с высоким штилем, страдание и щемящая тоска - под руку с радостью жизни. Так простое бытовое наблюдение внезапно обнаруживает в себе искру высокого обобщения и становится афоризмом: Стих ветер к полудню, и дремлют, раздетые, дубы вековые, как древние идолы. Ноябрьским ветром иллюзии выдуло, и холоден свет без источника света. Он родился в Пыталово, закончил пединститут, после - работал учителем русского языка и литературы в сельской школе и интернате для глухих детей. Писал стихи почти 20 лет и показывал их только в узком дружеском кругу - в общих тетрадях, написанные бисерным почерком. «Всю свою кухню поэтическую Гена тщательно скрывал, - рассказывает его литературный референт, жена и друг Людмила. - Все отлеживалось, сохранялась скрытая глубинная тайна внутренней работы. Почему держал в тайне? Когда я спрашивала у него, он говорил, что это никому не нужно, а кому нужно - тот придет и спросит. По рукописям видно, как он оттачивал строки: вычеркивал, менял, искал нужное слово. Каждая строка - выбрана, выстрадана». Это была некая игра, в которой воображение всегда срывало банк. Достаточно было Вадиму Андрееву, ныне преподавателю ПсковГУ и автору многочисленных песен на стихи Геннадия Кононова, подать своему другу идею - «А давай придумаем рок-оперу?» - и рождался текст. Пара домашних коллажей, слепленных его женой Людмилой «из того, что было», - и цикл «Сонеты для тебя» готов. Если вам вдруг на минутку показалось, что игра эта была приятнейшая и забавнейшая, то в заблуждение вас ввела исключительно легкость журналистского изложения необыкновенная. Как говорил сам Кононов, «всё написанное — в известном смысле вой. Творческий акт служит анестезией и освобождает душу для следующего страдания» (ARS POETICA). «Гена выжимал в поэзии все соки из себя, - так, перефразируя слова Михаила Бахтина, начал поэтический вечер Вадим Андреев. - Он был мудрым, очень начитанным человеком. Его поэзия находится на другом уровне качества литературного воплощения, неслучайно его стихи сложно воспринимать на слух». *** Тем не менее - стихи воспринимались: многие отмечали удивительную атмосферу вечера - по-домашнему уютную, открытую, умную, душевную (зал был заполнен так, что опоздавшим пришлось искать дополнительные стулья в подсобке). Прозвучала лишь малая толика поэтического наследия Геннадия Кононова. Студенты филологического факультета и факультета начальных классов ПсковГУ читали стихи, исполнили отрывок из рок-оперы «Легенда о Тиле» - той самой, которую так и не закончили два друга в далеких 80-х. Участники псковской рок-группы «Отцы и дети» познакомили гостей «Фрегата» с песнями на стихи Геннадия Кононова. Приятным сюрпризом для слушателей стало выступление Нины Витковской - оказывается, монополии Вадима Андреева на право песенного осмысления творчества Кононова не существует. А Ольга Пятковская открыла гостям остроумного и добродушного поэта, сочиняющего на закорках вирши от имени собаки. Стихи собрата по перу читал и известный псковский поэт Артем Тасалов. Он также представил присутствующим первый номер «Всероссийского литературного журнала», в котором в числе авторов из 40 регионов нашлось место и для наших поэтов. В подборку включены стихи Евгения Шешолина, Владимира Клевцова, Алексея Маслова, Ильи Семина, Артема Верле, Геннадия Кононова и других. Рассказывая о журнале, Артем Тасалов поднял очень важную проблему - публикации произведений псковских авторов. Об этом же говорили и друзья Геннадия Кононова: стихи по-настоящему одаренных поэтов по-прежнему ждут своего издателя. Географию поздравлений и воспоминаний расширил певец и композитор, заслуженный артист России Ян Осин, по совместительству - уроженец Пскова. В этом году Ян не смог приехать на вечер памяти: он сейчас находится чуть ли не на Северном полюсе, своим творчеством помогая скрасить трудовые будни морякам-полярникам. Но он прислал запись песни, слова к которой принадлежат Кононову. Философски-светло промелькнул в канве поэтического вечера рассказ Вячеслава Козмина - еще одного однокашника Геннадия Кононова, ныне хранителя музея «Мельница в деревне Бугрово». «Как Гена стал архитектором» - это рассказ-воспоминание о том, как искусство победило быт. В поисках художественной правды друзья прорубили проем в стене: оттуда должен был выходить один из персонажей инсценировки - подарка на годовщину свадьбы Вадима Андреева. Сложно представить Геннадия Кононова плотником, разнорабочим, строителем - но чего не сделаешь ради искусства? И за топор взяться можно! В хорошем рабочем смысле, конечно же. *** Пока в теплом «Фрегате» продолжался вечер, на холодной улице воеводы Шуйского уже вовсю барабанил дождь. Столпившись под узким козырьком ресторана, публика, забывшая зонты, решала, как добираться до дома. Отвергнув версию «вплавь», мы вышли под дождь. Что интересно: стоит отпустить страх, расправить плечи (это обязательно!) - и дождь превращается из наказания в игру, приключение, если хотите - блуждание по темным кругам... провинциальных улиц. «Тем не менее, я счастливый человек. Слишком многие рождаются, обучаются, размножаются, воют и до смерти не имеют понятия, что такое творчество и для чего оно» (Геннадий Кононов). ПС: Почитать стихи Геннадия Кононова можно ЗДЕСЬ. http://gondolier.ru/148/148kononov_2.html http://businesspskov.ru/concert/118830.html

440Гц: Геннадий КОНОНОВ Горящая рукопись (Стихи разных лет) http://old.lgz.ru/article/19971/

440Гц: 19 марта отметил свой День рождения лучший друг Геннадия Кононова Вадим Андреев, зав. кафедрой, преподаватель русского языка ПГПУ, и, по зову сердца и таланта - музыкант, который много лет пишет песни на стихи Геннадия. Что касаемо меня, как бывшей студентки, - с лекций Вадима Константиновича вынесла главное: всё в этой жизни приходит в свой срок и в заслуженном качестве. Поэтому добиваться своего надо спокойно, последовательно, с глубоким внутренним убеждением и достоинством. НЕ припомню ни одной лекции, где бы Вадим Константинович хоть в малейшей степени повысил тон или добавил металла в голосе, даже в отношении самых нерадивых студентов. Поэтому приходить на его лекции неподготовленными считалось дурным тоном и было вдвойне стыдно. С Днём рождения, Дорогой друг! Пусть всё у тебя ладится и спорится. Пусть студенты любят уроки русского и с удовольствием ходят на лекции. А дом - сохраняет сердечное тепло, образцовый уют и привычное гостеприимство. Здоровья тебе и близким - воз и червонцев - тележку)), а ещё чтобы времени хватало на творчество! С обожанием, вся моя семья! Ура!


440Гц: Алексей Семёнов: О Кононове вспоминают в Пскове часто, в первую очередь благодаря песням, исполняемым Вадимом Андреевым. У Андрея Васильева другой подход. Он играет на гитаре, но временами кажется, что это лютневая музыка. Корни где-то там, глубоко. И тогда получается «Вот сентябрь…» («Вот сентябрь. На закате заплачет стекло, // И в тазах запыхтит золотое варенье. // Все фигуры расставлены, время пошло, // время сбора плодов, время дыма и тленья…») Здесь в стихах Кононова соединились сбор урожая и тленье. Это не праздник сбора урожая и не похороны. Геннадий Кононов написал о неизбежном переходе в новое измерение, а Андрей Васильев положил на музыку и спел. Не всякое варенье бывает золотым, но здесь – получилось. http://gubernia.pskovregion.org/culture/zerkalo-zadnego-vida/ Андрей Васильев - "Вот сентябрь" (стихи Г. Кононов)

440Гц:

440Гц: Как несбывшаяся рок-опера стала сбывшейся книгой: в Пскове прошел вечер поэзии Геннадия Кононова 28.09.2017 11:40 ЦДИ, Псков Тридцать лет назад в Пскове один поэт и один композитор задумали сочинить ни много ни мало - рок-оперу. Или мюзикл - как получится. Сюжет выбрали - легенду о Тиле Уленшпигеле. Идейный замысел обсудили. Поэт засел за тексты, композитор - за музыку. Но время шло, а мечта об опере так и не стала реальностью - зато на свет появился целый цикл лирических песен, объединенных общим мотивом исканий и странствий. Сегодня, спустя годы, стихи эти в память об их авторе, рано ушедшем из жизни поэте Геннадии Кононове, объединили в сборник, а что до песен - то они всегда звучат на концертах псковского композитора, преподавателя ПсковГУ Вадима Андреева. Вот и в РДК «Фрегат» на вчерашнем традиционном вечере, посвященном дню рождения Геннадия Кононова, без песен не обошлось. Причем исполняли их и организаторы, и зрители, и даже пара трубадуров из самого что ни на есть XIV века! *** Эти встречи проводятся ежегодно, в день рождения Геннадия Кононова - 30 сентября (или близко к этой дате). «Мы собираемся, чтобы вспомнить о нашем друге, земляке, замечательном поэте, - говорит Вадим Андреев. - Пока живы стихи, пока люди помнят его творчество - жизнь продолжается. Чем хорош Геннадий Кононов? Тем, что он будоражит людские умы, побуждает читать стихи, придумывать новые тексты. А еще - сочинять песни». Это больше, чем слова: вся программа вечера и строилась на творческих выступлениях начинающих и уже известных в Пскове авторов. Студентка факультета русской филологии и иностранных языков ПсковГУ Анастасия Стаценко прочла свое стихотворение, посвященное Геннадию Кононову: «Стихи его, как будто Минотавры, скрывают то, что нас обдаст огнем». Автор-исполнитель Нина Витковская исполнила две замечательные песни, одна из которых родилась буквально несколько дней назад. «В прошлом году я попала на вечер поэзии Геннадия Кононова случайно, в этом - готовилась к нему еще с лета», - призналась девушка. Свою песню на стихи Кононова представил и известный псковский музыкант, лауреат международных конкурсов авторской песни Андрей Васильев (ТО «Махаон»). «Меня поразило, что человек, всю свою жизнь проживший в псковской глубинке, писал такого качества стихи, - заметил музыкант. - Я считаю, это выдающийся поэт, без каких-то скидок на региональную принадлежность». Неотъемлемой частью вечера стали и песни в исполнении Вадима Андреева. Для выступления он выбрал произведения, которые давно не играл. «Пока я не нашел поэзию Кононова, я и песен-то не писал, - признался автор. - Нашел родную душу - и появились песни. Сейчас на стихи Геннадия пишут музыку даже в Челябинске». Ретроспектива со-творчества дуэта Кононов-Андреев - это череда «русских романсов конца XX века». Именно так обозначает жанр Вадим Андреев. Видимо, за щемящее ощущение единства радости и страдания. «Когда я стал перебирать песни, увидел, что наши первые творения пропитаны ностальгией, ощущением того, что молодость уже прошла. А нам было 22-23 года, - заметил Вадим Константинов. - Мне нравилась интересная манера Геннадия Кононова: он всегда говорил серьезные вещи, внешне с саркастической ухмылкой, а внутри - так он говорил в одном из своих стихов, были «губы до боли прокушены». От реальной бытовухи он восходил к высоким поэтическим образам». *** При жизни Геннадий Кононов не был избалован публикациями в печати, тем более - персональными сборниками. Единственным таким изданием стал сборник к 33-летию поэта, который составил его друг Вячеслав Козмин. В те годы в Пушкинском заповеднике, где тот работал, проводили ремонт - и рисунок штофных обоев из пушкинских комнат стал обложкой сборника, напечатанного на обычной печатной машинке. После смерти поэта стараниями Ольги Пятковской и Людмилы Исаевой был издан еще один сборник, в который было включено 45 стихотворений - по числу лет, прожитых Геннадием. В 2009 году вышел сборник «На русских путях». Этот год, 2017-й, тоже стал особенным для слова Геннадия Кононова. Людмила Исаева представила новый сборник его стихов, который только-только вышел в свет - «Тиль, или мотивы Фландрии». «Это моя первая попытка самостоятельно издать сборник стихов, - сказала Людмила Исаева. - Я оказалась в сложном положении - надо было сделать выбор из около 2000 стихотворений. Они все прошли через мою жизнь. Я преодолела свою робость - не судите строго результат». В сравнении со сборником 2009-го года, вобравшим в себя весь диапазон лирики Кононова, от светлых юношеских до социально-бытовых стихов более позднего периода, «Тиль или мотивы Фландрии» сконцентрирован на зрелом творчестве поэта, созданном в том возрасте, когда у человека уже сложилась определенная позиция в отношении всего. «Книга, несмотря на веселую картинку», не такая радужная, - предупредила Людмила. - Ее нужно читать вдумчиво, иногда мучаясь преодолением собственных ожиданий от мира. В ней собраны в том числе стихи, ранее не издававшиеся и не появлявшиеся в интернете». Костяк текстов нового сборника составляют как раз стихи, которые так и не стали либретто для рок-оперы. Остальные тексты, по словам Людмилы Исаевой, дополняют и растолковывают идею поэмы о Тиле и отражают поиск Геннадием Кононовым точки опоры. «Мне кажется, сверхлейтмотив «Тиля» - это поиск равновесия, в том, чтобы найти ответ на вопрос: есть ли выбор у Тиля (и Кононова) и что может быть выбрано за основу - любовь, друзья, родина, война?» В настоящее время часть тиража книги уже напечатана. Как только книга будет готова, псковичей пригласят на ее презентацию, которая пройдет в Псковской областной универсальной научной библиотеке. *** И все же - мечты должны сбываться! Творческий замысел Геннадия Кононова и Вадима Андреева, пусть и не в законченном его воплощении, предстал перед гостями вечера во «Фрегате» благодаря сценической композиции, в которой приняли участие студенты факультета русской филологии и иностранных языков Псковского государственного университета, Вадим Андреев и артисты творческого дуэта «Музыканты ветра» Светлана Родионова и Алексей Епифанов. Зрителям ничего не оставалось, как перевоплотиться в посетителей средневекового фламандского кабачка и хором подпевать «хей-хей», пристукивать башмаками с деревянными подошвами и прихлопывать в ладоши. Как будто только что покинул нас весельчак Тиль, отправившись на поиски Семерых и не ведая еще, что те, кого он ищет, в конце пути преобразятся: Гордыня станет Благородной гордостью, Скупость - Бережливостью, Гнев — Живостью, Чревоугодие — Аппетитом, Зависть — Соревнованием, Лень — Мечтой поэтов и мудрецов, а Похоть - Любовью. «Блаженны ищущие, ибо их правота утвердится в вечности, в то время как их борьба и страдания преходящи» (Геннадий Кононов, ARS POETICA). ПС: Почитать стихи Геннадия Кононова можно ЗДЕСЬ http://gondolier.ru/148/148kononov_2.html Елена Никитина http://businesspskov.ru/rdosug/concert/132111.html http://businesspskov.ru/prpt/?gallery=621

440Гц: «Блаженны ищущие…»Поэт Геннадий Кононов: “Я бы хотел вырастить в себе душу гибкую, отзывчивую…” Сергей Сидоров http://gubernia.pskovregion.org/number_207/18.php “Стучат часы и календарь худеет. Пульс тикает, нам отмеряя срок. И сердце охладевшее твердеет, И всадник медлит у креста дорог. Доколе можно размножать распятья? Но, если странник дрогнувший свернет, Ему, во тьме, под тяжестью проклятья, Петлей тропинка горло захлестнет” Геннадий Кононов Вадим Андреев о Геннадии Кононове: - Он совершенно осознанно относился к своему творчеству, воспринимая его как высший дар и как свое ремесло. Он говорил: “Вдохновение не имеет ничего общего с повседневностью. Оно необъяснимо и абсолютно вне бытовых ощущений. Неизвестно, когда оно приходит. Однако нужно посадить себя за стол и заставить работать, чтобы что-то получилось”. И еще: “Стихосложение – часть моей патологии”. Он и жил как поэт. Он впитывал мир, как губка. Сидишь с ним рядом и чувствуешь это: вбирает в себя разговоры, ситуации, эмоции, природу (“…не надо думать мной, февраль. Не чувствуй мной, зима…” – эта строчка показывает, что он воспринимает природу и себя как одно целое). В одной из наших бесед Гена сказал: “Знаешь, я сейчас играю во все игры, которые мне предлагают”. Таким образом, видимо, пропуская через себя, перелопачивая, он и формулировал все потом в образах и строчках. http://gondolier.ru/148/148sidorov_1.html

440Гц: Геннадий Кононов об ОСЕНИ ТРИДЦАТЬ КАПЕЛЬ Тридцать капель, не больше - настоян сентябрь на спирту. Листопад сбережет пустоту и подводит черту. Скользкий привкус болезни привычен и сердцу, и рту. Сердце делает сальто под куполом неба в заплатах. Взгляд, протяжный, как выдох: в коляске дитя голосит, тяжким выменем туча под куполом неба висит, осень настежь распахнута, внутренний дождь моросит, и порхают целители в белых дырявых халатах. ЧТО БЛУЖДАЕШЬ, ДУША... Что блуждаешь, душа, вдоль границ, возле сумрачных вод? Видишь - гуси летят за кордон коридором воздушным? Двери в осень открыты. Из дымных, туманных болот прель ползет по дорогам, и пахнет багульником душным. Игрокам и игре сверхсознанье подводит итог. Эпилог. Утекает песок, истончается запах. Кто дойдет до предела - увидит слиянье дорог, всех дорог, устремленных на юг, на восток и на запад. ТЕМНЫЕ КАРТИНКИ Спотыкается день, уходя, словно гость, ввечеру осовевший, и сморкается ангел дождя, утираясь крылом облысевшим. За окошком обвал темноты. Сердце к ребрам прикручено гайкой. Денег нету. У кошки глисты. Меланхолия мучит хозяйку. И течет незатейливый быт: за стеною - соседи в загуле, печка топится, чайник свистит, разбухают сардельки в кастрюле, разбирается хлам: керогаз, промолчавший лет тридцать будильник, тряпки, рваная кукла без глаз, пузырьки от лекарств, кипятильник, черно-белые снимки, стихи, тени слез с материнских подушек, деньги с Лениным, письма, духи - весь набор позабытых игрушек. Окружающая среда все темней изнутри и снаружи, и хохочет нагая звезда над своим отражением в луже. ... В час, когда почти не растет бурьян, не идут часы, неподвижна кровь, бесполезен разум, товарищ пьян, за гроши идет по рукам любовь, я шепчу: "Боже, не в этом суть, стеарин течет и дрожит звезда. Твой надежен мир и рассчитан Путь, бескорыстен Свет и чиста вода". Так я пью вино, и ложусь на дно, и пишу стихи. И Господь не спит. Но подкралась осень, стучит в окно, и сгорает голос к утру, как спирт. В летаргии мертвые спят поля. Не идут часы, неподвижна кровь... Как устала, Боже, от нас земля... Дай мне силы жить. Через ночь - Покров.



полная версия страницы